Перейти к содержимому


Фотография

Интервью с Хакару Мори.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 853 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun

Отправлено 12 Ноябрь 2020 - 12:12

Интервью с Хакару Мори.
Хакару Мори - глава Дайто-рю Такумакай.

Часть 1.

- Сенсей, я уверен, что Дайто-рю для вас не просто хобби, а имеет гораздо более глубокое значение.

Хакару Мори: Сначала это было просто хобби. Я, как и другие, был очарован старыми японскими боевыми искусствами. Случайно я увидел плакат о додзё Хиса Сэнсэя на стене здания, где я работал. Сэнсэй был из Сикоку, откуда и мы с женой, так что у нас было что-то общее. Его человечность и техника очаровали меня. Сейчас я стараюсь усердно работать, чтобы выполнять его волю.

- Сколько примерно филиалов в Такумакай?

Хакару Мори: У нас почти сорок додзё, в которых около шестисот членов. Я считаю, что причина того, что мы выросли в такую ​​большую организацию, - это использование нами системы семинаров, которая началась в газете "Asahi Newspaper Company" для обучения групп студентов. Первоначально классическим боевым приемам обучали индивидуально. Я подозреваю, что Сокаку Такеда тоже преподавал на индивидуальной основе. Однако мы не могли обучать таким образом, и поэтому мы организовали занятия по принципу семинара, когда мы собирали вместе тех, кто хотел учиться, и обучали их.

- Я слышал, что когда Морихей Уэсиба учился у Сокаку Такэда в Энгару, Сокаку проводил занятия для семи или восьми учеников. Есть также запись о том, что он обучал класс из пятидесяти студентов в полицейском участке Сайтамы. Конечно, есть также записи о его зачислении и полученных платежах, которые указывают на то, что он действительно преподавал индивидуально. Таким образом, эта форма группового занятия возникла некоторое время назад.

Хакару Мори: Если это правда, это началось очень давно. Такумакай использует этот метод в стиле семинара через комбинированную систему. Мы проводим семинары в различных филиалах. Если бы каждый филиал или додзё были изолированы, индивидуальные характеристики каждого инструктора могли бы слишком сильно отразиться на методах додзё, что могло бы привести к искажению и потере программы обучения. Чтобы избежать этого, мы часто практикуем вместе в группах по уровням; более опытные практикующие работают вместе, в то время как новички работают с партнёрами своего уровня. У нас также есть инструктора, которые посещают другие додзё Дайто-рю для практики. Кроме того, мы составили текст на японском и английском языках под названием «Кейко Течо» [Руководство по обучению Айки дзюдзюцу], который помогает облегчить понимание Айки дзюдзюцу. На экзаменах на Кю и Дан два или более руководителей филиалов должны присутствовать в качестве свидетелей во избежание предвзятости или искажения техники.

Таким образом, есть четкие технические инструкции от начальных этапов до верхних уровней, и я думаю, что все практики могут реализовать свои цели. Я считаю, что наша учебная программа хороша. В качестве последнего шага мы обучаем Соден Ваза [11-томное собрание техник Дайто-рю Айки дзю-дзюцу, составленное Хисой ок. 1942 г. на основе приёмов Морихея Уэсибы и Сокаку Такеда].

- Другие организации также проводят совместные тренинги, хотя обычно они проводятся один или два раза в год и больше похожи на фестиваль. Но если бы групповые тренировки проводились чаще, как это делается в Такумакай, каждый мог бы прогрессировать, и был бы возможен лучший технический анализ.

Хакару Мори: Некоторое количество учеников Сокаку Сэнсэя в третьем поколении все еще посещает додзё газеты Асахи, и мы тоже учимся у них. Мы делаем такие вещи очень открыто. Если вы думаете, что вы лучше, вы не можете учиться. Но все члены Такумакай скромны. Думаю, это одна из хороших черт нашей группы. Правда были некоторые члены, которые не были такими людьми, но эти люди покинули Такумакай. Если кому-то есть чему нас научить, мы усваиваем его приемы и методы. Мы просто впитываем то чему он учит. Несмотря на то, что источник техник один и тот же, со временем они видоизменяются на основе собственного опыта и изучения. Когда Сокаку Сэнсэй преподавал в додзё газеты Асахи, я не думаю, что у студентов было достаточно времени, чтобы полностью понять суть его учения. Но они могли понять схему, и они осознали истинную сущность техник после собственных исследований и практики. Каждый из них отличается ярко выраженной индивидуальностью. Они говорят нам: «Я научился этому вот так, и если я добавлю свой собственный опыт к технике, это то, что я понимаю…» В этом отношении Такумакай - это организация Дайто-рю с самым большим объемом технической информации в Японии.

