Вчера в группе ВК "Бусидо" я прочитал статью Э.Камминза "Забытая школа самураев. Секреты Мубёси-рю" в переводе Сергея Преловского.
КАК УХОДИЛИ САМУРАИ. ИСКУССТВО СЭППУКУ ШКОЛЫ МУБЁСИ-РЮ
https://vk.com/@-989...hkoly-mubesi-ru
Spoiler
Ритуальное самоубийство в Японии имеет долгую и разнообразную историю. Ему приписывают разные названия и разные формы, появлявшиеся в разных местах и в разное время. Огромное количество руководств и инструкций по сэппуку, самурайскому искусству самоубийства, пришло из периода Эдо, когда общественное движение было ограничено, а земельные владения находились под непосредственным контролем правителя. Этот жесткий контроль не позволял самураю бежать в другую провинцию или просто отсидеться на своей собственной территории. Это была эпоха самураев в замковом городе, где под наказания могла попасть вся его родня, если принималось не правильное решение на требование совершить самоубийство.
Термин самоубийство является субъективным. Можно утверждать, что для самурая сэппуку было вовсе не самоубийством, а «смертью воина». Основная цель сэппуку состоит в том, чтобы не дать врагу одержать победу и сохранить власть над собственной жизнью, даже если результатом является его смерть. По сути, самурай умирал от своей руки, прежде чем у врага появлялся шанс связать его и убить. Поэтому, до того времени как сэппуку стало вынужденным самоубийством или казнью собственными руками, основной его целью являлось сохранение образа контроля над собственной смертью. Невозможно узнать, сколько самураев приветствовало смерть своей собственной рукой и сколько неохотно следовало такому приказу. Следующий свиток - наставление Мубёси-рю по ритуальному самоубийству.
СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ СЭППУККУ
介錯幷切腹胴附之次第
КАЙСЯКУ НАРАБИНИ СЭППУКУ ДОЦУКИ НО СИДАЙ
Когда вы служите посланником или наблюдателем в то время, когда кто-то совершает сэппуку, вы можете иногда выпить сакэ. В таком случае нельзя подавать еду или гарнир. Комплименты не следует преувеличивать.(1) Что касается гарнира, приготовленного для человека, совершающего сэппуку, то должно быть три куска цукэмоно (маринованные овощи), которые должны быть помещены в треугольник на каннакакэ (строганная деревянная тарелка), которая в свою очередь должна быть помещена на деревянный поднос, называемый татэосики. Чтобы налить сакэ, не оборачивайте горловину сосуда для сервировки и выливайте его левой рукой, что противоположно [обычному способу]. Кроме того, наливайте сакэ так, чтобы оно совершало круги в противоположном направлении в чашке сакэ, и наливайте его, пока она не наполнится.
(1.Это означает, что комплименты должны быть тонкими и сдержанными.)
Для других людей, которые присоединяются к нему в принятии сакэ, следует подавать [обычным способом], а не так, как это делается противоположным образом. Для других людей все должно быть сделано в обычном порядке.
Для покрытия пола для ритуала сэппуку расстелите тонкие соломенные циновки спереди назад так, чтобы сгиб [соломенной циновки указывал] на север.
КАК УХОДИЛИ САМУРАИ. ИСКУССТВО СЭППУКУ ШКОЛЫ МУБЁСИ-РЮ, изображение №2
Подходящий короткий меч вакидзаси, который должен использовать человек, совершающий сэппуку, должен быть длиной девять сун и пять бу [29 см.] в длину. Помощник должен использовать катану. Вышеизложенное известно как дайсё-но кокороэ.
Вакидзаси [хвостовик и нижнюю часть клинка] следует обернуть бумагой сугихара в противоположном направлении [от обычного]. Бумага должна быть согнута и обёрнута два раза на конце [хвостовика] и закреплена скрученной бумажной веревкой вокруг неё. Оставьте около двух или трех сун [5-10 см.] лезвия открытыми и поместите вакидзаси на подставку остриём к человеку, выполняющему сэппуку. [Подставку и клинок] должен поднести наблюдатель.(2 )
( 2.Человек, наблюдающий за выполнением ритуала (後 見 の 人, кокэн-но хито)).
Вода для последних мгновений осужденного должна быть подана мастером-монахом, а затем стойка [с вакидзаси на ней] должна быть поставлена на место, после чего осужденный должен взять вакидзаси в свою руку и совершить сэппуку.
Секундант (3) должен находиться с левой стороны жертвы на расстоянии около шести сяку (180 см.), заткнув за пояс длинный и короткий мечи, опустившись на колени, подняв правое колено. Необходимо наблюдать за «чувствами» осужденного. Если человек, совершающий сэппуку, испытывает некоторое сожаление и попытается атаковать, вы без промедления должны выхватить вакидзаси, подтянуть левую ногу, и из наклонной позиции прыгнуть и немедленно убить его. Делайте это в тот момент, когда он поднимает вакидзаси [с дурным намерением].
