Принцип Ki, без которого не было бы Taiki-ken, не является трудным. Хотя существуют различия в силе, Ki есть у каждого. Ученики боевых искусств пытаются тренировать свое Ki так, чтобы при контакте с соперником, они были бы способны полностью ее использовать.
Но это только так, как должно было бы быть. Нет никакого смысла в тренировках, какими бы усердными они не были — если человек оказался неспособным развивать свое Ki.
Не существует метода, гарантирующего возможность формирования Ki. Стояние Zen, которое практиковалось специалистами по боевому искусству в Китае, а также практикующиеся в Ta-ch'eng-ch'üan и Taiki-ken, может развить такую возможность.
Wang мне говорил: «Даже если я объясню это тебе сотни раз, ты не поймешь, что такое Ki, это нечто, что ты должен почувствовать сам».
Сегодня я эти же слова говорю своим студентам, если человек будет не способен вырастить в себе Ki сам при помощи стояния Zen, он никогда не сможет вырастить Ki самостоятельно. Это потому, что Ki не приобретается легко и, это имеет чрезвычайную значимость. Несмотря на трудности объяснения глубины понятия Ki словами, я думаю, могу выразить частичку природы Ki, сравнив ее с вращением детской игрушки «волчок». Волчок, который быстро крутится вокруг своей оси, кажется, стоит на месте, но если что-нибудь столкнется с его вращающейся частью, оно тут же будет резко и с силой отброшено в сторону.
Человек, занимающийся боевыми искусствами и стремящийся вырастить Ki, похож на волчок. Хотя со стороны он и кажется невероятно спокойным и тихим, соперник, входящий с ним в контакт, мгновенно отгоняется силой Ki этого человека.
***
В Японии самая широко распространенная дисциплина практики Zen — это zazen, или медитация сидя. Но китайские представители школ боевых искусств практикуют стоячую медитацию, разработанную для укрепления (усиления) внутренней энергии человека и возможности человека порождать внезапный, сильный порыв энергии. Эта энергия обычно называется Ki, стояние Zen — это самый лучший способ ее развития. Как я уже говорил, словесные объяснения Ki это не что иное, чем пустые слова, потому что они не могут привести к истинному пониманию. Самостоятельные тренировки при помощи стояния Zen, постоянные занятия, состязания с оппонентами — это единственное, что способно привести к осознанию Ki. Знаменитые люди Hsing-i-ch'üan, Ta-ch'eng-ch'üan и Taiki-Ken — все учили, что Zen и тренировки — это единственные способы.
Мое собственное осознание Ki не произошло пока я не вернулся из Китая, а потом еще я проведя много лет в боевых тренировках в Японии. Wang Hsiang говорил, что атмосфера Ki может быть сравнима с рыбой, плавающей в пруду. Когда маленький камушек брошен в пруд, рыбка мгновенно уплывает. Эта реакция нечто большее, чем, как принято называть деятельностью двигательных нервов. Считая, что эти слова верны, я тому же учу своих студентов.
Человек, понимающий суть Ki превосходно использует естественные движения своего тела для отражения атаки, когда бы соперник не появился. Человек, не понимающий Ki, однако, может тренировать свои мускулы настолько, насколько он этого хочет, но, большая вероятность, что он будет осажен атаками своего соперника. Конечно, можно обрушиться на оппонента внезапно и быть готовым умереть, если необходимо, ради победы, но это отношение молодого, не зрелого воина боевого искусства. Не важно, как долго человек тренируется, с целью усилить свои удары и, невозможно усвоить их скорость, с возрастом они только замедляются. Мастерство Ki, с другой стороны, позволяет любому тотчас совершить быстрый удар. Другими словами, тот, кто понимает Ki всегда способен надвигаться на оппонента с естественной легкостью, защищаясь и превращая защиту — в атаку. Суть не в скорости: важно Ki