О сюжете: история хитокири Кенсина - отмороженного убийцы, стоявшего на службе людей, чья деятельность привела впоследствии к революции Мэйдзи.
Кенсин - непревзойденный мечник и революционный фанатик, занимался устранением людей, занимавших видные места в режиме сегуната. Работал чисто, убивал быстро и с гарантией. Пока в одной из ночных схваток не столкнулся с в общем-то случайным человеком - простым деревенским самураем, который подрабатывал телохранителем у важного чиновника, чтобы заработать денег и жениться на любимой девушке. Абсолютно несентиментальный Кенсин нашего ромео убил и не поморщился, но какую-то струнку в его душе этот бедняга все же зацепил. Дальше больше - во время очередного убийства Кенсин оставил в живых случайную свидетельницу - девушку по имени Томоэ, которая оказалась невестой того самого самурая. А затем ситуация обернулась так, что Кенсин и Томоэ в течение года были вынуждены изображать семейную пару, что не могло не закончиться трагедией.
Аниме интересно хотя бы тем, что история протекает на фоне наиболее интересного для БИшника периода в истории Японии - времени перед буржуазной революции Мэйдзи. Интересен он тем, что это пожалуй последний в истории случай сведший в боях мастеров обращения холодным оружием. С одной стороны сегунат защищал Синсенгуми в который набирались мастера фехтования (и отморозки) со всей Японии (вся верхушка Синсенгуми была представлена серьезными спецами). С другой революционеры, деятельность которых иначе как террористической назвать было сложно, среди которых опять же немалый процент составляли опять же мастера фехтования. Регулярные стычки между ними сопровождались использованием холодного оружия, которым обе стороны владели мастерски. К примеру, резня в Икеда-Я (известное событие, которое всегда сопровождает любую из экранизаций истории Синсенгуми) или случай с неудачной попыткой ареста Сакамото Рёмы в Терада-Я: пока Сакамото перезаряжал свой револьвер его товарищ прикрывал его копьем Яри. Прикрывал, судя по всему хорошо, так как, будучи всего вдвоем против вооруженного до зубов отряда Синсенгуми, они мало того, что выжили, но и смогли сбежать.
В аниме из Синсенгуми присутствуют Сайто Хадзиме: один из немногих переживших Синсенгуми, левша, каратель (зачищал ряды Синсенгуми от предателей и преступников) и феноменальный фехтовальщик (пробить свободно подвешенную армейскую флягу уколом катаны это уметь нужно). И Окита Содзи - умер от туберкулеза, но пока был здоров, славился как гениальный мастер клинка. Умер, кстати, с катаной в руке, после того, как узнал, что все его боевые товарищи или погибли в боях или близки к этому.
Есть, кстати, в аниме и отсылка к другому хитокири - Накамуре Ханджиро, мастеру Дзиген-рю, славившемуся невероятной силой удара. Это сцена в которой Окита и Сайто, изучая останки патруля вырезанного Кенсином, рассматривают как один из вариантов, что убийца владел стилем близким к Дзиген-рю так как сила удара феноменальна.
Но даже без всего этого фильм великолепен. Бюджет у него, конечно, не такой большой, как у полнометражек, но графика нареканий не вызывает. Сюжет хорош, так как ставит персонажей в нетипичные и сложные ситуации. Большое место в истории занимает символика, расшифровка которой дает пищу уму и оставляет длительное послевкусие (ирисы расцветают во время дождя, ситуации в которых рана Кенсина начинает кровоточить и значение этой раны, ситуация, когда Кенсин впервые чувствует вкус сакэ и пр.).
Зрелище абсолютно недетское, так как расчлененка во все поля (а что вы хотели от сцен с фехтованием на катанах), кровь и серьезный сюжет с необходимостью подумать.
Отдельно стоит упомянуть музыку, которая в сочетании с графикой и образными символами (кровь на снегу, призрак обнимающий Кэнсина) создает неповторимое очарование.