Еще одна причина того, что Такумакай превратился в такую ​​большую ассоциацию, заключается в том, что мы открыто обучаем техникам. Хиса Сэнсэй был щедрым и научил нас всему, что знал.

- Перевод: Максим Крохмалёв
На фото: Хакару Мори и Кейко Течо 1991 года.



fbafe9c83010.jpg
 
https://vk.com/club1...-151624829_2055

Интервью с Хакару Мори.
Хакару Мори - глава Дайто-рю Такумакай.

Часть 2.

- Растущая популярность Айкидо также также способствовало развитию Дайто-рю.

Хакару Мори: Абсолютно. Когда Айкидо стало популярным, люди по-новому взглянули на его корни. Несмотря на то, что Айкидо глубоко и высоко, в нём меньше техник для практики. Таким образом, некоторые люди, изучавшие Айкидо, остались недовольны им и присоединились к нам в поисках большего разнообразия.

- Как вы только что упомянули, количество техник, которые изучаются в Айкидо, меньше, чем в Дайто-рю.

Хакару Мори: Это было сделано намеренно. Уэсиба Сенсей обучил Хиса Сенсея гораздо большему количеству техник, чем обычно преподается в современном Айкидо. Их слишком много, чтобы их выучить. Например, в таких документах, как записные книжки адмирала Такешиты, мы можем видеть, что Сенсей Уэсиба обучал множеству техник, я считаю, что учителя Айкидо не обучают сегодня всем этим техникам студентов специально. Однако они глубоко практикуют свои техники и достигли высокого уровня. По нашему мнению, если мы преподаем слишком много методов или если мы преподаем методы без разбора, ученики сбиваются с толку и не могут улучшить уровень техник, которым мы обучаем. Это может быть проблемой, потому что не все студенты могут продолжать обучение на протяжении всей своей жизни.

- В этом отношении очень ценно Кейко Течо из Такумакай.

Хакару Мори: Это может быть одной из причин того, что Такумакай растет. Сначала всех сбивает с толку количество техник и вариаций, которые нужно изучить. Они задаются вопросом. "Чему я сейчас учусь?" или "На чем я должен сосредоточиться?" Если нет подсказки, остается недоумение. Однако с Кейко Течо вы можете знать, что вы изучаете и насколько далеко вы продвинулись по учебной программе.

- Включает ли Кэйко Течо описание истории Дайто-рю?

Хакару Мори: Описана только общая история - общеизвестные факты. Однако у меня есть некоторые личные взгляды на историю Дайто-рю.

- Расскажите, пожалуйста, о связи между знаменитым Сиро Сайго и Дайто-рю.

Хакару Мори: Сиро Сайго [известный дзюдоист, который послужил образцом для знаменитого романа Сугата Санширо] был усыновлён Чиканори Сайго. Таким образом, естественно предположить, что Сайго имел какую-то связь с Дайто-рю. Однако Широ Сайго изучал дзюдо в Кодокане с детства, и нет никаких свидетельств того, что он изучал Дайто-рю. Но Широ Сайго покинул Кодокан, и есть много теорий о том, почему он это сделал. Он был одним из учеников, которые остались отвечать за Кодокан, пока Дзигоро Кано был в поездке. Мы просто не можем доказать, что он использовал техники Дайто-рю в Кодокане. Некоторые люди говорят, что Яма Араши - это разновидность Шихо Наге, но техника, представленная Кодоканом как Яма Араши, совершенно другая. Кроме того, я сомневаюсь, что вы действительно можете согнуть руку таким образом. Когда вы попытаетесь применить эту технику к кому-то, вы обнаружите, что так согнуть руку дзюдоиста очень сложно. Таким образом, теория о том, что Яма Араши является разновидностью Шихо Наге, неубедительна. Более того, нет никаких доказательств того, что Сайго использовал Дайто-рю после того, как покинул Кодокан. Говорят, что он изучал Дайто-рю, но трудно судить, правда это или нет.

