Перейти к содержимому


Фотография

Умер Хирокадзу Канадзава

карате память

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 10

#1 kek

kek

    Администрация

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 14 038 Cообщений
  • Москва

Отправлено 10 Декабрь 2019 - 18:29

8 декабря умер Хирокадзу Канадзава. 


оружейные техники Матаеси Кобудо в Москве 


#2 Начинающий

Начинающий

    Сидоин IV Дан

  • Модераторы
  • PipPipPipPip
  • 4 400 Cообщений
  • Санкт-Петербург

  • кегли

Отправлено 10 Декабрь 2019 - 18:46

...



#3 clover

clover

    Юданся I Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 317 Cообщений
  • Tallinn

  • Nihon Karate-Do Shotokai

Отправлено 10 Декабрь 2019 - 20:37

Соболезную

Где ищешь - там и дорога; 

Где остановился - там и конец.


#4 am/pm

am/pm

    7 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 209 Cообщений
  • Москва

  • Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю

Отправлено 10 Декабрь 2019 - 20:37

Печально, уходят Мастера.

(Его книга в детстве породила мой интерес к Японии)


Говорят, между двумя противоположными мнениями находится истина. Неверно! Между ними лежит проблема.
Гёте


#5 Яри

Яри

    Шихан

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 6 464 Cообщений
  • Москва

  • иайдо, дзёдо, айкидо

Отправлено 11 Декабрь 2019 - 00:34

...



#6 Danatas

Danatas

    5 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 417 Cообщений
  • Banbridge

  • практическая стрельба

Отправлено 11 Декабрь 2019 - 01:14

RIP



#7 Guest_Верзихрюк_*

Guest_Верзихрюк_*
  • Гости

Отправлено 11 Декабрь 2019 - 12:07

Хирокадзу Канадзава: большое интервью

Хирокадзу Канадзава является одной из самых известных фигур в мировом карате шотокан уже на протяжении почти пятидесяти лет. Он был первым чемпионом японии (JKA), одним из нового поколения атлетически одаренных каратистов; один из первых профессионально обученных инструкторов; один из первых, кто представил карате на всеобщее обозрение мировому сообществу. Сегодня ему 73, но он все также в отличной форме. 10-й дан и глава одной из крупнейших организаций карате.

Это интервью было взято в ноябре 2004 на семинаре в Глазго (Шотландия).

После семинара около пятидесяти учеников выстроились в очередь, чтобы получить заветный автограф на книгах, журналах, кимоно или чтоб увековечить себя на фото вместе с сенсеем. Он уделил время каждому, общаясь и оставляя свой знаменитый автограф в виде горы Фудзи. Весь процесс занял более часа, и он ни разу не выказал ни малейшего признака усталости или нервозности, он был терпелив и вежлив со всеми.

 

Во время нашей беседы он был дружелюбен и открыт. Было интересно услышать о его молодых годах обучения и кумите, вызовах, которые ему приходилось принимать, и его встречах со старыми мастерами, такими как Чосин Чибана. Когда мы просматривали фотографии с некоторыми окинавскими мастерами, которых он встречал сорок лет назад, он сделал замечание, что все они уже мертвы, и затем шутливо добавил: «я следующий в очереди». Будем надеяться, что нет. Он в отличной форме для 73 летнего человека, что является как бы визитной карточкой, если хотите, того насколько полезна постоянная практика карате.

 

Сенсей, первый раз Вы увидели карате в исполнении господина Ямаширо, Окинавца?

Да. Это произошло, когда я был в старших классах средней школы. Окинава, после последней войны находилась под управлением американцев. Поэтому, когда Ямаширо приехал в университет, на кафедру рыболовства, он больше не вернулся на Окинаву. Он приехал к нам в деревню, Ивата, потому-что был хорошим другом моего брата. Кроме того он хотел работать в компании моего отца на пол ставки. Иногда он показывал ката. А однажды показал как ломать бамбук. Это был большой сюрприз для нас.

