ИСТОРИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Разделы обучения
Ягю Синган рю является одной из великих школ сого будзюцу. Появившаяся около 400 лет назад во время
Сэнгоку дзидай (эпоха воюющих провинций), она известна своими практичными и жестокими методами
ведения боя. Ягю Синган рю тайдзюцу состоит из:
Spoiler
Дзюдзюцу (безоружный бой)
Дзюдзюцу буквально переводится как «искусство податливости».
Оно использует широкий диапазон методов: захватов, заломов, освобождений и бросков.
Также используется поражение БАТ и некоторые методы боя на земле.
Направление Эдо Ягю Синган рю известное как тайдзюцу (искусство тела), часто упоминается,
как жёсткий или силовой стиль Ягю Синган рю. Но в действительности акцент сделан на использовании
усилий тела, в противоположность использованию грубой силы. В Эдо линии Ягю Синган рю изучается
более 50 ката дзюдзюцу, что вдвое больше, чем в Сэндай линии.
Кэндзюцу (фехтование мечом)
Кэндзюцу в противоположность кэндо является системой методов фехтования мечом, разработанных
для использования на полях сражений старой Японии. В Ягю Синган рю тайдзюцу, мы используем для
обучения два типа деревянных мечей. Одати - толстый, тяжелый, деревянный меч с подобной пончику
цуба (гарда), сделанная из ткани. Второй деревянный меч подобен стандартному бокуто, но менее
изогнут, более прямой на вид. Более тяжелый меч служит для развития силы и контроля. Ключевой
акцент на традиционных методах дыхания. Эти методы были созданы для увеличения потока Ки
(жизненная энергия). Ката с мечом количеством около 50.
Бодзюцу (фехтование шестом)
Ягю Синган рю использует 6-ти футовый шест (180 см), известный как рокусякубо на японском.
Система фехтования шестом кажется технически простой для постороннего глаза.
Однако ключевая способность собрать огромную мощь, не полагаясь на грубую силу. Как и со всеми
нашими методами, это - вопрос умения, а не силы. Всего есть 20 ката.
Иайдзюцу (методы выхватывания меча)
Иайдзюцу – это искусство благополучно и эффективно выхватывать и вкладывать меч в ножны во
время боя.
Ходзёдзюцу (методы связывания верёвкой)
Ходзёдзюцу – это самурайское искусство связывания противника при помощи веревки или шнура.
Легенда
По легенде, Ягю Синган рю была основана в Сэндай (префектура Мияги), в начале 1600-ых годов Араки
Матаэмоном (1594-1634), одним из наиболее уважаемых самураев Японии.
Араки был одним из учеников Ягю Синкагэ рю у Ягю Мунэнори. Первоначально, стиль был известен,
как Аракидо. Имя Ягю Синган рю было придумано после того, как Ягю Дзюбэй предложил использовать
фамилию Ягю. Слово "Синган" было выбрано, чтобы обозначить фундаментальную концепцию стиля
(взято из дзэн). Синган буквально переводит как "Глаз Сердца" (Глаз Души), и означает способность
внутреннего восприятия или интуиции. Когда ум успокоен, и эмоции контролируются, приходят
умиротворение и гармония.
Происхождение
Традиционные свитки, переданные через столетия, указывают Араки Матаэмона как создателя нашей
традиции. Эдо линия Ягю Синган рю берёт начало от главы школы Кояма Самон (1718-1800), принесшего
искусство из Сэндай в Эдо. Кояма основал додзё в Асакуса, Токио, где обучал в течение 18 лет. Позже он
удалился в его родной город Сэндай (префектура Мияги). Сегодня обе линии Сэндай и Эдо являются
всё ещё действующими. Передаваемая через столетия, от главы школы к главе школы не прерываемая
передача традиции двух школ вела их в несколько разных направлениях, но и сегодня школы все еще
имеют много общих черт. Текущий глава школы Кадзицука Ясуси, начал начал своё обучение у прошлого
Муто Масао в 1965 году. Муто был коллекционером и историком, специализирующимся на классических
боевых искусствах Японии. Всю свою жизнь он собирал в своих руках одну из крупнейших коллекций
наших дней: редкиекниги, дэнсё и другие материалы. В отличие от современных школ будо, Ягю Синган
рю- это искусство войны. Школа была создана для использования на поле битвы. Некоторые из отцов
современного будо, такие как Уэсиба Морихэй, основатель айкидо, и Кано Дзигоро, основатель дзюдо,
оба были учениками Ягю Синган рю тайдзюцу.
Перечень глав школы:
1)Араки Матаэмон
2)Кояма Самон
3)Мацуо Ориэмон
4)Маэхара Гэнтадзаэмон
5)Ивамототё Уэмон
6)Гото Ягюсай
7)Осима Масатэру
8)Хосино Тэнти
9)Ямамото Васабуро
10)Муто Масао
11)Кадзицука Ясуси
Особенности
В отличие от Сэндай линии, Эдо линия Ягю Синган рю не использует доспех. Традиционно мы одеваемся в
доги и хакама. Традиционные сандалии, известные как дзори, носят на ногах, и белую головную повязку,
с вставленной железной пластиной, носят для защиты головы. Хотя ношение доспеха не формализовано
в наших методах, это не предполагает, что мы не имеем методов боя в доспехах – они есть. Ученикам
преподают традиционные применения ката для боя в доспехах, так же как и практичные современные
применения.
