Те, кто немного знаком с моей форумной деятельностью, знают, что стили борьбы тюркских народов - это моя слабость. В этом разделе я писал в:
http://budo.communit...a-borba-koresh/
http://budo.communit...bekskij-kurash/
http://budo.communit...kyrgyz-kuroshu/
http://budo.communit...h-v-kazahstane/
а так же еще в несколько тем, связанных с борьбой.
На определенном этапе, я задумался. Тюрки это понятно, борцы по факту рождения(по крайней мере так было до недавнего времени), а как же русские ? Как же братья наши : вятичи, кривичи , уличи и даже дреговичи ? Что они могут сказать по этому поводу ? К сожалению не так много, как мне того бы хотелось. Но не все потеряно, мои дорогие славянские друзья. Прошу любить и жаловать, с приветом из Казахстана, от автора данного эссе - "Русская поясная борьба".
Прежде всего позвольте познакомить вас, с Максимом Валентиновичем Шатуновым и его системой "Русское Боевое Многоборье".
https://www.youtube....ounder/featured
О РБМ, я думаю есть смысл сделать отдельную тему в Русские стили, а здесь я ограничусь только борцовским разделом.
Вот цитата из его книги, касательно поясной борьбы(модераторы, я не знаю как скрыть это под кат, помогите):
По свидетельству Б. Горбунова, первое письменное упоминание борьбы на поясах, бытовавшей среди русских, содержится в мемуарах орловского помещика Н. И. Толубеева и относится к концу 18-го века. Данный факт позволяет говорить об этом виде борьбы как о наиболее позднем, практиковавшемся в народной среде. Борьба на поясах существовала до начала 20-го века. Однако, распространена была в тех регионах России, которые тесно соседствовали с территориями, населенными тюркскими народами, а именно Нижнем Поволжье, на Южном и Среднем Урале, в Сибири.
Большинство фактов дает нам возможность говорить о заимствовании русскими и другими восточными славянами борьбы на поясах у тюркских народов. Наш вывод подтверждает и тот факт, что эта борьба не только не распространена, а вообще не известна на русском Севере, славящемся своей преданностью национальной традиции буквально во всем, в том числе и в поборческом деле.
Однако в процессе взаимообмена культур борьба на поясах прочно вошла в обиход славян и стала восприниматься ими как вполне традиционное явление.
С уверенностью можно сказать, что борьба на поясах никогда бы не смогла закрепиться на Руси, если бы еще ранее не существовала борьба "в схватку", правила и технический арсенал которой очень близки к борьбе на поясах. Еще одним фактором, помогшим закрепиться у славян типично тюркской борьбе, было бытовое взаимопроникновение культур тюркских и славянских народов. Например, сейчас, как и раньше, многие славяне участвуют в состязаниях на традиционных праздниках тюркских народов.
Для самих тюрок борьба на поясах являлась обязательным компонентом военной подготовки; приемы, наработанные на земле, с успехом применялись в седле для стаскивания противника с лошади. У некоторых тюркских племен до сих пор бытуют состязания безоружных всадников; к слову сказать, правила конной борьбы ощутимо более свободны, чем традиционная борьба на поясах на земле. Таким образом, заимствованная от тюркских народов и впоследствии ставшая русской поясная борьба имела в русской традиции свой беспоясной эквивалент— борьбу "в схватку" — то есть борьбу в стойке без подножек и захватов ниже пояса, с обязательным обоюдным предварительным захватом. Борьба на земле не велась и отличалась минимальным разнообразием технического арсенала, имея узкую прикладную направленность. Решающее значение имела физическая сила. Аналогами в Европе может служить лишь молдавская «трыньте-дряпте». На практический эффект в драке можно рассчитывать, применяя эту борьбу только при бое один на один или при значительном силовом и скоростном перевесе по сравнению с нападающими. В целом из-за узости прикладного эффекта поясной борьбы в разрезе традиционных правил ее нельзя расценивать иначе, как фольклорный, условно-состязательный вид.
Однако, если сделать шаг к раскрепощению этой системы, например, ввести подножки и подсечки и разрешить смену хвата в процессе борьбы, прикладной эффект и зрелищность этой борьбы значительно возрастут.
У Шатунова много и о других стилях русской борьбы, но я сегодня хочу ограничится только поясной. Как мы видим, автор утверждает что поясная борьба заимствована у тюрок. но предшествовала ей некая исконно русская борьба в обхват. Что же это за борьба такая ?А вот взгляните, ролик с Ютюб канала Шатунова (ссылка выше):
А вообще , если говорить о РБМ, то борцовский раздел представлен несколькими видами, один из которых поясная борьба. Как утверждает М.В.Шатунов, все в его системе русское, ну что же, давайте поверим ему и посмотрим как выглядит русская поясная борьба в интерпретации РБМ.
https://www.youtube....oBk--pxyL1Y0XjA
И вот еще славяне, правда я не совсем понял какого роду племени, и какое единоборство представляют:
Интересный подход, хотя несколько чуждый мне , воспитанному на традиции тюркского пуризма . У нас если борьба на поясах, то пояс должен быть "на поясе" , если же захваты выше , то тогда одевают чапан (одежда такая ). Но как вариант очень прикольно.
Вообщем так , славяне , добры молодцы. У кого , чего, есть добавить , пишите. Мне лично очень бы хотелось расширить горизонты в данном направлении.