С того времени я хотел заниматься карате, но к несчастью в северной Японии не было клубов карате. Единственным выходом было ехать в Токио. И случилось это, только когда я поехал поступать в университет. Сначала я поступил в университет Нихон, на кафедру рыболовства. Там же я начал изучение карате шотокан, но в клубе был всего один инструктор с черным поясом, все остальные были белыми поясами.

Это не был сильный клуб?

Нет, я не был доволен, потому-что уж очень сильно мне нравилось карате. Я хотел попасть в университет с самым сильным клубом. Так что мне снова пришлось сдавать вступительные экзамены, но на этот раз в университет Такушоку. Там я и продолжил свое обучение.

Не могли бы мы вернуться назад к господину Ямашира. Вы сказали, что он изучал карате собственноручно, в тайне?

Да, он тренировался собственноручно, а мы подглядывали и пробовали повторять.

Он практиковал ката, работу с макиварой?

Да, ката.

Какой это был стиль? Сёрин-рю?

Сёрин-рю.

И однажды он вырубил местного полицейского?

Да. Думаю ему иногда становилось одиноко, тоска по родине, Окинаве. Однажды он напился. Тогда мой городок был торговым портом. Там было много рыбаков, они были очень грубы и постоянно дрались. Ямашира был невелик ростом, кто-то что-то сказал, и завязалась драка. Вызвали полицию и приехал аж целый грузовик. Затем пришел господин Кодама (полицейский), здоровый такой, знаменитый 5-й дан по дзюдо – в то время это было очень круто. Войдя он сказал: «Что здесь творится?», «Я Кодама!». Даже якудза не нарывались на Кодаму. Но Ямашира сказал: «Кто такой Кодама?». Затем напрыгнул на него и БАМ! по носу и сломал его. После этого все полицейские набросились на него и увезли в участок. Он отсидел за решёткой всего лишь день. Мой брат отправился в полицию с поручительством и его отпустили.

Что было особенного в клубе карате университета Такушоку? Что Вас впечатлило?

В то время клуб карате Такушоку был сильнейшим в Японии. Он был знаменит. Там тренировались такие люди, как Нишияма, Араи, Янасе, затем Минода, Куросава, Оказаки, Ирие и другие. Все они очень серьезные бойцы.

Серьёзные в кихоне, кумите?

Во всем. Я побывал во всех университетских додзё в Токио. Затем я пришёл в Такушоку. Было так: камае, затем сразу же бам-бам-бам… очень быстрые и мощные техники. Я сразу же понял, что это именно то карате, каким я хочу заниматься.

Какими были тренировки? Много кихона, повторений, почти ничего не объясняли?

Кихон, и особенно макивара. Макивара, макивара каждый день, до занятий и после. Поначалу кожа попросту слезала с кулаков.

Они считали, что макивара очень важный инструмент?

Да, но я не всегда любил им заниматься. По ночам я вынимал солому из своих кулаков…

Вы говорили, что в то время большинство старших учеников не очень-то утруждали себя объяснениями, но Накаяма был другим, он всегда объяснял каждую технику.
Сенсей Накаяма всегда давал очень научные объяснения. Он приходил раз в неделю, но другие старшие ученики приходили каждый день и наслаждались, гоняя нас по залу. Они никогда ничего не объясняли. Они давили на нас во время растяжки и во время прыжков иногда махали шестами под ногами, чтобы прыгалось лучше.

Могли ведь и задеть.

Да, очень опасно (смеется). Раз в месяц все шесть «шотокановских» университетов собирались вместе на тренировку. Это доставляло мне безграничное удовольствие.

Что это были за тренировки? Соревнования?

Поначалу мы делали базовую тренировку. Затем шло кумите.

Это было санбон кумите, иппон кумите и джиу кумите?

Сенсею Фунакоши не очень нравилось джиу кумите, в отличие от старших учеников.

Был ли контакт? Были ли фингалы, сломанные носы, к примеру?

Да, да. Также иногда проходили экзамены. Не очень помню, когда я получил первый или второй дан, там был университет Васеда. Я стоял и ждал атаки, но тайминг в университете Васеда был другим, в итоге я пропустил удар и он меня просто сбил с ног. Это не было хорошо. Затем подошла моя очередь атаковать дзёдан, и БАМ, я его тоже завалил. Я ударил его прямо в лицо. Я думал, что завалил экзамен. Но сенсей Фунакоши сказал, что все в порядке, тайминг конечно разный, но, несмотря на это ученик из университета Васеда должен был заблокировать мой удар. Так что я сдал экзамен.

Вы много раз тренировались с представителями Годзю-рю, Вадо-рю, Шито-рю. Татсуо Судзуки говорил, что в те дни он мог в мгновение ока определить, какой стиль практиковал тот или иной человек, просто увидев его стойку.
Да, это было очевидно, стойки были разными: в Годжю-рю в основном были некоаши-дачи; в Вадо-рю высокие стойки; в Шотокане более длинные стойки.

До начала этого интервью вы говорили, что в Годзю-рю было несколько неплохих бойцов.

Да, в Годзю-рю практиковали много свободных поединков, так что да, они были хороши.

Какую технику они использовали?

Они дрались на короткой дистанции. Мы, конечно же, успевали наносить удар с дальней или средней дистанции, но затем, когда выходили на ближнюю дистанцию они всегда бросали нас на пол! Потому-что их техника ближнего боя была очень хороша.

Получается, что сначала вы зарабатывали очко, и лишь затем они бросали вас?

Да. Но то, что мы делали, это пытались ударить нашей техникой, чтобы они не смогли нас поймать своими бросками. Старшие постоянно кричали мне «Канадзава, остановись!». Но я понимал, что если остановлюсь, то боец годзю обязательно меня бросит. Однако, это было весьма сложно сделать. После я всегда говорил старшим: «Извините», на что те отвечали: «Не беспокойся, говоря стоп я имел в виду, чтобы ты продолжал его атаковать.»

Они действительно имели в виду не то, что говорили?

Да, всё наоборот.

Вы рассказывали, что когда вы проходили обучение на инструкторских курсах JKA, приехал сенсей Уджита со своими учениками из префектуры Вакаяма. Они были сильными бойцами?

Да, я был удивлен. Оказаки и Минода из JKA были, конечно, посильнее, но у других учеников из JKA не было шансов.

Выходит, что бойцы Годзю-кай были сильнее бойцов JKA?

Да (От автора: в тот раз Канадзава не участвовал в поединках).

Вы упомянули случай, когда старший ученик Годзю-кай попросил продемонстрировать ваши удары ногами на нём.

Это случилось во время kokan-geiko. Старшие ученики из университета Кансай были там. После завершения тренировки они спросили: «пожалуйста, покажи, как ты бьешь ногами». Я выполнил несколько ударов. На последнем ударе он заблокировал мою ногу и ударил меня по лицу фура-учи, БАМ! Я был зол. Я просто показывал ему свои удары, но не дрался. Но они были старшими учениками, и, несмотря на то, что они были из другой школы, ты должен был выказывать уважение. Но внутри я был просто вне себя!

В те времена адепты Годзю-рю использовали маваши гери?

Они били только чудан. Мы были также и дзёдан.

На первых инструкторских курсах JKA вы были с Такаюки Миками. А кто был вашим первым учителем там?

В основном сенсей Накаяма, но иногда и сенсей Нишияма.

Часто ли вы практиковали джиу-кумите со старшими учениками?

В основном старшие ученики проводили обучение, но иногда приходилось и с ними практиковать джиу-кумите. Но из-за системы уважения к старшим в Японии приходилось нелегко. Однажды, один из старших, господин Янасе, одноклассник Нишиямы сенсея, а также 4-й дан в дзюдо, очень сильный боец, встал со мной в пару в кумите. Когда он работал в кумите, он ловил оппонента и бросал его на землю.

Он проделывал это с каждым, так что все опасались вставать с ним в пару. Но я встал, и как только он приблизился, я нанёс удар. «Извините», сказал я. Затем он снова начал приближаться, и снова БАМ! «Извините, извините!» После трёх попыток он сказал, «ладно, Канадзава. На сегодня закончили!» Он так и не смог бросить меня.

Кто еще из старших учеников там был? Вы работали в кумите с Нишиямой?

Да, да.

Касэ сенсей?

Думаю да. Не очень хорошо помню те времена, но думаю да. Касэ любил джиу-кумите.

Использовал ли он много тай-сабаки?

Да, в основном он использовал фудо-дачи, поскольку был под влиянием сенсея Йоситаки Фунакоси.

Может быть, Вы слышали какие-нибудь истории о сенсее Йошитака Фунакоси?

Нет, никогда не слышал историй о нём.

Вы встречали сенсея Эгами? Он был хороший каратист?

Да, встречал. Но он был как бы из другого мира. Ближе к богу. Когда он говорил о карате или демонстрировал, то был каким-то другим для нас. Мы спрашивали себя «это что, шотокан?». Все выглядело по-другому.

Знали ли Вы сенсея Минору Мията?

О да. Однажды мы с сенсеем Миятой отправились в школу Кушинкай. Забыл имя инструктора, но он был хорошим бойцом. Иногда он приходил в университет Такушоку и спарринговал со старшими учениками. Интересные были поединки. Так вот, Мията отвел меня к ним, чтобы поработать кумите. Я дрался поочереди со всеми черными поясами, пока не дошел до последнего. Мы приняли камае, но он не двигался. Что же мне делать, подумал я? Мията представил меня как чемпиона Японии, так что я не должен был начинать атаку. Короче говоря, после первой атаки я получил рассечение. Мне наложили бинт и мы пошли работать дальше. Теперь я атаковал без остановки, прижимая его к стене дважды. После этого, он остановился и сказал, «всё, сегодня больше никаких кумите, поскольку я очень хорошо знаю господина Мияту.»

Сенсей Миура Мията был хорошим каратекой?

Да. Его стиль был близок к сенсею Касе, чувствовалось влияние сенсея Йошитаки.

Во время подготовки к первому всеяпонскому чемпионату, Вы делали это как-то по особенному?

Да. За два месяца до турнира я не тренировался с друзьями, т.к. они, конечно же, будут моими оппонентами там. Поэтому я тренировался тайно, иногда посещая другие додзё, а иногда додзё других стилей. В Токио их было много. Иногда я посещал университетские додзё шито-рю, но в основном университет Такушоку, чтобы поспаринговать с учениками.

Конечно, я проводил и общие тренировки, может полтора часа или два в день, и затем, после этого проводил кумите с семью учениками. Они были очень полезны для моей подготовки к турниру. Один раз, когда я уже закончил, я поблагодарил всех, но затем мой семпай спросил «Канадзава, ты что, закончил уже?» я ответил «Да». А он «Нет, ты не закончил, ты должен спаринговать больше!» Так что я провел еще шесть поединков. А в последнем сломал руку.

Правую руку.

Да.В JKA сказали, что я не смогу драться. Двумя днями позже моя мама приехала в Токио, чтобы наблюдать за боями. Я сказал, «я не могу драться из-за сломанной руки.

На что она ответила, «А что, в карате ты используешь только свою правую руку?»

«Нет, конечно, карате это еще и левая рука и обе ноги.»

«Тогда почему ты не можешь выступать, если у тебя сломана только правая рука?»

Я сказал, «Потому-что в JKA так решили».

Но моя мама не успокаивалась, «Я никак не пойму. Пожалуйста, спроси у JKA почему ты не можешь выступать. У тебя все еще есть левая рука и две ноги. Лишь одна рука сломана».