Система аттестации
Традиционная система аттестации все еще действует сегодня. Дополнительная система кю была введена,
чтобы отметить продвижение ученика через низкие уровни. Мы имеем систему 10 кю.
ЯГЮ СИНКАГЭ РЮ ХЁХО
В дополнение к Ягю Синган рю ученики также изучают искусство Ягю Синкагэ рю. Ягю Синкагэ рю является
школой кэндзюцу, основанной Камиидзуми Исэноками Хидэцуна, позже известного, как Масасиноками
Нобуцуна. Для практики мы используем фукуро синай (бамбуковый меч в лакированном кожаном чехле).
Основатель родился в Дзёсю Каммидзуми (в настоящее время город Маэбаси, префектура Гунма)
в 1508 году. Он изучал Синто рю у Мацумото Бидзэнноками и Кагэ рю у Аису Икоусай. Позже он
объединил методы и философию этих двух школ, и создал Синкагэ рю.
Ягю Синкагэ рю была основана Ягю Сэкисюсай Мунэёси, учеником Камиидзуми Исэноками. Сэкисюсай
познакомился с Токугава Иэясу, основателем сёгуната Токугава. Мунэнори, пятый сын Мунэёси, служил
официальным преподавателем кэндзюцу и боевых искусств у Иэясу и у двух его наследников
(сына – Хидэтада, 2-го сёгуна и внука- Иэмицу, 3-го сёгуна). Передача школы была осуществлена от Ягю
Дзюбэй, сына Мунэнори к Ягю Мунэфую. Хюгоносукэ Тоситоси, внук Сэкисюсай служил у семьи Овари
Токугава, и стал основателем Овари Ягю Синкагэ рю. Этот стиль был передан через поколения до
действующего сокэ (22-го поколения) Ягю Коити. Наш предыдущий глава школы Муто Масао получил
мэнкё кайдэн от Оцубо Сихо. Оцубо учился у деда и прадеда Ягю Коити. Сегодня мы продолжаем
передавать традицию под руководством мастера Ягю Синган рю- Кадзицука Ясуси.
ГЛАВА ШКОЛЫ КАДЗИЦУКА
Ясуси Кадзицука- 11-ый наследный глава школы Ягю Синган рю Тайдзюцу. Мэнкё кайдэн/Приемник
Оцубо линии Овари Ягю Синкагэ рю. Ясуси Кадзицука родился в городе Зуси, префектура Канагава и начал
обучение у 10-го главы школы Муто Масао в 1965 году. В 2001 году Муто сэнсэй скончался, и Кадзицука
был назначен главой школы Эдо линия Ягю Синган рю, известной как тайдзюцу. Муто сэнсэй также
наградил его мэнкё кайдэн в Ягю Синкагэ рю (Оцубо линия). Сегодня, глава школы Кадзицука проживает
в префектуре Тотиги. Он регулярно посещает свои додзё в префектуре Канагава, которые находятся под
наблюдение старших наставников. На открытом воздухе "Муто додзё" в городе Зуси продолжает
работать и отмечает 45-ую годовщину в 2008 году.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Дэвид Кавадзу-Барбер, представитель
хонбу додзё в Японии, отвечает на общие вопросы.
(В) Где расположены ваши додзё?
(О) Додзё расположены в Канагава, Тотиги и Хиросима, Япония.
(В) Как я могу присоединиться к рю?
(О) Посещение традиционно только по приглашению. Если вы хотели бы наблюдать
практическое занятие, это может быть устроено (необходимо предварительное уведомление).
Прошение, о занятиях на испытательный срок, может быть подано наставнику во время наблюдения.
Наставники имеют право принять вас или отказать вам.
(В) Возможны ли объяснения на английском?
(О) Нет. Все объяснения на японском. Не японцы могут начать занятия независимо от их текущей
японской языковой способности. Через некоторое время ученики поощряются к изучению языка,
чтобы понять важность изучения истории и культуры, знание которых необходимо для перехода к более
высоким уровням.
(В) Какова стоимость занятий в качестве ученика?
(О) Мы - классическая школа японских боевых искусств, стремимся к качеству, а не к количеству.
Также как и в большинстве школ корю, членов школы мало, но они хорошо отобраны. Традиционно,
боевые искусства не предпринимательство или получение дохода. Взносы не высоки, и отражают
стоимость содержания додзё.
(В) Чем классические японские боевые искусства (корю) отличаются от современного будо?
(О) Современные школы будо - в значительной степени ориентируются на спорт. Они были созданы для
населения с акцентом на воспитание характера, физическую подготовку и соревнование. Хотя, все эти
искусства развились из школ традиционного будо (корю), опасные элементы были удалены для
безопасности занятий. Старые школы будо, обычно называемые корю будо или кобудо, был созданы для
битвы с намерением убить. Они были искусством воина, и к их практике до сих пор относятся очень
серьезно. Практика может быть достаточно опасной, никакие предметы защиты не используются.
