Очень интересные заметки об тайкикен написал Shade более 10ти лет назад. Заметка о собсно тайкикен потеряна для истории, увы((( осталась та что была написана для сайта Контэн.
PS. собсно, тайкикен лежит в основе его системы Айки-цигун, но об этом чуть позже, потому что без этой статьи проблематично завершить разговор именно об этих видах столбов
О Саваи Кэничи, Цигун и телесно-ориентированной психологии
Конкретно, сейчас я хочу поговорить о стоячих медитациях, а именно о Рицудзэн, описанном Саваи Кэничи. Как именно работает эта медитация и что в ней такого особенного. На первый взгляд - та же поза обнимания дерева: ноги чуть шире плеч и слегка согнуты в коленях, руки как будто обнимают большое дерево, колени чуть повернуты внутрь. Но есть и на первый взгляд небольшое отличие - пятки в Рицудзэн оторваны от земли и вес не распределяется по всей поверхности стоп, а перенесен на большие пальцы ног. Вопрос: для чего? После того, как в этой позе простоишь пять минут вместо указанных десяти- пятнадцати и уж тем более вместо рекомендуемых в дальнейшем часа-двух, возникает еще один вопрос: За каким хреном мне это надо? И вопрос не случайный - если верить словам Саваи, это упражнение он люто ненавидел, а до него его так же ненавидели многие поколения мастеров внутренних стилей. Такая вот у них традиция. Ну не любили это упражнение и все тут. И есть за что. Сначала возникает проблема с удержанием равновесия - стоять на носках не очень то удобно, а стоять долго - еще неудобней. Потом начинают болеть мышцы ног, причем болеть так, что про неудобство в руках просто забываешь. Потом они еще и начинают дрожать, что тоже крайне неприятно. После этого, вспоминаешь про руки, потому что и они начинают дрожать от напряжения. В конце концов, все тело ходит ходуном. И это после каких-то десяти-пятнадцати минут! К примеру, мой товарищ, который в столбовом стоянии стоит по полчаса ежедневно, в Рицудзэн выдержал пять минут, а потом плюнул и бросил это гиблое дело. Но Саваи говорил и думаю не зря, что это упражнение - основа внутренних стилей. Что же в нем особенного? Вернемся к телесно-ориентированной психологии. Все упражнения на заземление там выполняются до дрожи в ногах. Если этой дрожи нет, то упражнение делается неправильно. Так вот, что же происходит во время Рицудзэн. Во-первых, тело сталкивается с проблемой удержания равновесия. Все внимание направляется именно на эту проблему, а поскольку старые двигательные программы не работают, оно начинает судорожно искать новые более эффективные. Как вы знаете, проблема динамического равновесия для БИ всегда была актуальна. Затем мышцы ног и рук устают, и возникает проблема номер два - нехватка энергии, которая внешне проявляется в виде боли и дрожи. Кстати, дрожь - естественное волновое движение, к которому тело прибегает в экстремальных условиях. В поисках свободной энергии тело начинает судорожно пересматривать свой список ее распределения. А тратится она обычно на хронические мышечные зажимы и мысленный диалог. Кстати, о том, как много энергии на это тратится. Проведите простой эксперимент. Сожмите руку в кулак и напрягите до максимума все мышцы руки. Постарайтесь удержать это напряжение как можно дольше. Ну, как, устали? А теперь представьте, сколько энергии тратится на мышечный зажим, например, в межлопаточной области. А ведь мышечный зажим он на то и хронический, что напряжение там сохраняется практически двадцать четыре часа в сутки!!! То же самое касается и мысленного диалога. Интенсивно подумайте над какой-нибудь задачей и оцените свое состояние. А теперь представьте, сколько энергии уходит на эту пустопорожнюю болтовню в вашей голове!!! Ведь путных мыслей там не так уж и много возникает, и КПД подобной умственной деятельности крайне низок. Так вот вся эта энергия в момент Рицудзэн высвобождается и направляется туда, где в ней есть нужда. Какой там думать, когда все мысли только о боли в ногах, а потом и на это сил не остается. Какая к черту броня характера, когда ноги трясутся, как руки у алкоголика. Итак, мы видим, что тело в таких условиях временно переходит на несколько иной режим энергораспределения. Но вот упражнение заканчивается. Саваи, кстати, пишет, что очень важен момент перехода от упражнения к обычной деятельности. Если сразу после Рицудзэн начать активно двигаться, то эффект от него теряется. Переход должен быть плавным, для этого есть специальные упражнения, позволяющие сохранить это состояние некоторое
время после упражнения. То есть некоторое время после упражнения сохраняется состояние, когда практически отсутствуют мышечные зажимы и мысленный диалог сведен к минимуму. В то же время нагрузки на тело уже нет, и тело внезапно получает огромное количество свободной энергии, которая начинает двигаться в тех направлениях, которые считает нужными. Промываются засоренные энергетические каналы, обостряются хронические заболевания, которые нуждаются в фазе обострения, для того чтобы перейти в фазу выздоровления и т.д. Конечно, сначала это состояние последействия непродолжительно, но ведь вся соль в том, что делать его надо ежедневно, постепенно увеличивая продолжительность до полутора-двух часов. Постепенно состояние повышенного энергопотенциала и телесной свободы растягивается на период от упражнения до упражнения, а затем начинает его превышать, соответственно суммируя эффекты от упражнений. После того, как выполнено упражнение Рицудзэн, Саваи рекомендует выполнять Хаи или упражнение ползание. Если я правильно понял, то Хаи по своей сути представляет двигательную программу более рационального для БИ перемещения. Он буквально вколачивает в тело навык низко сидеть в стойке и подворачивать колени внутрь для защиты паха. Не забудьте, что это делается в момент после Рицудзэн, в момент, когда тело максимально свободно от мышечных зажимов и действие старых двигательных программ временно приостановлено, то есть новая программа напрямую уходит в подсознание. Стоило мне неделю постоять в Рицудзэн по пять минут и поползать в Хаи, как я заметил, что могу легко сохранять более низкую стойку в течение всей тренировки и что самое главное - произошло это естественно, как бы само по себе. В заключение поделюсь своими личными наблюдениями. Эффект от Рицудзэн и Хаи наблюдается практически сразу. В первый же день я заметил, что мой шаг в повседневной жизни стал более плотным, а походка более свободной и устойчивой. На тренировках, работая с мешком, заметил, что удары идут из даньтяня - волна свободно проходит через плечевой пояс и выхлестывается в удар, причем устойчивость при этом не теряется из-за низкой стойки, которая тоже вылезла сама по себе. Что касается ударов ладонями, то они у меня были толчковыми - из-за чего я их не использовал. Сейчас же они стали какими-то "хлопающими", силу я в них практически не вкладываю, просто чуть подшагиваю во время удара. В общем, грохот стоит на весь зал, а вмятина на макиваре после такого "хлопка" остается, как после удара ногой. По этим причинам сейчас ищу способы внедрения ударов ладонями в свою боевую систему.
С.Ли