Обращение Президента Федерации Айкидо России Николая Егорова:
Несколько дней назад вышла статья заместителя председателя президиума НСАР С. В. Киселева «Новый уровень российского айкидо», в которой ставится вопрос о взаимодействии традиционных форм развития айкидо (семинары/аттестации на кю и даны) с современными спортивными формами (соревнования/присвоение разрядов и званий).
Еще в начале века стало понятно, что в противостоянии традиций и спорта абсолютную победу не одержать никому.
Всегда адепты классики будут доказывать, что возможен только несоревновательный путь развития айкидо.
Всегда приверженцы новых веяний будут доказывать, что без спорта поступательное развитие айкидо невозможно.
Искать однозначно правых тут бессмысленно, как гласит античный принцип справедливости: «каждому свое».
На сегодняшний день, мы вынуждены констатировать, что два направления, традиционное и спортивное, уже сформировались. Спорить, приводить аргументы, настаивать на своем и пр. уже поздно. Мы можем только принять это как данность и начать работать с учетом объективного существования айкидо и в традиционной и в спортивной форме.
А значит, предложение об учреждении двух комитетов в структуре НСАР, каждый из которых будет заниматься своим направлением, однозначно правильное и единственно возможное.
Но это теория. А наши инструкторы и ученики задают нам конкретные вопросы: на чьей стороне руководство ФАР? И хотелось бы ответить однозначно, но однозначного ответа тут нет. Наша обязанность, как руководителей Федерации Айкидо России, предоставить выбор каждому члену ФАР: или заниматься несоревновательным направлением, или соревновательным, или и тем и другим.
Предполагаем, что разделение пойдет, в основном, по возрастам. Детям и подросткам всегда хочется попробовать свои силы, проверить навыки, вместе со спортивными разрядами заслужить признание и уважение сверстников. Соревновательное направление, конечно же, ближе молодежи и наша задача обеспечить им эту возможность. С возрастом азарта становится чуть меньше) а значит и несоревновательное направление должно развиваться не менее активно.
Теперь об упоминавшихся в статье С. В. Киселева попытках руководителей ФААР проводить соревнования по айкидо айкикай, представляя все так, как будто, это не соревнования.
Понять это не просто, поскольку существуют, по меньшей мере, три версии того, что происходит.
Одна, для кураторов из Айкикай Хомбу Додзе, выглядит так: мы проводим как бы соревнования, но в форме тестов, без определения мест и без награждения победителей.
Вторая, для участников: мы проводим настоящие соревнования, присваиваем вам места, награждаем вас на пьедестале почета, но только вы об этом никому, особенно инструкторам из Японии, не говорите.
Третья, для спорткомитетов: мы провели соревнования, вот протоколы (в зависимости от ситуации, заполняются или вообще без фактического проведения каких-либо мероприятий, или по итогам выполнения неких контрольных упражнений в форме соревнований).
Сочетание всех этих версий, понятно, что приводит только к негативным последствиям: дети, со слезами на глазах отдирают от кубков шильдики с надписью за I, II, III место, родители находятся в шоке от запрета фотографировать детей на пьедестале почета, а если кому-то и удается из-под полы сделать пару снимков, оказывается, что ни выкладывать их, ни рассказывать в соцсетях о том, что ребенок стал победителем нельзя. Понятно, что все это ни к спорту, ни к боевым искусствам, ни к этическим нормам никакого отношения не имеет.
И понятно, что по всем вышеуказанным причинам руководство ФАР категорически против такого рода псевдо соревновательной практики.
Позиция руководства ФАР очень проста - получать что-либо надо за дело. Причем, как награды, так и санкции. Перекос в ту или иную сторону неотвратимо приводит к возникновению проблем ...
Занимаешься спортом – выполняешь требования и условия присвоения – получаешь спортивные разряды и звания.
Занимаешься псевдо спортом – претендовать на спортивные звания и разряды не имеешь ни фактического, ни морального права.
В конце концов, никто же не требует, чтобы звание «Народный артист России» присваивалось за пение под душем…)
Вот, собственно, поэтому руководство ФАР категорически против и старой и новой версии ЕВСК от ФААР, по которой, спортивные разряды и звания, могут быть присвоены не по итогам многолетней подготовки и тяжелой борьбы, а за правильно заполненные протоколы. Ну, или, в лучшем случае, за хорошую физическую подготовку ассистента (уке).
И еще на один момент в статье С. В. Киселева хотелось бы обратить внимание. А именно, на цитату из послания Хомбу Додзе-чё:
«Основатель айкидо О-Сэнсэй Морихэй Уэсиба провозгласил, что айкидо – это способ посредством постоянных тренировок усовершенствовать природу человека и достичь социальной гармонии. Поэтому любые виды соперничества или соревнований не нужны и не должны существовать в Айкидо».
Да, с одной стороны, здесь явный запрет соревнований по айкидо айкикай, который, действительно, некоторые руководители ФААР всячески пытаются обойти. Но, сейчас, мне хотелось бы остановиться на другом моменте. Давайте еще раз вдумчиво и без предвзятости прочтем эту фразу: «айкидо - способ … достичь социальной гармонии. Поэтому любые виды соперничества или соревнований не должны существовать в Айкидо».
Все согласны с такой постановкой вопроса? Ведь получается, что спортивные соревнования, а значит, и спорт, в целом, прямо противопоставляется возможности достижения социальной гармонии...
Странно, а нам, всю нашу спортивную жизнь казалось, что именно спорт и является одним из самых сильных средств достижения и социальной и физической и психологической гармонии Тот самый спорт, который заставляет миллионы людей сопереживать и восторгаться достижениями великих спортсменов, тот самый спорт, который демонстрирует неограниченные возможности человеческого тела и духа, который объединяет в едином порыве, представителей разных стран и народов, когда стадион взрывается аплодисментами после установления мирового рекорда, красивейшего броска, или фантастического голевого удара.
Разве те слезы, которые были на щеках у миллионов зрителей из разных стран мира, при виде улетающего Олимпийского Мишки (Олимпиада 80) могли помешать установлению социальной гармонии?
Наоборот, общее переживание, общий восторг, общее ощущение причастности к чему-то прекрасному и устанавливают социальную гармонию.
Да, спортивное соперничество может быть и злым и непримиримым. Но ведь может быть и честным и благородным. И мы знаем множество примеров торжества истинно спортивного духа, торжества фэйр-плей - принципа справедливости в спорте.
Мы также знаем множество примеров, когда соперники на дорожке или ковре, в жизни, долгие годы оставались близкими друзьями.
Дух соперничества далеко не всегда делает людей врагами, но даже чаще заставляет уважительно относиться к мастерству противника, подталкивает к достижению новых высот.
Спортивные связи сближают людей, повышают уровень доверия, объединяют в клубы, союзы, движения. Одно только Олимпийское движение чего стоит…)
Надо сказать, что близко познакомившись с разными гранями спорта, я далек от его идеализации, (насмотреться пришлось всякого) но еще более я далек от обвинения спорта в однозначно негативном влиянии на человека и общество.
И, кстати, а в нашем с вами великом боевом искусстве айкидо, все прозанимавшиеся более пяти (или даже пятидесяти, не важно) лет, становятся высокодуховными личностями? Все достигают социальной и прочей гармонии? Все успевают изжить в себе зависть, корыстолюбие, желание подсидеть друг друга? – Вот то-то и оно.
Подводя итог, руководство ФАР считает, что на современном этапе развития айкидо, для занимающихся должен быть предоставлен полный спектр возможностей, связанных с занятиями боевыми искусствами (хотя, то, что айкидо является именно боевым искусством, во многих клубах, секциях и федерациях давно забыто).
Возможность получения кю и данов, как показателей уровня знаний принципов и особенностей традиционных школ, должна сочетаться с возможностью получения спортивных разрядов и званий, как показателей и уровня физической/психологической подготовки, и потенциального уровня эффективности применения технического арсенала на практике.
Спорить о том, насколько в действительности далек или близок уровень спортивной подготовки к уровню прикладного применения, бессмысленно, поскольку при любых вариантах, он значительно ближе, чем уровень подготовки, достигаемый при занятиях по традиционной системе.
Исходя из вышеизложенного, а также с учетом объективно сложившейся ситуации, руководство ФАР приняло решение о расширении своей деятельности по существующим на сегодняшний день направлениям.
Статья заместителя председателя президиума НСАР С. В. Киселева «Новый уровень российского айкидо»
http://www.aikido.ru...php?content.213
Сообщение отредактировал Orb: 20 Май 2020 - 12:11