Кроме изучения военных (боевых) аспектов этих искусств, мы также сосредотачиваемся на традиционном
этикете, истории и культуре. Вступление в школу корю подобно принятию во вторую семью. Есть
определенные обязанности и обязательства, которых необходимо придерживаться.
(В) Какое отличие между додзё и кэйкокай?
(О) Додзё управляется уполномоченным наставником, имеющим уровень Мокуроку (7-ой дан) или выше.
Кэйкокай - дозволенная учебная группа, находящаяся под руководством старшего студента (чёрный пояс).
(В) Возможно ли присоединиться национальной или межнациональной организации?
(О) Мы получаем много почты от людей и додзё, за границей желающих присоединиться к Ягю Синган рю
Тайдзюцу. Как традиционная школа боевых искусств, существующая более чем 400 лет, мы
придерживаемся старинных методов обучения. Мы не даём право использования названия школы и не
предлагаем курсы заочного обучения. Тем, кто искренне желает присоединиться к школе, необходимо
долгосрочное обучение в Японии. Нет никакого другого пути.
(В) Вы объеденены с Симадзу сэнсэем или Хоси сэнсэем?
(О) Нет. Симадзу и Хоси- уважаемые мастера Сэндай линии Ягю Синган рю, известной как хэйходзюцу.
Этот стиль несколько отличается от тайдзюцу (Эдо линия).
(В) Какое отличие между тайдзюцу и хэйходзюцу?
(О) Кояма Самон- глава школы Ягю Синган рю переехал в Эдо (Токио) будучи не молодым, и основал
додзё в котором обучал в течение 18 лет. Жизнь в столице очевидно очень отличалась от жизни его
родного города Сендай. Это была мирная эпоха Эдо, и практика методов боя в полном доспехе не была
больше практичной. Именно по этой причине Эдо линия Ягю Синган рю развивалась в несколько
отличном направлении чем хэйхо линия в Сэндай. Хэйхо буквально означает "искусство войны". У Эдо
линии Ягю Синган рю, известной как тайдзюцу, есть обширный раздел дзюдзюцу (явара). Мы также
сосредоточены на использовании 6-ти футового шеста. На более высоких уровнях обучают кэндзюцу,
одатидзюцу и иайдзюцу. Ягю Синган рю тайдзюцу практикуется без доспеха.
(В) Кто был Такэнага Хаято?
(О) Сэндай линия Ягю Синган рю, известная как хэйходзюцу, считает Такэнаго Хаято основателем Ягю
Синган рю. Считается, что Такэнага жил примерно в то же самое время, что и Араки Матаэмон, но даты его
рождения и смерти неизвестны. Согласно легенде Сэндай линии, Такэнага также учился у Ягю Мунэнори.
Как и в других школах корю, относящихся ко времени раннего периода Эдо и ранее, информация не
всегда писалась на бумаге во времена основания. Свитки часто переписывались последующими
поколениями. В случае с Ягю Синган рю- это привело к не точностям.
(В) Кто глава школы Хэйхо / Сендай линия Ягю Синган рю?
(О) Хоси Кунио 2-ой (родившийся Хироаки Кунио) является действующим 18-м сокэ школы Ягю Синган рю
Хэйхо. Он внук 17-го сокэ Хоси Кунио. Он официально поменял свое имя на церемонии, проведённой в
октябре 2007 года. Все главные преподаватели нашей традиции, включая Симадзу Кэндзи и Кадзицука
Ясуси принимали участие.
(В) Вы выпускаете программы заочного обучения, такие как DVD?
(О) Нет. Симадзу Кэндзи выпустил несколько ознакомительных DVD по хэйходзюцу, но тайдзюцу линия
передаёт знания только непосредственно. Ниппон Будокан выпустил 30-ти минутный документальный
фильм о происхождении тайдзюцу приблизительно 30 лет назад. Там показана история и ката. Этот
фильм все еще доступен или от Будокан или от budovideos.com (VHS или DVD).
(В) Сколько длится обучение мастера Ягю Синган Рю?
(О) Один интересующийся однажды написал, "Если я буду обучаться в течение 5 лет, какого уровня я,
вероятно достигну?". Если вы имеете временные ограничения- не изучайте корю. Каратэ, дзюдо или
любое другое современное боевое искусство обычно может предложить вам черный пояс в течение
нескольких лет - если это то, что вы ищете. Вопросы как этот, рассматриваются как наивные, японскими
практиками корю. Путь буси не просто в запоминании нескольких занятных приёмов- это образ жизни.
Когда новые посетители приходят к нам, им серьезно говорят- ожидать долгосрочного ученичества. Это
заявление однако, не должно удерживать искренних иностранцев, краткосрочно находящихся в Японии
от принятия участия в практике кобудо. Даже если у Вас будет возможность только поверхностно
прикоснуться, то опыт будет очень полезным.
(В) Какое различие между сокэ и сихан?
