Нинпо миккё - тайные, мистические знания ниндзя, берут своё начало с религиозно-аскетической практики сюгэндо 修験道 Хотя конечно сюгэндо имеет явно религиозный окрас, я бы с большой натяжкой называл бы это религией, в том смысле, которое чаще всего подразумевает это понятие. Это скорее японское синкретическое учение, которое основано в свою очередь на религиозных понятиях буддизма, синтоизма, даосизма и позже, даже христианства... Само название можно перевести, как "Путь практической проверки и обретения чудесных способностей". Проведём анализ самого слова. чтобы лучше понять его значение: Первый иероглиф修 («Сю») – производное от глагола修める «осамэру», т.е. «овладевать [знаниями]», «совершенствоваться [в чём-л.]». Используется в слове «сюгё», которое одновременно означает «учение», «изучение» (сюгё - 修業) и «религиозная практика» или «практическое изучение» (сюгё - 修行).
Основой сюгэндо как идеологического течения является поклонение горам, восходившее к древним японским верованиям и значительно усиленное буддийским и даосским влиянием. Кроме того, оно дополняется и другими элементами буддийского происхождения и религиозного даосизма, приобретая черты синкретического образования. Культовая практика отшельников носит ярко выраженный шаманистский характер.
Горы (а в это понятие включались не только горы в собственном смысле слова, но также возвышенности, могильные курганы и даже лес) играли исключительно важную роль в мифологических воззрениях японцев как места обиталища божеств, регулирующих стихии, пристанища людей после их смерти, что, в свою очередь, обусловило сакрализацию гор. Культ гор был распространен в Индии, Китае (особенно в даосизме), и отголоски этих верований могли проникнуть на острова через буддизм и даосизм, смешиваясь с местными представлениями. Горы (в широком смысле) ассоциировались с обителью богов, поэтому отнюдь не случайно деятельность приверженцев сюгэндо была теснейшим образом связана с горами. Характерен уже сам факт практически постоянного пребывания там отшельников, на которых переносились атрибуты ками.
Ниндзя, же в свою очередь переняли многие философские учения и практические ритуалы, позволяющие управлять своим психофизическим настроем, контролировать эмоции и находить (развивать) скрытые резервы организма, действуя на пределах человеческих возможностей. Также было и с боевыми искусствами. которые могли практически без изменений быть скопированы у воинов буси, но уже затачивались под свои цели и задачи. Поэтому большим заблуждением, считать, что сюгэндо в своём первоначальном виде, полностью перекочевало в арсенал ниндзя. Это не так, нинпо миккё несёт свои особые идеи и имеет явные отличительные черты, хотя и берёт за основы учение сюгэндо. Не стоит также забывать, что как и во множестве буддийских сект, в сюгэндо также существовали свои направления и общины. Самые известные из которых -это Тодзан-ха (основанная на Сингон) и Ходзан-ха (Тэндай). Для лучшего понимания отличительных особенностей каждой из которых, рекомендую почитать о Сингон 真言宗 -"школа истинного (правильного) слова", основателем которой является Кукай, известный религиозный деятель Японии периода Хэйан, вторая школа Тэндай, также очень известная в Японии. Желательно ознакомиться с этими понятиями, чтобы понять что вобрали в себя эти две, главенствующие ветки сюгэндо. На форум переносить эту информацию, считаю не целесообразным (опять таки в рамках ограниченности места). Основателем же сюгэндо, принято считать отшельника по имени Эн-но Гёдзя или Эн-но Одзуну, про которого ещё мало мальски, но можно найти информацию в сети, также будет полезно для формирования правильного понятия о учении. Но если с сюгэндо ещё более менее понятно, хотя в интернете информации очень скромненько, что не может не радовать , учение всё таки не теоритическое, а в первую очередь практическое! То о нинпо миккё, мало кто знает, даже среди поклонников искусства ниндзюцу сегодня. Дело в том, что это был удел далеко не всех ниндзя, а только тех кто был склонен принять учение. Отрывочные знания конечно могли получать и рядовые синоби, все без исключении, в соответствии с программой ниндзя-но хатимон, но более широко это освещалось только если были характерные предпосылки у каждого кандидата в отдельности.
Вот, что касается целей и средств практики сюгэндо (нинпо миккё) в свете занятий ниндзюцу. В первую очередь - это первоэлементы Земля 地, вода 水, огонь 火, воздух 風 и пустота 空, которые проявлялись в природе космического Будды Дайнити (на санскрите — Махавайрочана) или «формами существования материи» и являются так называемые «первоэлементы» (или «первостихии»). Также идея санмицу, сила трёх таинств, обычно находящее выражение в слове "дзюмон", жесте "Кэцу ин" и мысли (образах)"нэнрики". Хотя существуют и другие наполненности санмицу. Здесь же глубокая вера в божеств покровителей, с которой и необходимо отождествлять себя и сливаться во едино. Ведь природа учение такова, что человек, также является проявлением божественного. Здесь берёт своё начало теория достижения состояния Будды за одно перерождение. Основные божества-покровители - это пять великих владык, светлых царей 五大明王 годай-мёо, среди которых наиболее известный Фудо мёо 不動明王 и остальные четыре Госандзэ мёо 降三世明王, Гундари мёо 軍荼利明王, Дайитоку ямё 大威徳明王, Конго яся мёо 金剛夜叉明王, а также четыре небесных владыки тэн-но дзин, четыре небесных стража 四天王 «Ситэнно» - 多聞天. Бисямон-тэн, 持国天Дзикоку-тэн, 広目天Комоку-тэн и 増長天Дзодзё-тэн. Так или иначе они являются посланниками великого 大日如来 Дайнити нёрай "Будды Великого сияющего солнца"(он же Вайрочана санскр.वैरोचन, или Махавайрочана, для лучшего понимания тех кто в теме , на тиб.རྣམ་པར་སྣང་མཛད།), упомянутого выше, если говорить о ответвлении Сингона, секты Тодзан-ха, приверженцем которой я и являюсь, отсюда могу рассуждать в первую очередь с этой точки зрения. Я также не стану, здесь всё подробно описывать, а только дам предпосылки, для правильных поисков, тех кто действительно этим заинтересуется. В соседних ветках и форумах, многие обсуждали подобные вещи и проявляли интерес к этим знаниям, также задавали свои вопросы с просьбой подробнее рассказать об этом. К счастью, эта тема является закрытой и по сей день секретной, только отдельные крупицы знаний можно почерпнуть из интернета или книг, настоятельно рекомендую найти разбирающегося в этих вопросах учителя и завоевав его доверие, получить знания, другого пути нет! Знаю, что даже из России, люди совершают поездки в Японию с целью обучения Сюгэндо, со временем такие группы расширяются и наставники в Японии дают возможность большему кол-ву людей изучить основы их учения, всё и тут не так просто! Практики могут постигать как и приверженцы самого учения Ямабуси (сюгэндзя) полностью посвятившие этому жизнь, так и миряне, совершающие паломничества иногда...
Вот ещё несколько выдержек, про санмицу о котором ходит столько мифов и слухов, что просто диву даёшься :
Основано на исследованиях и практике Сюгэндо и нинпо миккё - Доминка Тибо, одного из ведущих специалистов в этой области в Европе.