https://vk.com/feed?...l-200330025_607
Суперподвижная игра «Ремешок» - Пхающе, ово, све́ртни от портянинъ в рукахъ имуще
#игрыединоборства
Рукопись «Житие препод. Дионисия, составленное Симоном Азарьиным в 1648 и дополненное Иоанном Наседкой в 1652 г» описывает детство будущего архимандрита Троице-Сергиева монастыря. Автор отмечает: …были у него от младенчества великая кротость, смиренномудрие и простота сердечная — выше человеческого обыкновения, и не внимал он детским играм и забавам…
…Но за таковое свое смирение и кротость он терпел оскорбления от своих сверстников, принимал много укоров и неприятностей, еще же и телесные раны от них получал, поскольку, как обычно бывает с резвыми детьми, играя и насмехаясь, набрасывались они на благоразумного отрока с криком, когда били и пихали его кулаками, когда наносили удары святому, держа в руках жгуты из грубого холста, и причиняли ему разные пакости…
Из описания следует, что в детстве Дионисий принимал участие в подвижных играх, где дети толкались, бились на кулачках и стегали друг друга «све́ртни от портянинъ» - свёрнутыми кусками ткани, то есть жгутами.
Игр, в которых салят друг друга ремешком или жгутом в традиционной народной культуре достаточно много. Они отлично развивают быстроту, ловкость, уворотливость и другие качества, что необходимые и хлеборобу, и ратнику, и ремесленнику. Важно подчеркнуть, что они так же развиваю смелость, терпение. А главное – закаляют морально! Ведь очень важное условие игры - с улыбкой перетерпеть боль, ни в коем случае не заплакать, а уж тем более не жаловаться взрослым. Боль в игре – это наказание за твою слабость, медлительность, неуклюжесть…
Но! Удар жгутом может причинить ребёнку боль и отрицательные эмоции. С точки зрения многих мам это недопустимо так как «возникшая психологическая травма может навсегда искалечить психику ребёнка». Такие дети растут в среде постоянного комфорта и гиперопёки. А оказавшись на границе «зоны комфорта» ребёнок теряется, впадает в ступор или истерику.
С точки зрения современной педагогики отрицательные эмоции так же важны для воспитания ребёнка, так как они естественны для его развития. Сами по себе негативные эмоции не вредны, они являются адекватной реакцией на внешние раздражители, стимулируют организм, позволяют вовремя избежать опасности.
Игра «Ремешок» была широко распространена и популярна. она имеет различные варианты, в один из которых вполне мог играть маленький Дионисий триста лет тому назад.
Расскажу о варианте, который видел в Рязанской области на детских соревнованиях по спортивному ориентированию.
Вечером в день заезда на поляне у костра собралось порядка 20-25 детей разного возраста от 8 до 17 лет.
Все участники встали в круг лицом к центру. Считалкой выбрали водящего и бегущего (убегающего). Игровой инвентарь – брючный ремень, либо кусок ткани, свёрнутый жгутом.
Сценарий игры прост: водящий должен догнать и хлестнуть убегающего ремешком. Хлестать других ему запрещено. Если попал – бросает ремешок на землю и становится убегающим, а убегающий - водящим.
Водящий может бегать только снаружи круга. Передвигаться внутри круг он может только скачками на одной ноге.
Убегающий может бегать как с наружи, так и внутри круга. Если устал, или водящий вот-вот догонит, можно встать за спиной любого игрока в кругу, и тогда этот игрок становится убегающим.
Игра на поляне при свете костра продолжалась больше двух часов. Носились с визгом и смехом, хлестали по бёдрам, спинам и попам. Больно? Случалось. Кому-то в азарте доставалось неслабо. Заплакать и бросить игру? Нее, уже не больно. Ребята ложитесь, сутра соревнования, по лесу бегать. Ещё пять минуточек. Даже затушенный главным судьёй костёр игры не остановил. С трудом растолкали детей по палаткам. Через десять минут спали почти все. А утром соревнования. И не было ни одного, кто не добежал бы до финиша.
Сейчас использую эту игру в качестве разминки на уроке физической культуры. Заходит отлично. А вы хотели бы сыграть в «Ремешок»?
От Сергея Герасимчука