(О) Сихан - компетентный старший наставник, которому позволено обучать рю. Во многих традициях
звание сокэ передаётся в пределах кровных уз. В других, таких как Ягю Синган рю тайдзюцу, титул сокэ
передаётся выбранному наследнику школы. В этом случае предыдущий сокэ выбирает наследника,
основываясь на его способности, умении и характере. Звание сокэ используется в классических школах
будзюцу, которые используют традиционный метод лицензирования (в противоположность кю/дан
уровням, используемыми современными школами будо). Это примерно переводит как наследный глава
школы. В то время как может быть много сиханов, есть только один сокэ (за поколение).
(В) Что такое мэнкё кайдэн?
(О) В наши дни многие на Западе и даже в Японии ложно утверждают, что получили мэнкё кайдэн.
Мэнкё кайдэн является традиционным эквивалентом современного 10-ого дана. Это - лицензия полной
передачи и подразумевает, что предъявитель имеет отменные качества, полное обучение, знание и
умение. В большинстве случаев десятилетия упорной учёбы и труда требуются прежде, чем получить
такую награду. За столетия, за исключением глав школы, только несколько людей получили эту
лицензию. В то время как уровень мокурокудэн (7-ой дан) позволяет ученику открывать собственное
додзё, только обладатель мэнкё кайдэн может оценивать учеников. В текущую эпоху эта ответственность
сохранена для главы школы.
(В) Изучал ли Ягю Синган рю Уэсиба Морихэй, основатель айкидо?
(О) Да. Уэсиба был учеником Ягю синган рю тайдзюцу (Эдо линия), иначе Гото ха Ягю Синган рю тайдзюцу.
6-ым Сокэ нашей линии был Гото Ягюсай (он называл "Гото ха"). В то время как Гото назначил Осима
Масатэру на роль следующего сокэ, другие сиханы также продолжали распространять традицию. Цубой
Масаносукэ передал стиль Накай Масакацу. Уэсиба посещал додзё Накая в Каимати, город Сакай
(около Осаки). Уэсиба заявил, что остатки его обучения могут быть увидены в движениях рук и
перемещениях Айкидо. Наш прошлый глава школы Муто Масао был приглашён Уэсиба Киссомару,
чтобы осмотреть свидетельство, выданное его отцу. Свидетельство было опознано, как Сёдэн Мэнкё.
Оба имени Накай Масакацу (владелец додзё) и Цубой Масаносукэ (старший наставник) находятся в
свидетельстве.
(В) Какое влияние на айкидо имеют боевые искусства Ягю?
(О) Стэнли Пранин задал подобный вопрос Уэсиба Киссомару в интервью, которое он взял в апреле 1988.
СП: Расскажите о влияниях на технику Айкидо вашего отца?
УК: Мой отец изучал кэн (меч), дзё (посох), яри (копьё) и безоружные методы (тайдзюцу) у г-на Накай в
области Кансай около Осаки. Также верно, что мой отец находился под его сильным влиянием. Позже,
г-н Оцубо Сихо из Ягю Синкагэ рю имел обыкновение посещать наш дом в старые времена. Когда он
увидел движения моего отца однажды, он был удивлен и сказал: "Вы, должно быть, изучали Ягю
рю где-то". Дайто рю также имело большое влияние на айкидо, как и Тэндзин Синъё рю дзюдзюцу.
В книге “Айкидо” (Ходзанся 1985), Уэсиба Киссомару утверждает:
"Учителем основателя был Накай Масакацу из Гото ха Ягю рю дзюдзюцу, жившем в городе Сакай в то
время. Основатель сказал, что остатки этого обучения используются в движениях рук и перемещениях
айкидо. Ему было около 20, когда он учился у Накай. Накай был потомком семьи Ягю, известной их
традицией меча, и, как говорят, было человеком хорошего сложения, хотя он был только немногим
выше, чем 5 футов. Он был также человеком прекрасного воинского духа."
(В) Изучал ли Ягю Синган рю Кано Дзигоро, основатель Дзюдо?
(О) Да. Кано был другом Хосино Тэнти и обучался у Осима Масатэру (7-ой сокэ) некоторое время.
(В) Могут ли дети изучать корю?
(О) Да, мы приветствуем детей всех возрастов. Дети не находят корю таким интересным, как
современные формы будо, потому что нет никаких красочных поясов или соревнований. Обучение корю
однообразно, и темп обучения является очень медленным. Я говорю медленным, потому что изучаемые
методы являются очень сложными и опасными. Дети должны развить в себе определенный уровень
зрелости прежде, чем в полном объёме смогут изучать эти методы. Существует детская практика с
оружием, таким как деревянные мечи и шесты. Не одевают никаких защитных приспособлений, и
предупреждены об этом.
(В) Я не буду травмирован в додзё?
(О) Травмы – жизненная действительность для любого серьезного практика корю. Медицинское
обслуживание в Японии не дешевое, таким образом, необходимо планировать оплатить его заранее.
Японские подданные и долгосрочно проживающие в Японии иностранцы имеют доступ к общественной
системе здравоохранения. Иностранцы, не охваченные схемой государственного медицинского
страхования, выбирают частное медицинское страхование. Медицинское страхование может быть
куплено у GHL. Другой выбор – спортивное страхование. Спортивное страхование может быть
куплено у Sports Anzen.