(3. Кайсяку.)
КАК УХОДИЛИ САМУРАИ. ИСКУССТВО СЭППУКУ ШКОЛЫ МУБЁСИ-РЮ, изображение №3
С другой стороны, если он, кажется, настроен на [самоубийство], нанесите удар, когда он разрезает живот и когда его тело [возвращается] в более прямое положение.
На случай, если вам не удастся обезглавить его [одним ударом], у вас должны быть подробные договоренности с другим, чтобы помощь пришла от него.(4 ) Вы не должны пытаться сделать второй удар, а вместо этого немедленно уступить позицию. При этом в зависимости от ситуации может быть предпринята попытка второго рубящего удара.
(4. 咄者.)
Как обезглавить со стороны горла после того, как вы не смогли обезглавить его: смените хват вашего меча и лезвием вверх быстро перережьте горло [пока голова не оторвется].
Когда вы помогаете во время сэппуку [и обезглавливаете осужденного], вы должны сначала успокоиться и сделать шаг вперед правой ногой ближе к левому бедру человека, выполняющего сэппуку. Вытяните большой палец ноги вверх, сохраняя линию прицеливания между его мочкой уха [и большим пальцем ноги]. Цельтесь в основание его линии роста волос, сохраняй устойчивую позицию, опустите свой центр тяжести и напрягите предплечье. В момент, когда Ки поднимается, нанесите рубящий удар.(5)
(5. Это описано в свитке Мидзукагами и подразумевает, что ритм и чувства правильные)
Правильный способ сделать это - не полностью отрезать голову, а оставить её соединённой [с телом] кожей шеи. Тем не менее, отрезания головы полностью одним ударом будет достаточно [если вы не можете сохранить лоскут кожи].
Если человек не хочет совершать сэппуку, но вынужден это сделать, вам следует подойти ближе к его правой стороне и расположиться на очень близком расстоянии, [присев] с поднятым правым коленом и коротким мечом вакидзаси, опирающимся на левую руку. Если он повернётся к вам и попытается атаковать, вы должны немедленно нанести удар и убить его. Если все в порядке, обезглавьте его обычным способом [как описано ранее].
КАК УХОДИЛИ САМУРАИ. ИСКУССТВО СЭППУКУ ШКОЛЫ МУБЁСИ-РЮ, изображение №4
Когда речь идет о ритуальной сэппуку мальчика, секундант должен заставить его держать сложенный веер и имитировать разрез живота, но не сообщая ему, что он собирается совершить настоящее сэппуку. Поручите ему попробовать различные положения шеи, и, когда все улажено и исправлено, обезглавьте мальчика.
Подходящее время для обезглавливания человека выглядит следующим образом:
Когда он делает первый удар вакидзаси [в живот]
2. Когда он делает прямой разрез по животу
3. Когда он делает поперечный разрез (6)
(6. Один горизонтальный разрез и один вертикальный разрез в области живота.)
Все зависит от ситуации, и в зависимости от этой ситуации обезглавьте его, когда его шея прямая. Важно правильно оценивать ситуацию.
Относительно помощника для секунданта: если главный секундант не может успешно обезглавить его, то помощник секунданта должен взять всё на себя. Главный секундант не должен подвести, но даже в этом случае помощник должен наблюдать за ногами трупа и проверять, не мечутся ли они, и если это так, он должен перерезать горло жертве. Этот пункт имеет первостепенное значение для помощника секунданта.
Иногда необходимо провести осмотр головы и представить голову инспектору (-ам).(7) Для этого держите нижнюю часть шеи там, где она была отрезана, и поместите ее на строганный деревянный поднос (8) так, чтобы голова стояла местом отруба на высококачественной бумаге (9), чтобы её можно было осмотреть. Неформальный способ сделать это - удерживать пучок волос левой рукой и поместить правую руку под подбородок, чтобы вы могли представить голову для осмотра.
Для инспектора важно внимательно посмотреть на мертвое тело. Имейте в виду, что он должен подойти к обезглавленному трупу и подтвердить смерть. Если голова остается соединенной с телом [кожей], полностью отсоедините ее [для проверки].
Все вышесказанное является тайной, но по вашей искренней просьбе, они здесь передаются полностью. Не показывайте это никому другому.
7. 検使 (кэнси).
8. かんなかけ (канна какэ).
9. たとう紙 (татоси)
Ники Синдзюро Масанага (二木新十郎政長)
Хагивара Дзюдзо Сигэтацу (萩原重蔵茂辰)
Томи Гэнънай Нобуна (東美源内宣名)
Китагава Кинэмон Садахидэ (北河金右衛門貞英)
Кисимото Гэнсити Саданобу (岸本源七貞信)
Савамура Мацуэмон Таданава (沢村松右衛門忠縄)
[Записано в] 5-ый год Бунка 5 [1808], год Дракона Цутиноэ
[Переписано] Такакува Тёдзаэмон Ёсимаса (高桑長左衛門良昌)
Термин самоубийство является субъективным. Можно утверждать, что для самурая сэппуку было вовсе не самоубийством, а «смертью воина». Основная цель сэппуку состоит в том, чтобы не дать врагу одержать победу и сохранить власть над собственной жизнью, даже если результатом является его смерть. По сути, самурай умирал от своей руки, прежде чем у врага появлялся шанс связать его и убить. Поэтому, до того времени как сэппуку стало вынужденным самоубийством или казнью собственными руками, основной его целью являлось сохранение образа контроля над собственной смертью. Невозможно узнать, сколько самураев приветствовало смерть своей собственной рукой и сколько неохотно следовало такому приказу. Следующий свиток - наставление Мубёси-рю по ритуальному самоубийству.
СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ СЭППУККУ
介錯幷切腹胴附之次第
КАЙСЯКУ НАРАБИНИ СЭППУКУ ДОЦУКИ НО СИДАЙ
Когда вы служите посланником или наблюдателем в то время, когда кто-то совершает сэппуку, вы можете иногда выпить сакэ. В таком случае нельзя подавать еду или гарнир. Комплименты не следует преувеличивать.(1) Что касается гарнира, приготовленного для человека, совершающего сэппуку, то должно быть три куска цукэмоно (маринованные овощи), которые должны быть помещены в треугольник на каннакакэ (строганная деревянная тарелка), которая в свою очередь должна быть помещена на деревянный поднос, называемый татэосики. Чтобы налить сакэ, не оборачивайте горловину сосуда для сервировки и выливайте его левой рукой, что противоположно [обычному способу]. Кроме того, наливайте сакэ так, чтобы оно совершало круги в противоположном направлении в чашке сакэ, и наливайте его, пока она не наполнится.
(1.Это означает, что комплименты должны быть тонкими и сдержанными.)
Для других людей, которые присоединяются к нему в принятии сакэ, следует подавать [обычным способом], а не так, как это делается противоположным образом. Для других людей все должно быть сделано в обычном порядке.
Для покрытия пола для ритуала сэппуку расстелите тонкие соломенные циновки спереди назад так, чтобы сгиб [соломенной циновки указывал] на север.
КАК УХОДИЛИ САМУРАИ. ИСКУССТВО СЭППУКУ ШКОЛЫ МУБЁСИ-РЮ, изображение №2
Подходящий короткий меч вакидзаси, который должен использовать человек, совершающий сэппуку, должен быть длиной девять сун и пять бу [29 см.] в длину. Помощник должен использовать катану. Вышеизложенное известно как дайсё-но кокороэ.
Вакидзаси [хвостовик и нижнюю часть клинка] следует обернуть бумагой сугихара в противоположном направлении [от обычного]. Бумага должна быть согнута и обёрнута два раза на конце [хвостовика] и закреплена скрученной бумажной веревкой вокруг неё. Оставьте около двух или трех сун [5-10 см.] лезвия открытыми и поместите вакидзаси на подставку остриём к человеку, выполняющему сэппуку. [Подставку и клинок] должен поднести наблюдатель.(2 )
( 2.Человек, наблюдающий за выполнением ритуала (後 見 の 人, кокэн-но хито)).
Вода для последних мгновений осужденного должна быть подана мастером-монахом, а затем стойка [с вакидзаси на ней] должна быть поставлена на место, после чего осужденный должен взять вакидзаси в свою руку и совершить сэппуку.
Секундант (3) должен находиться с левой стороны жертвы на расстоянии около шести сяку (180 см.), заткнув за пояс длинный и короткий мечи, опустившись на колени, подняв правое колено. Необходимо наблюдать за «чувствами» осужденного. Если человек, совершающий сэппуку, испытывает некоторое сожаление и попытается атаковать, вы без промедления должны выхватить вакидзаси, подтянуть левую ногу, и из наклонной позиции прыгнуть и немедленно убить его. Делайте это в тот момент, когда он поднимает вакидзаси [с дурным намерением].
(3. Кайсяку.)
КАК УХОДИЛИ САМУРАИ. ИСКУССТВО СЭППУКУ ШКОЛЫ МУБЁСИ-РЮ, изображение №3
С другой стороны, если он, кажется, настроен на [самоубийство], нанесите удар, когда он разрезает живот и когда его тело [возвращается] в более прямое положение.
На случай, если вам не удастся обезглавить его [одним ударом], у вас должны быть подробные договоренности с другим, чтобы помощь пришла от него.(4 ) Вы не должны пытаться сделать второй удар, а вместо этого немедленно уступить позицию. При этом в зависимости от ситуации может быть предпринята попытка второго рубящего удара.
(4. 咄者.)
Как обезглавить со стороны горла после того, как вы не смогли обезглавить его: смените хват вашего меча и лезвием вверх быстро перережьте горло [пока голова не оторвется].
Когда вы помогаете во время сэппуку [и обезглавливаете осужденного], вы должны сначала успокоиться и сделать шаг вперед правой ногой ближе к левому бедру человека, выполняющего сэппуку. Вытяните большой палец ноги вверх, сохраняя линию прицеливания между его мочкой уха [и большим пальцем ноги]. Цельтесь в основание его линии роста волос, сохраняй устойчивую позицию, опустите свой центр тяжести и напрягите предплечье. В момент, когда Ки поднимается, нанесите рубящий удар.(5)
(5. Это описано в свитке Мидзукагами и подразумевает, что ритм и чувства правильные)
Правильный способ сделать это - не полностью отрезать голову, а оставить её соединённой [с телом] кожей шеи. Тем не менее, отрезания головы полностью одним ударом будет достаточно [если вы не можете сохранить лоскут кожи].
Если человек не хочет совершать сэппуку, но вынужден это сделать, вам следует подойти ближе к его правой стороне и расположиться на очень близком расстоянии, [присев] с поднятым правым коленом и коротким мечом вакидзаси, опирающимся на левую руку. Если он повернётся к вам и попытается атаковать, вы должны немедленно нанести удар и убить его. Если все в порядке, обезглавьте его обычным способом [как описано ранее].
КАК УХОДИЛИ САМУРАИ. ИСКУССТВО СЭППУКУ ШКОЛЫ МУБЁСИ-РЮ, изображение №4
Когда речь идет о ритуальной сэппуку мальчика, секундант должен заставить его держать сложенный веер и имитировать разрез живота, но не сообщая ему, что он собирается совершить настоящее сэппуку. Поручите ему попробовать различные положения шеи, и, когда все улажено и исправлено, обезглавьте мальчика.
Подходящее время для обезглавливания человека выглядит следующим образом:
Когда он делает первый удар вакидзаси [в живот]
2. Когда он делает прямой разрез по животу
3. Когда он делает поперечный разрез (6)
(6. Один горизонтальный разрез и один вертикальный разрез в области живота.)
Все зависит от ситуации, и в зависимости от этой ситуации обезглавьте его, когда его шея прямая. Важно правильно оценивать ситуацию.
Относительно помощника для секунданта: если главный секундант не может успешно обезглавить его, то помощник секунданта должен взять всё на себя. Главный секундант не должен подвести, но даже в этом случае помощник должен наблюдать за ногами трупа и проверять, не мечутся ли они, и если это так, он должен перерезать горло жертве. Этот пункт имеет первостепенное значение для помощника секунданта.
Иногда необходимо провести осмотр головы и представить голову инспектору (-ам).(7) Для этого держите нижнюю часть шеи там, где она была отрезана, и поместите ее на строганный деревянный поднос (8) так, чтобы голова стояла местом отруба на высококачественной бумаге (9), чтобы её можно было осмотреть. Неформальный способ сделать это - удерживать пучок волос левой рукой и поместить правую руку под подбородок, чтобы вы могли представить голову для осмотра.
Для инспектора важно внимательно посмотреть на мертвое тело. Имейте в виду, что он должен подойти к обезглавленному трупу и подтвердить смерть. Если голова остается соединенной с телом [кожей], полностью отсоедините ее [для проверки].
Все вышесказанное является тайной, но по вашей искренней просьбе, они здесь передаются полностью. Не показывайте это никому другому.
7. 検使 (кэнси).
8. かんなかけ (канна какэ).
9. たとう紙 (татоси)
Ники Синдзюро Масанага (二木新十郎政長)
Хагивара Дзюдзо Сигэтацу (萩原重蔵茂辰)
Томи Гэнънай Нобуна (東美源内宣名)
Китагава Кинэмон Садахидэ (北河金右衛門貞英)
Кисимото Гэнсити Саданобу (岸本源七貞信)
Савамура Мацуэмон Таданава (沢村松右衛門忠縄)
[Записано в] 5-ый год Бунка 5 [1808], год Дракона Цутиноэ
[Переписано] Такакува Тёдзаэмон Ёсимаса (高桑長左衛門良昌)
В оригинальном тексте есть изображения, можно ознакомиться.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
В связи с этим возник вопрос. Требования к ритуалу темесигири весьма сходны с требованиями к кайсяку. Это как-то связано напрямую? Или так вышло потому что это связано косвенно? Кстати когда вообще канонизировали искусство темесигири, кто-нибудь знает?