- Раньше боевые искусства хранились в секрете; сегодня же их может изучить каждый. Сложно ли сбалансировать традиционные закрытые учения с современным открытым подходом?

Хакару Мори: Да, это так. Сокаку Сэнсэй, когда учил, шутил: «Эта техника стоит 1000 рё» [денежная единица, использовавшаяся в период Эдо]. Как только вы покажете технику, кто-то другой может ее украсть и, в свою очередь, показать другому человеку, как если бы эта техника была его лично. Это может быть одной из причин, по которой мастера боевых искусств не показали свои приемы. Однако мы считаем, что пока мы обучаем студентов, мы должны демонстрировать технику соответствующую их уровню. Новички не могут понять некоторые техники более высоких уровней. Поэтому продвинутые студенты изучают и практикуют техники самого высокого уровня и сохраняют их. Однако, если бы мы открыли эти техники для публики, некоторые из наших членов могли бы возразить, что мы показываем их публично. В Такумакай есть много учеников, которые еще не изучили их. Так что мы не должны этого делать.

- Перевод: Максим Крохмалёв
На фото: группа Такумакай во главе с Такума Хиса в 1964 году и Кейко Течо 1997 года.

7a7c26876469.jpg


https://vk.com/club1...-151624829_2057


  • yamidako, hippy и nkseal это нравится
http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.

#2 Sten

Sten

    9 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 69 Cообщений
  • Чорнобаївка

Отправлено 13 Ноябрь 2020 - 19:09

На фото: Хакару Мори и Кейко Течо 1991 года.

 

А где кто?



#3 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 853 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun

Отправлено 14 Ноябрь 2020 - 20:25

На фото: Хакару Мори и Кейко Течо 1991 года.
 
А где кто?

 
Хаку Мори на фото.
 
А кейко течо я забыла запостить
 
0088ee713762.jpg

bb1a34fea84a.jpg
http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.

#4 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 853 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun

Отправлено 15 Ноябрь 2020 - 18:54

Интервью с Хакару Мори.
Хакару Мори - глава Дайто-рю Такумакай.

Часть 3.

- Издает ли Такумакай газету или бюллетень?

Хакару Мори: Мы издаем «Дайто-рю Айкидзюдзюцу Такумакай Дайори», «Кайхо», а также активно общаемся. Изолировать членов такой большой организации - нехорошо. Мы считаем, что должны иметь возможность передавать информацию о Дайто-рю и организации, и делаем это очень старательно. Мы проводим учебные и тренировочные собрания для инструкторов. Таким образом мы можем узнать, реальны ли техники или нет. Было бы серьезной проблемой, если бы индивидуальность инструктора исказила методы. Мы часто тренируемся вместе и таким образом избегаем проблем. На этих занятиях преподают многие инструкторы, и мы уважаем индивидуальность каждого инструктора. Мы легко можем сказать, какие методики инструктора рациональны, а какие нет.

- В Такумакай вы также практикуете Соден Хиса Сэнсэя?

Хакару Мори: Продвинутые ученики, включая меня, практикуют Соденваза в том порядке, в котором они появляются в Соден. На своём опыте мы обнаружили, что вы не сможете воссоздать Соденваза, если не объедините свое понимание движений, которые вы уже изучили. На этих фотографиях видны только первое и последнее движения. Мы никогда не знаем, как начать применять эту технику и закончить ее, пока не попробуем. Мы обнаружили, что Соденваза не подходят новичкам.
По мере продвижения по книге они становятся все труднее.

- Я думаю, тот факт, что эти исторические техники Соден, которые были организованы Хиса Сэнсэем, все еще живы в обучении Такумакай, является великолепным. В Айкидо есть много исторической информации, но большая ее часть не имеет отношения к современной практике. Другими словами, информация, переданная из прошлого, потеряла связь с практикой. Это огорчает такого исторически мыслящего человека, как я.

Хакару Мори: Когда Каничи Макита Сенсей [Макита получил лицензию инструктора от Такума Хиса в 1975 году и был главой отделения Такумакай Комацусима, а также директором секции инструкторов Такумакай] скончался в позапрошлом году, мы провели мемориальную демонстрацию. Мы решили продемонстрировать Соденваза на этой демонстрации. Один из учеников Хирокадзу Кобаяси из Айкидо Буйкукай был настолько впечатлён, что подошел после демонстрации и сказал: "Это отличается от Дайто-рю на Хоккайдо и, конечно, от Айкикай или Буйкукай". Техники Соден очень глубоки и мы не хотим потерять их.

- Сэнсэй, я полагаю, вы также изучили историю клана Айзу, которая является частью современной префектуры Фукусима. Не могли бы вы рассказать нам что-нибудь из того, что вы узнали?

Хакару Мори: В Айдзу социальная иерархия была очень строгой. Сюда входили воины, которые сражались в последние дни сёгуната Токугава и верно служили семье Токугава до конца. Одним из примеров является цвет и дизайн завязок и шейного обруча - Хаори [японского полупальто], которые различались в зависимости от социального статуса владельца. Таким образом, можно было сразу определить, к какому рангу принадлежал человек. То же самое и с квалификацией Шоден. Чтобы хорошо понять это боевое искусство, вы должны думать о таких вещах.

Например, Хиса Сэнсэй однажды сказал, что в старые времена они практиковали технику, своего рода подноса к дворянину, при котором вы бросали или хватали одной рукой, поворачивая тело, не проливая то, что вы несете, на подносе. Если вы попытаетесь двигаться таким образом, неся поднос в одной руке, вы не сможете двигаться с силой, вы не сможете двигать плечами вверх и вниз. В Идори или техниках сидя мы учим ходить вперед, назад и поворачиваться на коленях. Мы очень строго следим за тем, чтобы ни плечи, ни голова не покачивались вверх и вниз. Это должно быть похоже на танцы, скользящие по горизонтали.

Если вы не можете использовать руки, вы должны использовать плечи или грудь. Важными становятся бедра и плечи. Бедра, пожалуй, самые важные. В боевых искусствах мы часто используем плечи, но нельзя сказать, что движение плеч не связано с движением бедер. Движение плеч возникает в результате движения бедра. Как я однажды написал в нашем информационном бюллетене, Хиса Сэнсэй рассказал о том, как, когда он только начинал изучать Дайто-рю, он специально входил в толпу людей, чтобы научиться пробираться сквозь толпу. Если вы сделаете это, вы обнаружите, что если вы будете поворачиваться бедрами, то будет уже слишком поздно. Я считаю, что бедра нужны для силы, а плечи - для скорости. Если вы хотите двигаться быстро, вы должны двигаться плечами. Техники Айки включают движения, которые выполняются только бедрами, но мы не используем их часто. Вы можете применять техники, используя только плечи, поэтому важно научиться правильно ими двигать.

- Практикующие Дайто-рю иногда используют термин «Айкидо» для обозначения своего искусства. Я был удивлен, услышав такое.

Хакару Мори: Это потому, что Хиса Сэнсэй был учеником Уэсибы Сэнсэя, и ему не было неудобно использовать термин Айкидо. Кроме того, в то время люди не знали о Дайто-рю. Даже сегодня Дайто-рю может быть неизвестно широкой публике. Например, термины Дзюдо и Айкидо можно найти в японских словарях, а Дайто-рю или Айкидзюцу - нет.

- В Дайто-рю Айки дзюдзюцу насчитывается более ста додзё, если считать те, что принадлежат Такумакай, Дайтокан и Кодокай.

Хакару Мори: Я думаю, это связано с тем, что эти техники привлекательны, эзотеричны, и многие техники сохранились до наших дней. Независимо от того, насколько привлекательными или рациональными могут быть техники, если в школах боевых искусств, основанных на обучении ката, остается немного техник, люди обнаруживают, что они ограничены, разочаровываются в стиле и затем уходят. Однако в нашем дзюдзюцу очень много техник, и каждая из них очень рациональна. Техническая система полностью отличается от Дзюдо. В результате многие люди увлекаются Дайто-рю. Если бы система была такой же, как в Дзюдо, все было бы иначе. В последнее время возрос интерес к традиционным боевым искусствам, но если есть сомнения по поводу Дайто-рю, этот энтузиазм угаснет. Я хочу хорошо заботиться о Дайто-рю. Мы хотим передавать техники в их правильной форме, поэтому мы должны избегать изменения техник на основе нашего понимания. Мы хотим передавать только подлинные методы.

- Перевод: Максим Крохмалёв

На фото Такума Хиса

a6975e010a87.jpg


https://vk.com/club1...-151624829_2060
http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных