что мне ответили? про миккё? про видео Отаке Рисуке? Вы написали про наличие "целенаправленно боевой системы", я попросил примеры. Одна из таких систем - это Тэнсин Сидзен Катори Синто-рю, как мне ранее объяснили. Всё, она одна такая, больше нет? у остальных - чистая механика, без мудр, мантр и такого прочего?
Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю - это школа БИ, а не система. Одна из древнейших (если не самая древняя). Причём - изначально ХРАМОВАЯ. И в качестве таковой она содержит внутри себя кучу духовных практик, многие ещё в весьма архаичном формате. Но плюс-минус те же практики бытовали в почти любой школе японских БИ, - где-то менее развесистые и замороченные, где-то более. Самые заковыристые - в школах, которые опираются на Сингон-сю (японская школа тантрического буддизма), там всё это восходит ещё к наработкам ямабуси. В наше время передача этих практик слабеет и нередко прерывается, потому как чтобы на эту тему с учеником вообще имело смысл разговаривать, он должен достичь весьма изрядной глубины практики. В современных реалиях всё менее достижимой и уже не очень необходимой - ибо от степени владения традиционными БИ жизнь уже, как правило, не зависит. А для гайдзинов "порог вхождения" ещё выше, чем для японцев, ибо нам надо ещё врубиться в культурную и религиозную составляющие этих практик.
Ибо у японцев, как и вообще у народов Востока, никогда не было чёткого разделения: здесь сакральное, здесь профанное, здесь мы молились, тут рыбу заворачивали. Они даже религии свои друг от друга не особенно отделяли, спокойнейше пользуясь той или иной в зависимости от задач (а когда туда пришло ещё и христианство, интегрировали в тот же микс и его, не моргнув глазом).
И, кстати, ещё характерный момент. Вы можете себе представить выступления по будо в православной церкви? Вот и я нет. И в католической тоже (хотя, например, концерт в католическом храме - вполне возможен). Для буддийского же храма Японии в целом ряде случаев это - норма: фактически будо трактуются как разновидность духовного подвижничества. Более того, у нас в иайдо, например, есть даже спецраздел правил: этикет при показательных выступлениях в храме. В российских реалиях он неактуален, разумеется Но вот один из наших сэнсеев рассказывал, что, готовясь к чемпионату Японии, он просто арендовал горный храм в качестве тренировочной базы - и занимался там почти год. Вообще, если почитать жизнеописания великих будок прошлого, у них через одного была странная привычка чуть что идти в горы и просветляться...