Я пошел к Накаяме и Тагаки (Масатомо Тагаки, генеральный секретарь JKA) за объяснениями, и затем к своему семпаю из средней школы. Он был моим семпаем по дзюдо, а в данный момент управлял больницей. Он сказал, что может написать письмо в JKA, и что может сопровождать на турнир и нести за меня ответственность, если что-то случится. После этого Накаяма и Тагаки сказали «хорошо, ты можешь участвовать».

С тех пор я никогда не обращаюсь к Богу за просьбами. Я уважаю Бога, но я не обращаюсь к нему по мелочам. Только в те дни я обратился к нему с просьбой помочь мне выиграть хоть один поединок, чтоб я смог показать своей маме на что способен.

После первого выигранного поединка, я подумал, что всё, этого достаточно. Но затем последовала вторая победа и третья – весело. Моя племянница подошла ко мне и сказала, «так, дядя, бабушка сказала, что с тебя достаточно». Но я ответил, «нет, я должен продолжать, поскольку я выигрываю. Если ты выигрываешь, то остановиться сложно». Так что я продолжал драться, но с этого момента все движения оппонентов казались замедленными. Я мог видеть каждую деталь. Я использовал левую руку для блоков и контратаковал ногами – только ногами, комбинациями ног, а иногда только одним ударом для получения очка. Я использовал технику ног на все 100%.

Все поединки Вы выиграли при помощи ног?

Да, на 100%. Я использовал одну руку только для блоков или финтов. В финальном матче я встретился с господином Тсуямой. Он был известной личностью в университетском карате, также чемпион. Его коронная техника была дзёдан маваши гери. Он мог встать в камае и ударить без какого либо подготовительного действия – БАМ! Он так побеждал у всех. Но я не мог блокировать, потому-что не мог использовать парвую руку, а левой руки было не достаточно. Однако, после того как он пошевелился, в тоже самое время, я переместился в зону его атаки, толкнул его плечом и использовал кекоми против его опорной ноги и он упал. Он был шокирован, поскольку никто до этого, подобного с ним не делал. Затем я подумал, «он уже не так в себе уверен. У меня есть хороший шанс.» Я ударил мае гери, затем маваши чудан и заработал очко. Я решил попробовать туже самую комбинацию ещё раз, это хорошая возможность. Третий раз, конечно, не получится, но второй раз… возможно. Но, конечно же, не в тоже самое место. Следующая моя атака была мае гери чудан и маваши гери дзёдан. Я получил очко и выиграл нихоном, два иппона!

Вы приехали на Гаваи в 1960.

Да, в 1960 году.

Вы сказали, что в то время многие американцы уже преподавали каратэ, даже не смотря на то, что они были всего лишь коричневыми поясами, что в свою очередь означало не высокий уровень занимающихся.
Точно, потому-что в тот момент они как раз возвращались из армии, где во время службы тренировались в окинавских или японских додзё. Но занимались они совсем не долго, поэтому в основном владели коричневыми поясами. Прежде чем у них была возможность получить черный пояс им приходилост возвращаться в штаты. Там они начинали обучать карате.

Вас вызывали на поединки боксеры и борцы на Гаваях?

Да, и не только каратисты вызывали, но и разного рода боксеры, борцы, кадзюкенбо. Там был каратист из Кушинкай. После нашего поединка, когда он проиграл, он перешел в шотокан.

Какую технику вы использовали против борцов или боксеров?

Дзёдан маваши гери — БАМ! Но бил всегда подъёмом стопы (хейсоку), ибо коши слишком опасно. Я делал финт и затем маваши дзёдан! Практически все сразу падали. Они не знали такой техники. Против боксеров я использовал аши-барай.Когда боксеры били я всегда видел удар, но я занимался когда-то боксом, так что я знал когда будет двойка. Так что после первого удара, не дожидаясь второго, я делал рывок и подсечку. Всё, добивающий удар. Для этого нужен хороший тайминг. Всё происходило на татами, но многие всё равно ударялись головой и теряли ориентацию на короткий промежуток времени.

На Тринидад и Табаго вы сражались с другим каратистом, который заявлял, что все предыдущие японские инструктора боялись с ним драться.

Да. У него все руки были в мозолях. Он наверняка бил деревья каждый день для закалки тела. Во время проводимой мною тренировки он ходил по залу и разговаривал с учениками. Мне это очень не понравилось и я говорил им, что они не должны останавливаться, должны продолжать тренировку. Он говорил ученикам, что моё карате не настоящее, а всего лишь гимнастика. А вот его карате самое, что ни на есть настоящее. После завершения тренировки он все еще оставался в зале. Затем подошел ко мне и предложил сразиться. Я не хотел драться, т.к. если я выиграю, то многие на Тринидаде могут начать недолюбливать меня. Если я проиграю, то это означает конец моему преподаванию здесь. Поэтому я сказал ему, что он может присоединиться к группе и попробовать поработать кумите. На тот момент в Тринидаде было всего два черных пояса, остальные были коричневыми или еще ниже. Я провел тренировку по кумите с пятью или шестью черными и коричневыми поясами. Он внимательно наблюдал за мной, но я всё делал очень осторожно и никогда не показывал дзёдан маваши гери. Я использовал только удары руками и мае гери.

Затем я сделал вид, что увидел его и сказал, «ой, прошу прощения, давайте поработаем кумите». Он встал в стойку и закричал «Яяяяяяяя!!»…

Я ударил мае гери по его передней ноге и не доводя удар до конца резко изменил траекторию на маваши гери дзёдан — БАМ! Хватило одного удара, чтобы его вырубить. Моей целью была его голова, поскольку еще на Гаваях я научился, что необходимо использовать маваши против сильных людей. После того, как он очнулся, он сказал «Я не знал, что на колене уязвимая точка». На что я ответил «нет, нет, я ударил тебя ногой по голове после того как я ударил тебя по колену». Он ответил «это было так быстро, так вот оно какое — карате». Я сказал «мое карате хорошо для здоровья, так что даже если люди называют его гимнастикой — я счастлив. Но хорошее карате-гимнастика также хороша для уличного боя».

Затем я сказал ему, что когда он пришел первый раз, я не хотел с ним драться, на что он усмехнулся, «все японские инструкторы говорят это лишь бы избежать поединка». Я спросил, «а кто были эти японские инструктора?» Он дал пять имен, Нишияма, Охшима и трех других я не знал. Я обьяснил ему, что все они очень хорошие каратисты, мастера, поэтому они и не дрались с тобой. Но я тогда был слишком молод, не так опытен как они, поэтому и принял вызов.

«Теперь я понимаю», сказал он. Несколькими годами позже, в Мексике проходил международный турнир по карате и я представлял японскую команду. Эноеда также был там. Накаяма скахал нам: «Канадзава, Еноёда, двое людей хотят сразиться с японскими бойцами, но я не хочу проблем на турнире. Можете сходить и разобраться с этим делом? Эти двое ушли переодеваться, чтобы сразиться с нами. Мы ждали их очень долго, но они так и не вернулись. Затем только я понял, что один из них был тот самый задира с Тринидада.

На Гаваях вас вызвал на поединок мастер Кадзюкенбо и у него был 12 дан. (Он отменил свой вызов увидев демонстрацию сенсеем тамешивари).

Да, 12 дан, золотой пояс. Серебрянный пояс приравнивается к 11 дану.

Кто это был? Вы помните имя?

Нет, имени я не помню, но он был гавайцем. Большой такой и сильный.

В 1965 году вы совершили мировое турне с Касэ, Еноёдой и Шираи. Для многих это было пожалуй первый раз, когда они увидели карате.

Да, это точно.

Вызывали ли вас но поединки во время этого турне?

Не вызывали, но во время тренировки в Чикаго, я работал в кумите с огромным парнем, который шёл на меня с ударами руками и ногами как танк. Я закрылся, чтобы остановить его и сделать бросок, но он был слишком тяжелым и призимлился прямо на мою ногу. До приезда в европу я ходил на костылях.

Можем мы поговорить о вашем приезде на окинаву в 1964 году. Вы говорили, что наибольшее впечатление на вас произвел сенсей Чибана (Чошин Чибана, глава школу Шорин-рю).

Мы встретились у него дома, сидели на подушках, пили чай и обсуждали множество накопившихся вопросов. Иногда вопросы были не совсем хорошие, но мы были учениками и очень молоды. Кто-то задал вопрос о технике, на что сенсей Чибана ответил, «давай, атакуй меня любой техникой». Что ученик незамедлительно и сделал. Уже не помню что это была за техника, думаю он попытался схватить сенсея, но прежде чем он успел это сделать — БАМ! и он полетел через всю комнату. Причём сенсей Чибана так и остался сидеть.

И сенсей Чибана сказал использовать любую атаку?

Да, захват, удар, все что угодно.

Вы также видели, как он втыкал пальцы в бамбуковую связку.

Совершенно верно. Несколько учеников держали связку, а он ударил никуте. После этого он ударил пальцами ног. Это было здорово!

В то время ему было почти 80 лет?

Да, почти 80 лет.

Вы также говорили, что он использовал очень высокие стойки, и объяснял вам почему.

Он считал, что так лучше для силы. Он объяснял, что когда бьёшь, твоё тело должно вытягиваться, чтобы сила шла в удар. (Сенсей Канадзава продемонстрировал движение из гедан барай в дзенкутцу дачи и ои цки). Я думаю его обучение было очень приближено к реальности. Такое у меня было впечатление.
Вы также упоминали о сенсее Ючёку Хига и его особом методе набивки на макиваре.

Когда я увидел его впервые, то решил что он так себе каратист. Мне почему-то показалось, что он не попадает по цели. Но я был не прав. После нескольких ударов я понял: он бил каждый угол макивары и лишь затем в центр. Вот такая специальная техника.

Тренировались ли вы в додзё на Окинаве?

Да, в додзё сенсея Ючёку Хига. Это были в основном кихон и ката.

Показывали ли вам на Окинаве бункай или другие способы применения ката?

Хмм. Мы были в каждом додзё всего по одному дню. В додзё сенсея Хига Ючоку мы пробыли два дня. Его додзё наполовину было в его доме и другая половина в саду. Кроме того мы каждый день тренировались в додзё департамента эмиграции. Туда нас пускали благодаря сенсею Яги Мейтоку.

Однажды в нашу гостиницу пришли представители окинавского кэмпо, желавшие померяться с нами силой. Они хотели сразиться с нами. Но сенсей Сейкичи Тогучи (годзю-рю), который присматривал за нами, сказал, что лучше не драться, поскольку Окинава, как одна большая семья, и если возникнут какие-то проблемы, то все окинавцы будут настроены против нас. Было бы лучше если они просто пришли потренироваться с вами вместе. Мы так и сделали, сказали чтобы они присоединились к нашим утренним тренировкам в департаменте эмиграции. В течении нескольких дней они приходили и наблюдали за нашими тренировками снаружи, но так ни разу и не зашли внутрь.

Переходя к более современным событиям. Вы ввели в обучение несколько ката из других стилей, например, сейюнчин и сепай из годзю-рю.

Сеюнчин из шито-рю и сепай из годзю-рю.

Вы хотите объеденить ката из наха-тэ и сюри-те вместе в вашей школе?

Я полагаю, что Наха-тэ более близок к китайским корням, техника более округлая. Сюри-тэ, наверное, больше окинавский. Некоторые окинавцы говорят, «наш стиль не из китая, у нас есть наши собственные техники. Это сюри-тэ».

В Наха-тэ больше прослеживается связь с китаем, китайские техники и окинавские объеденины вместе. Томари был похож на наха-тэ. Что касается Сюри-тэ, то этот стиль является больше чисто окинавским карате. Так они говорят, как на самом деле я не знаю.

Есть ли польза для последователей сётокана изучать ката из годзю-рю?

Я думаю, что да. Причина, по которой я всё ещё занимаюсь карате в свои 70, потому-что я практикую тай-чи. Тай-чи очень сильно отличается от карате. В карате важна скорость, но в тай-чи наоборот нет скорости. Сила очень важна в карате, но в тай-чи вы не должны использовать силу, двигаться необходимо пытаясь не задействовать мускулы. В карате важна концентрация, киме, но в тай-чи перед тем как остановиться вы уже начинаете следующее движение. Понятие «без концентрации» в карате, означает, что в любой момент вы можете сконцентрироваться. Если вы двигаетесь медленно и расслабленно, то в любое мгновение вы можете использовать свою скорость. Если вы действительно научились расслабляться, то вы поймете, что означает сила. Поэтому занимаясь тай-чи я могу посмотреть на своё карате под другим ракурсом.

Кроме того полезным является изучать другие стили карате. Например, в сётокан нет шико-дачи. Но шико-дачи очень хорошая стойка. Киба-дачи очень сильная стойка, но если совершить ошибку в тайминге, то можно потерять баланс. Шико-дачи на подобии японского деревянного дома. Киба дачи как каменный дом. Тайфун наверняка снесет деревянный дом, но каменный останется стоять. Но во время землятресения каменный дом будет разрушен, но деревянный останется стоять. Так что у всего есть свою плюсы и минусы. Обе стойки необходимы.

В сётокан преобладают длинные стойки, в то время как в годзю-рю короткие. Думаете в карате необходимо объеденить эти две идеи?

Да. Во время тренировки вы должны быть широким, глубоким и сильным. Но в кумите — коротким, высоким и расслабленным. Во время тренировки, конечно же, трудно двигаться быстро из глубоких стоек, но вы все равно должны пытаться двигаться всё быстрее и быстрее, и быстрее. Затем, когда вы в короткой стойке, очень легко исполнять быстрые перемещения и тай-сабаки.

Сегодня на семинаре вы показывали дыхательные упражнения. Это что-то вроде чи-кунг?

Да, чи-кунг.

Вы научились этому из китайских систем или это ваша собственная разработка?

Моя. Из тай-чи, карате и моих собственных исследований. Например, в годзю-рю есть множество дыхательных упражнений, и там всё дыхание только для поединков. Мои дыхательные упражнения больше для внутренней работы. Конечно же дыхательные упражнения могут служить множеству целей: для поединка, для самоуверенности, для расслабления, для очитски сознания, для силы.

Сенсей, большое вам спасибо за уделенное время!

Вам тоже спасибо!

 


  • kek, yamidako, clover и еще 1 это нравится

#8 kingvlad

kingvlad

    Фукусидоин III Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 910 Cообщений
  • Самара

Отправлено 11 Декабрь 2019 - 15:19

Великий был мастер.



#9 asata

asata

    Шихан

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 552 Cообщений
  • Москва

  • Синро-рю

Отправлено 11 Декабрь 2019 - 17:24

Жаль, когда уходят яркие представители боевых искусств...

#10 Tornvald

Tornvald

    Фукусидоин II Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 2 067 Cообщений
  • Ангарск

  • шотокан карате

Отправлено 12 Декабрь 2019 - 03:27

Светлая память Великому Мастеру. 


Ducunt volentem fata, nolentem trahunt

 

 


#11 hippy

hippy

    Юданся I Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 469 Cообщений
  • Москва

  • Кендо, Дайто-рю, Иайдо

Отправлено 12 Декабрь 2019 - 12:12

Уэда-сэнсей у него учился...

 


  • kek и ВиШень это нравится





Темы с аналогичными тегами: карате, память

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных