Spoiler
«В истории начиная с античного времени и до сегодняшнего дня я не встречал ни одного факта о том, что казахи специально для борцов шили одежду», — рассказывает заслуженный тренер РК Елемес Алимханов.
Мы продолжаем цикл статей о традиционных видах спорта и боевом искусстве казахского народа.
Состязание палуанов было неотъемлемой частью жизни народа, населявшего территорию современного Казахстана еще в середине II тысячелетия до нашей эры. Разновидности традиционного спортивного состязания тюркских народов имеют один общий корень, о чем мы уже ранее писали. Главное же отличие казахской борьбы в том, что палуаны состязаются только в стойке.
Имена прославленных казахских борцов, таких как Балуан-Шолак, Хаджимукан, Боранкул, Молдабай, Озаман-Шолак и другие, навсегда останутся в истории и сердцах казахского народа.
Однако қазақ күресі — это не только единоборство, определявшее сильнейшего борца, гордость народа, не просто любимое зрелище, сопровождавшее каждый той. Этот вид национального состязания еще в глубокой древности служил опорой для овладения военным искусством. Казахские воины развивали силу и мужество, выносливость и ловкость, занимаясь борьбой, а нередко состязание палуанов предопределяло и исход военного сражения.
Тем не менее, имея глубокие традиции и долгую историю, главное единоборство казахского народа получило официальное название только в Советское время, не раз оно претерпевало и изменения правил, а общепринятая одежда, в которой состязались борцы, и вовсе отсутствовала.
О том, каким образом в конце 90-х годов на борцах, занимающихся қазақ күресі, впервые появилась специальная форма, в интервью для нашего портала вспоминает ее создатель профессор, заслуженный тренер Казахстана Елемес Алимханов.
Елемес Алимханович, как известно, определенной одежды для қазақ күресі никогда не было: боролись то в сапогах, то в куртках, то с голым торсом. Расскажите, пожалуйста, о своей работе над созданием формы для қазақ күресі, которая стала узнаваемой во всем мире.
— В истории начиная с античного времени и до сегодняшнего дня я не встречал ни одного факта о том, что казахи специально для борца шили одежду. Возможно, таких фактов попросту нет. В эпосах нет ни одного упоминания о том, что когда-то для палуана изготавливалась специальная одежда. Я задался вопросом: «почему?».
В начале 90-х гг. из Японии в Алматы приехала большая делегация: журналисты, операторы, историки. В то время Министерство спорта еще было в Алматы. Они приехали специально, чтобы заснять борьбу қазақша күрес. Это было лето, все происходило на лужайке рядом с цирком.
До 1990-х гг. палуаны боролись в куртках для самбо или в кимоно для дзюдо. Так было принято. Мы одели спортсменов и начали показывать технические приемы. Иностранные журналисты внимательно наблюдали.
Спустя 20–30 минут, когда мы уже устали показывать им технические приемы, они задали нам вопрос: «Когда вы начнете показывать национальную борьбу казахов? Это же наше дзюдо и самбо».
Только тогда мы поняли, что одежда и атрибуты борьбы решают все. Я говорю: «Минутку, мы вас поняли, это была разминка». Через дорогу от места проведения состязания стоит театр драмы имени М. Ауэзова. Мы побежали туда, попросили чапаны, одели в них спортсменов, завязали пояса. Увидев вновь наших борцов, японцы восторженно воскликнули: «Вот это другое дело, теперь это действительно ваша национальная борьба». И мы заново начали показывать все технические приемы.
Так и началась моя научно-исследовательская работа. Для того чтобы прийти к каким-то выводам, нужно было понять, в чем главные отличия қазақша күрес от самбо и дзюдо. В куртках для дзюдо длина рукава 2/3, в самбо она достигает кисти спортсмена, а в қазақша күрес — до локтя. Я начал исследовать национальную одежду казахов. Заметил, что батыры облачались в одежду с короткими рукавами. Оказывается, во время единоборства и боев за длинные рукава мог легко хвататься соперник, в такие рукава можно было даже попасть копьем. И если враг схватит за рукав, то все — пропал. Я понял, что батыры не случайно носили одежду с коротким рукавом.
Современная одежда борца один в один копия торғауыт — так называлась одежда батыра. Это штанины до колен и куртка с короткими рукавами. Прежде чем прийти к окончательному варианту формы, все варианты одежды мы проверяли в технических приемах, и короткие рукава оказались очень удобными для приемов в стойке. В 1996 году я защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Влияние одежды борца на его техническую подготовку». Я получил хороший отзыв, имею международный патент, и эта спортивная форма постепенно внедряется. Сейчас весь мир знает, видя наших спортсменов в форме, что это казахская борьба.
Мы продолжаем цикл статей о традиционных видах спорта и боевом искусстве казахского народа.
Состязание палуанов было неотъемлемой частью жизни народа, населявшего территорию современного Казахстана еще в середине II тысячелетия до нашей эры. Разновидности традиционного спортивного состязания тюркских народов имеют один общий корень, о чем мы уже ранее писали. Главное же отличие казахской борьбы в том, что палуаны состязаются только в стойке.
Имена прославленных казахских борцов, таких как Балуан-Шолак, Хаджимукан, Боранкул, Молдабай, Озаман-Шолак и другие, навсегда останутся в истории и сердцах казахского народа.
Однако қазақ күресі — это не только единоборство, определявшее сильнейшего борца, гордость народа, не просто любимое зрелище, сопровождавшее каждый той. Этот вид национального состязания еще в глубокой древности служил опорой для овладения военным искусством. Казахские воины развивали силу и мужество, выносливость и ловкость, занимаясь борьбой, а нередко состязание палуанов предопределяло и исход военного сражения.
Тем не менее, имея глубокие традиции и долгую историю, главное единоборство казахского народа получило официальное название только в Советское время, не раз оно претерпевало и изменения правил, а общепринятая одежда, в которой состязались борцы, и вовсе отсутствовала.
О том, каким образом в конце 90-х годов на борцах, занимающихся қазақ күресі, впервые появилась специальная форма, в интервью для нашего портала вспоминает ее создатель профессор, заслуженный тренер Казахстана Елемес Алимханов.
Елемес Алимханович, как известно, определенной одежды для қазақ күресі никогда не было: боролись то в сапогах, то в куртках, то с голым торсом. Расскажите, пожалуйста, о своей работе над созданием формы для қазақ күресі, которая стала узнаваемой во всем мире.
— В истории начиная с античного времени и до сегодняшнего дня я не встречал ни одного факта о том, что казахи специально для борца шили одежду. Возможно, таких фактов попросту нет. В эпосах нет ни одного упоминания о том, что когда-то для палуана изготавливалась специальная одежда. Я задался вопросом: «почему?».
В начале 90-х гг. из Японии в Алматы приехала большая делегация: журналисты, операторы, историки. В то время Министерство спорта еще было в Алматы. Они приехали специально, чтобы заснять борьбу қазақша күрес. Это было лето, все происходило на лужайке рядом с цирком.
До 1990-х гг. палуаны боролись в куртках для самбо или в кимоно для дзюдо. Так было принято. Мы одели спортсменов и начали показывать технические приемы. Иностранные журналисты внимательно наблюдали.
Спустя 20–30 минут, когда мы уже устали показывать им технические приемы, они задали нам вопрос: «Когда вы начнете показывать национальную борьбу казахов? Это же наше дзюдо и самбо».
Только тогда мы поняли, что одежда и атрибуты борьбы решают все. Я говорю: «Минутку, мы вас поняли, это была разминка». Через дорогу от места проведения состязания стоит театр драмы имени М. Ауэзова. Мы побежали туда, попросили чапаны, одели в них спортсменов, завязали пояса. Увидев вновь наших борцов, японцы восторженно воскликнули: «Вот это другое дело, теперь это действительно ваша национальная борьба». И мы заново начали показывать все технические приемы.
Так и началась моя научно-исследовательская работа. Для того чтобы прийти к каким-то выводам, нужно было понять, в чем главные отличия қазақша күрес от самбо и дзюдо. В куртках для дзюдо длина рукава 2/3, в самбо она достигает кисти спортсмена, а в қазақша күрес — до локтя. Я начал исследовать национальную одежду казахов. Заметил, что батыры облачались в одежду с короткими рукавами. Оказывается, во время единоборства и боев за длинные рукава мог легко хвататься соперник, в такие рукава можно было даже попасть копьем. И если враг схватит за рукав, то все — пропал. Я понял, что батыры не случайно носили одежду с коротким рукавом.
Современная одежда борца один в один копия торғауыт — так называлась одежда батыра. Это штанины до колен и куртка с короткими рукавами. Прежде чем прийти к окончательному варианту формы, все варианты одежды мы проверяли в технических приемах, и короткие рукава оказались очень удобными для приемов в стойке. В 1996 году я защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Влияние одежды борца на его техническую подготовку». Я получил хороший отзыв, имею международный патент, и эта спортивная форма постепенно внедряется. Сейчас весь мир знает, видя наших спортсменов в форме, что это казахская борьба.
продолжение https://yvision.kz/post/428507