Некоторое время назад узнал о таком направлении в психологии, как игрофикация (gamification). Это направление сейчас пытаются активно использовать в логике разнообразных приложений, кроме того некоторые достаточно крупные компании ввели его элементы в свою повседневную работу.
Постараюсь объяснить суть направления своими словами, как я его понимаю и в чем вижу его пользу. В жизни мы часто сталкиваемся с рутинными задачами, которые надо выполнять долгое время для достижения результата. Работать каждый день в течение 3 месяцев, чтобы пройти испытательный срок. Ждать 6 месяцев, пока бизнес выйдет на самоокупаемость. Тренироваться каждый день 40 лет, чтобы стать мастером. По факту все вышеперечисленные примеры объединяет одно – ежедневное рутинное повторение процессов дает в перспективе хороший результат.
Здорово, когда вы терпеливый человек с неиссякающей мотивацией, тогда подобная активность не доставит вам проблем. Но по моему опыту, у всех нас бывают «эти» дни, когда не хочется идти на работу, пробежка сделает только хуже и вообще нет настроения для тренировки. Иначе говоря, отсутствие немедленной награды за действия приводит к потере мотивации. Тут в дело вступает игрофикация, которая использует психологию видеоигр в реальной жизни.,
Я думаю, на сегодняшний день уже 3-4 поколения выросли на видеоиграх. Большинству участников форума, я уверен, не надо объяснять принципы стандартной ролевой игры – пойди туда, завали дракона, получи золотишко. Авторы игр в погоне за аудиторией делают награду все более быстрой после вашего действия, т.е. вы что-то сделали, сразу что-то получили.
Именно этот принцип эксплуатирует Habitica (www.habitica.com), эдакая игра в реальную жизнь. Суть приложения – вы ставите себе реальные задачи трех типов (повторяющиеся, одиночные, и задачи-привычки, которые надо выполнять максимальное количество раз или не делать вовсе – например не курить когда хочется курить). После выполнения задачи вы получаете игровые бонусы, опыт, предметы, способности и разных компаньонов.,
Чтобы не было скучно, в Habitica есть два типа групповой активности, основанных на тех же принципах плюс групповой ответственности. Это Вызовы и Задания.
В первом случае вы выбираете себе Цель, к которой хотите прийти, я например выбрал регулирование времени сна. После выбора цели в ваши задачи добавляется несколько новых, которые надо делать ежедневно для достижения вашей цели. В моем случае это лечь спать вовремя, встать вовремя утром. Из людей, участвующих в вызове, в конце периода вызова выбираются те, кто пропустил меньше всего заданий, они награждаются опять же игровыми призами. В данном случае вы соревнуетесь с людьми и параллельно достигаете поставленной цели.
Второй тип активности – Задания. Тут все как в стандартной ролевой игре, вы получаете некую задачу (обычно победить очередного демона Тунеядства), подключаетесь к группе людей с аналогичной задачей. Делая свои ежедневные задания, вы наносите монстру урон, пропуская задания – даете ему энергию, с помощью которой он потом атакует вашу группу. Тут появляется коллективная ответственность, если вы не сделаете запланированные на день задачи, ваши товарищи по группе пострадают вместе с вами. В конце задания все участники получают опыт и игровые награды. Для доступа к Заданиям надо вступить в группу или гильдию.
В Habitica есть еще немало интересной механики, но это уже очень специфичные вещи. Основная суть, думаю, понятна.
Лично мне Habitica понравилась. Я постоянно веду записи текущих дел в ежедневнике, мне по работе приходится делать логирование потраченного времени. Раньше я ставил себе миллион будильников и заметок на телефоне, чтобы не забывать о делах/встречах, и одновременно успевать работать. В какой-то момент это стало неудобно, т.к. много времени тратилось на соотнесение записей с будильниками, а дел уже реально столько, что все не получается держать в голове. Плюс дома ежедневник в одном месте, а я как правило с детьми и животными совсем в другом.
В этом плане Habitica стала очень полезным инструментом. Я веду в ней записи дел на неделю вперед, есть возможность их сортировки по тэгам, установки будильников и напоминаний. Плюс все это делается через телефон (их сайт, в отличие от мобильного приложения, мне не нравится), поэтому вся информация у меня постоянно под рукой, даже гуляя с собаками я получаю напоминания и могу следить за своим графиком. Начинал пользоваться приложением просто из интереса к концепции, но процесс меня очень увлек. Тем более, что единственное условие для получения удовольствия от использования этой программы – честность с самим собой.
Попробуйте, может и вам понравится!
PS: Интересная деталь – думал, что Habitica поможет в самоорганизации детям. Но оба старших от нее отказались, причем сын – с формулировкой «мне всех этих вычислений опыта и предметов хватает и в играх, в жизнь это переносить не хочу».