(В) Проводит международные семинары глава школы Кадзицука?
(О) Изучение кобудо требует глубокого и всестороннего понимания японской культуры и традиции.
Поэтому долгосрочное обучение в Японии необходимо. Вы должны жить и дышать этим культурным
наследием, чтобы осознать их истинную глубину. Нет никакого другого пути. Требуются годы
непосредственной передачи. Глава школы Кадзицука уверен, что будо - мост к культурному
взаимопониманию и уважению. Он очень занятой человек, но готов потратить своё время, чтобы помочь
кандидатам, которые искренне хотят посветить себя этому долгосрочному предприятию. Это включает
готовность поехать за границу иногда, для наставления достойных кандидатов. Коммерческие семинары
не интересны. Мы не даём право использования названия школы. Глава школы Кадзицука ищет
долгосрочную связь с искренними кандидатами. Те, кто желает спрашивать о возможности семинаров за
границей, должны прежде выслать подробное самоописание.
(В) Вы преподаете Овари или Эдо школу Ягю Синкагэ рю?
(О) Обе. Официально, мы преподаем Овари линию Ягю Синкагэ рю, как передано нам Оцубо Сихо
(мэнкё кайдэн). Оцубо сэнсэй начал своё обучение, как дэси у Ягю Тоситика (Гэнсю), прадеда
действующего главы школы, Ягю Коити. Когда Гэнсю скончался, он продолжил обучение у его сына
Тосинага (Гэнтё). Эдо линия Ягю Синкагэ рю передавала традицию вплоть до приблизительно наступления
эпохи Мэйдзи, но позже исчезла. Оцубо Сихо и Муто Масао работали в тесном сотрудничестве с семьёй
Эдо Ягю, чтобы возродить Эдо линию Ягю Синкагэ рю. Они нашли и изучили более чем 500 документов
и текстов, для нахождения необходимой информацию. Когда Оцубо Сихо скончался в 1992 году,
Муто стал его преемником. Позжу Муто передал Оцубо линию Ягю Синкагэ рю его преемнику Кадзицука
Ясуси.
(В) Почему вы приняли кю/дан систему и цветные пояса?
(О) В дополнение к традиционной системе аттестации многие корю приняли кю/дан систему в последние
годы. Фиолетовые и коричневые пояса были введены, чтобы определить старших обладателей уровня
кю. Почему? Студенты часто проводят много лет на уровне кю. Эти новые цвета помогают вновь
прибывшим определить более старших учеников. Многие убеждены, что цветным поясам нет места
в корю. И традиционно там есть только белый или чёрный. Это распространенное заблуждение. Нет
ничего традиционного в поясах вообще. Черно-белые пояса были придуманы основателем Дзюдо Кано
Дзигоро в 80-х годах 19 века. Кано также ввёл в будо кю/дан систему, известную как "дан-и" на
японском. Позже, пояса кроме черного и белого цвета, сначала появились в Европе 40-х годах 20 века.
В корю- термины, униформа, пояса и аттестационная система кю/дан являются современными
дополнениями, но они действительно служат определённым целям.
(В) Какие виды оружия вы используете?
(О) В дополнение к изучению явара (безоружный бой), мы также используем 6-ти футовый шест,
нагината и катана. Фукуро синай и бокуто используются в ката- моделировании боя мечом и в них
мы сосредотачиваемся на многочисленных аспектах, включая выбор времени, дистанция, перемещения
и т.д. Более тяжелый одати используется для обучения- дыханию, контролю меча, положению тела и т.д.
Дзюдзюцу буквально переводится как «искусство податливости».
Оно использует широкий диапазон методов: захватов, заломов, освобождений и бросков.
Также используется поражение БАТ и некоторые методы боя на земле.
Направление Эдо Ягю Синган рю известное как тайдзюцу (искусство тела), часто упоминается,
как жёсткий или силовой стиль Ягю Синган рю. Но в действительности акцент сделан на использовании
усилий тела, в противоположность использованию грубой силы. В Эдо линии Ягю Синган рю изучается
более 50 ката дзюдзюцу, что вдвое больше, чем в Сэндай линии.
Кэндзюцу (фехтование мечом)
Кэндзюцу в противоположность кэндо является системой методов фехтования мечом, разработанных
для использования на полях сражений старой Японии. В Ягю Синган рю тайдзюцу, мы используем для
обучения два типа деревянных мечей. Одати - толстый, тяжелый, деревянный меч с подобной пончику
цуба (гарда), сделанная из ткани. Второй деревянный меч подобен стандартному бокуто, но менее
изогнут, более прямой на вид. Более тяжелый меч служит для развития силы и контроля. Ключевой
акцент на традиционных методах дыхания. Эти методы были созданы для увеличения потока Ки
(жизненная энергия). Ката с мечом количеством около 50.
Бодзюцу (фехтование шестом)
Ягю Синган рю использует 6-ти футовый шест (180 см), известный как рокусякубо на японском.
Система фехтования шестом кажется технически простой для постороннего глаза.
Однако ключевая способность собрать огромную мощь, не полагаясь на грубую силу. Как и со всеми
нашими методами, это - вопрос умения, а не силы. Всего есть 20 ката.
Иайдзюцу (методы выхватывания меча)
Иайдзюцу – это искусство благополучно и эффективно выхватывать и вкладывать меч в ножны во
время боя.
Ходзёдзюцу (методы связывания верёвкой)
Ходзёдзюцу – это самурайское искусство связывания противника при помощи веревки или шнура.
Легенда
По легенде, Ягю Синган рю была основана в Сэндай (префектура Мияги), в начале 1600-ых годов Араки
Матаэмоном (1594-1634), одним из наиболее уважаемых самураев Японии.
Араки был одним из учеников Ягю Синкагэ рю у Ягю Мунэнори. Первоначально, стиль был известен,
как Аракидо. Имя Ягю Синган рю было придумано после того, как Ягю Дзюбэй предложил использовать
фамилию Ягю. Слово "Синган" было выбрано, чтобы обозначить фундаментальную концепцию стиля
(взято из дзэн). Синган буквально переводит как "Глаз Сердца" (Глаз Души), и означает способность
внутреннего восприятия или интуиции. Когда ум успокоен, и эмоции контролируются, приходят
умиротворение и гармония.
Происхождение
Традиционные свитки, переданные через столетия, указывают Араки Матаэмона как создателя нашей
традиции. Эдо линия Ягю Синган рю берёт начало от главы школы Кояма Самон (1718-1800), принесшего
искусство из Сэндай в Эдо. Кояма основал додзё в Асакуса, Токио, где обучал в течение 18 лет. Позже он
удалился в его родной город Сэндай (префектура Мияги). Сегодня обе линии Сэндай и Эдо являются
всё ещё действующими. Передаваемая через столетия, от главы школы к главе школы не прерываемая
передача традиции двух школ вела их в несколько разных направлениях, но и сегодня школы все еще
имеют много общих черт. Текущий глава школы Кадзицука Ясуси, начал начал своё обучение у прошлого
Муто Масао в 1965 году. Муто был коллекционером и историком, специализирующимся на классических
боевых искусствах Японии. Всю свою жизнь он собирал в своих руках одну из крупнейших коллекций
наших дней: редкиекниги, дэнсё и другие материалы. В отличие от современных школ будо, Ягю Синган
рю- это искусство войны. Школа была создана для использования на поле битвы. Некоторые из отцов
современного будо, такие как Уэсиба Морихэй, основатель айкидо, и Кано Дзигоро, основатель дзюдо,
оба были учениками Ягю Синган рю тайдзюцу.
Перечень глав школы:
1)Араки Матаэмон
2)Кояма Самон
3)Мацуо Ориэмон
4)Маэхара Гэнтадзаэмон
5)Ивамототё Уэмон
6)Гото Ягюсай
7)Осима Масатэру
8)Хосино Тэнти
9)Ямамото Васабуро
10)Муто Масао
11)Кадзицука Ясуси
Особенности
В отличие от Сэндай линии, Эдо линия Ягю Синган рю не использует доспех. Традиционно мы одеваемся в
доги и хакама. Традиционные сандалии, известные как дзори, носят на ногах, и белую головную повязку,
с вставленной железной пластиной, носят для защиты головы. Хотя ношение доспеха не формализовано
в наших методах, это не предполагает, что мы не имеем методов боя в доспехах – они есть. Ученикам
преподают традиционные применения ката для боя в доспехах, так же как и практичные современные
применения.
Система аттестации
Традиционная система аттестации все еще действует сегодня. Дополнительная система кю была введена,
чтобы отметить продвижение ученика через низкие уровни. Мы имеем систему 10 кю.
ЯГЮ СИНКАГЭ РЮ ХЁХО
В дополнение к Ягю Синган рю ученики также изучают искусство Ягю Синкагэ рю. Ягю Синкагэ рю является
школой кэндзюцу, основанной Камиидзуми Исэноками Хидэцуна, позже известного, как Масасиноками
Нобуцуна. Для практики мы используем фукуро синай (бамбуковый меч в лакированном кожаном чехле).
Основатель родился в Дзёсю Каммидзуми (в настоящее время город Маэбаси, префектура Гунма)
в 1508 году. Он изучал Синто рю у Мацумото Бидзэнноками и Кагэ рю у Аису Икоусай. Позже он
объединил методы и философию этих двух школ, и создал Синкагэ рю.
Ягю Синкагэ рю была основана Ягю Сэкисюсай Мунэёси, учеником Камиидзуми Исэноками. Сэкисюсай
познакомился с Токугава Иэясу, основателем сёгуната Токугава. Мунэнори, пятый сын Мунэёси, служил
официальным преподавателем кэндзюцу и боевых искусств у Иэясу и у двух его наследников
(сына – Хидэтада, 2-го сёгуна и внука- Иэмицу, 3-го сёгуна). Передача школы была осуществлена от Ягю
Дзюбэй, сына Мунэнори к Ягю Мунэфую. Хюгоносукэ Тоситоси, внук Сэкисюсай служил у семьи Овари
Токугава, и стал основателем Овари Ягю Синкагэ рю. Этот стиль был передан через поколения до
действующего сокэ (22-го поколения) Ягю Коити. Наш предыдущий глава школы Муто Масао получил
мэнкё кайдэн от Оцубо Сихо. Оцубо учился у деда и прадеда Ягю Коити. Сегодня мы продолжаем
передавать традицию под руководством мастера Ягю Синган рю- Кадзицука Ясуси.
ГЛАВА ШКОЛЫ КАДЗИЦУКА
Ясуси Кадзицука- 11-ый наследный глава школы Ягю Синган рю Тайдзюцу. Мэнкё кайдэн/Приемник
Оцубо линии Овари Ягю Синкагэ рю. Ясуси Кадзицука родился в городе Зуси, префектура Канагава и начал
обучение у 10-го главы школы Муто Масао в 1965 году. В 2001 году Муто сэнсэй скончался, и Кадзицука
был назначен главой школы Эдо линия Ягю Синган рю, известной как тайдзюцу. Муто сэнсэй также
наградил его мэнкё кайдэн в Ягю Синкагэ рю (Оцубо линия). Сегодня, глава школы Кадзицука проживает
в префектуре Тотиги. Он регулярно посещает свои додзё в префектуре Канагава, которые находятся под
наблюдение старших наставников. На открытом воздухе "Муто додзё" в городе Зуси продолжает
работать и отмечает 45-ую годовщину в 2008 году.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Дэвид Кавадзу-Барбер, представитель
хонбу додзё в Японии, отвечает на общие вопросы.
(В) Где расположены ваши додзё?
(О) Додзё расположены в Канагава, Тотиги и Хиросима, Япония.
(В) Как я могу присоединиться к рю?
(О) Посещение традиционно только по приглашению. Если вы хотели бы наблюдать
практическое занятие, это может быть устроено (необходимо предварительное уведомление).
Прошение, о занятиях на испытательный срок, может быть подано наставнику во время наблюдения.
Наставники имеют право принять вас или отказать вам.
(В) Возможны ли объяснения на английском?
(О) Нет. Все объяснения на японском. Не японцы могут начать занятия независимо от их текущей
японской языковой способности. Через некоторое время ученики поощряются к изучению языка,
чтобы понять важность изучения истории и культуры, знание которых необходимо для перехода к более
высоким уровням.
(В) Какова стоимость занятий в качестве ученика?
(О) Мы - классическая школа японских боевых искусств, стремимся к качеству, а не к количеству.
Также как и в большинстве школ корю, членов школы мало, но они хорошо отобраны. Традиционно,
боевые искусства не предпринимательство или получение дохода. Взносы не высоки, и отражают
стоимость содержания додзё.
(В) Чем классические японские боевые искусства (корю) отличаются от современного будо?
(О) Современные школы будо - в значительной степени ориентируются на спорт. Они были созданы для
населения с акцентом на воспитание характера, физическую подготовку и соревнование. Хотя, все эти
искусства развились из школ традиционного будо (корю), опасные элементы были удалены для
безопасности занятий. Старые школы будо, обычно называемые корю будо или кобудо, был созданы для
битвы с намерением убить. Они были искусством воина, и к их практике до сих пор относятся очень
серьезно. Практика может быть достаточно опасной, никакие предметы защиты не используются.
Кроме изучения военных (боевых) аспектов этих искусств, мы также сосредотачиваемся на традиционном
этикете, истории и культуре. Вступление в школу корю подобно принятию во вторую семью. Есть
определенные обязанности и обязательства, которых необходимо придерживаться.
(В) Какое отличие между додзё и кэйкокай?
(О) Додзё управляется уполномоченным наставником, имеющим уровень Мокуроку (7-ой дан) или выше.
Кэйкокай - дозволенная учебная группа, находящаяся под руководством старшего студента (чёрный пояс).
(В) Возможно ли присоединиться национальной или межнациональной организации?
(О) Мы получаем много почты от людей и додзё, за границей желающих присоединиться к Ягю Синган рю
Тайдзюцу. Как традиционная школа боевых искусств, существующая более чем 400 лет, мы
придерживаемся старинных методов обучения. Мы не даём право использования названия школы и не
предлагаем курсы заочного обучения. Тем, кто искренне желает присоединиться к школе, необходимо
долгосрочное обучение в Японии. Нет никакого другого пути.
(В) Вы объеденены с Симадзу сэнсэем или Хоси сэнсэем?
(О) Нет. Симадзу и Хоси- уважаемые мастера Сэндай линии Ягю Синган рю, известной как хэйходзюцу.
Этот стиль несколько отличается от тайдзюцу (Эдо линия).
(В) Какое отличие между тайдзюцу и хэйходзюцу?
(О) Кояма Самон- глава школы Ягю Синган рю переехал в Эдо (Токио) будучи не молодым, и основал
додзё в котором обучал в течение 18 лет. Жизнь в столице очевидно очень отличалась от жизни его
родного города Сендай. Это была мирная эпоха Эдо, и практика методов боя в полном доспехе не была
больше практичной. Именно по этой причине Эдо линия Ягю Синган рю развивалась в несколько
отличном направлении чем хэйхо линия в Сэндай. Хэйхо буквально означает "искусство войны". У Эдо
линии Ягю Синган рю, известной как тайдзюцу, есть обширный раздел дзюдзюцу (явара). Мы также
сосредоточены на использовании 6-ти футового шеста. На более высоких уровнях обучают кэндзюцу,
одатидзюцу и иайдзюцу. Ягю Синган рю тайдзюцу практикуется без доспеха.
(В) Кто был Такэнага Хаято?
(О) Сэндай линия Ягю Синган рю, известная как хэйходзюцу, считает Такэнаго Хаято основателем Ягю
Синган рю. Считается, что Такэнага жил примерно в то же самое время, что и Араки Матаэмон, но даты его
рождения и смерти неизвестны. Согласно легенде Сэндай линии, Такэнага также учился у Ягю Мунэнори.
Как и в других школах корю, относящихся ко времени раннего периода Эдо и ранее, информация не
всегда писалась на бумаге во времена основания. Свитки часто переписывались последующими
поколениями. В случае с Ягю Синган рю- это привело к не точностям.
(В) Кто глава школы Хэйхо / Сендай линия Ягю Синган рю?
(О) Хоси Кунио 2-ой (родившийся Хироаки Кунио) является действующим 18-м сокэ школы Ягю Синган рю
Хэйхо. Он внук 17-го сокэ Хоси Кунио. Он официально поменял свое имя на церемонии, проведённой в
октябре 2007 года. Все главные преподаватели нашей традиции, включая Симадзу Кэндзи и Кадзицука
Ясуси принимали участие.
(В) Вы выпускаете программы заочного обучения, такие как DVD?
(О) Нет. Симадзу Кэндзи выпустил несколько ознакомительных DVD по хэйходзюцу, но тайдзюцу линия
передаёт знания только непосредственно. Ниппон Будокан выпустил 30-ти минутный документальный
фильм о происхождении тайдзюцу приблизительно 30 лет назад. Там показана история и ката. Этот
фильм все еще доступен или от Будокан или от budovideos.com (VHS или DVD).
(В) Сколько длится обучение мастера Ягю Синган Рю?
(О) Один интересующийся однажды написал, "Если я буду обучаться в течение 5 лет, какого уровня я,
вероятно достигну?". Если вы имеете временные ограничения- не изучайте корю. Каратэ, дзюдо или
любое другое современное боевое искусство обычно может предложить вам черный пояс в течение
нескольких лет - если это то, что вы ищете. Вопросы как этот, рассматриваются как наивные, японскими
практиками корю. Путь буси не просто в запоминании нескольких занятных приёмов- это образ жизни.
Когда новые посетители приходят к нам, им серьезно говорят- ожидать долгосрочного ученичества. Это
заявление однако, не должно удерживать искренних иностранцев, краткосрочно находящихся в Японии
от принятия участия в практике кобудо. Даже если у Вас будет возможность только поверхностно
прикоснуться, то опыт будет очень полезным.
(В) Какое различие между сокэ и сихан?
(О) Сихан - компетентный старший наставник, которому позволено обучать рю. Во многих традициях
звание сокэ передаётся в пределах кровных уз. В других, таких как Ягю Синган рю тайдзюцу, титул сокэ
передаётся выбранному наследнику школы. В этом случае предыдущий сокэ выбирает наследника,
основываясь на его способности, умении и характере. Звание сокэ используется в классических школах
будзюцу, которые используют традиционный метод лицензирования (в противоположность кю/дан
уровням, используемыми современными школами будо). Это примерно переводит как наследный глава
школы. В то время как может быть много сиханов, есть только один сокэ (за поколение).
(В) Что такое мэнкё кайдэн?
(О) В наши дни многие на Западе и даже в Японии ложно утверждают, что получили мэнкё кайдэн.
Мэнкё кайдэн является традиционным эквивалентом современного 10-ого дана. Это - лицензия полной
передачи и подразумевает, что предъявитель имеет отменные качества, полное обучение, знание и
умение. В большинстве случаев десятилетия упорной учёбы и труда требуются прежде, чем получить
такую награду. За столетия, за исключением глав школы, только несколько людей получили эту
лицензию. В то время как уровень мокурокудэн (7-ой дан) позволяет ученику открывать собственное
додзё, только обладатель мэнкё кайдэн может оценивать учеников. В текущую эпоху эта ответственность
сохранена для главы школы.
(В) Изучал ли Ягю Синган рю Уэсиба Морихэй, основатель айкидо?
(О) Да. Уэсиба был учеником Ягю синган рю тайдзюцу (Эдо линия), иначе Гото ха Ягю Синган рю тайдзюцу.
6-ым Сокэ нашей линии был Гото Ягюсай (он называл "Гото ха"). В то время как Гото назначил Осима
Масатэру на роль следующего сокэ, другие сиханы также продолжали распространять традицию. Цубой
Масаносукэ передал стиль Накай Масакацу. Уэсиба посещал додзё Накая в Каимати, город Сакай
(около Осаки). Уэсиба заявил, что остатки его обучения могут быть увидены в движениях рук и
перемещениях Айкидо. Наш прошлый глава школы Муто Масао был приглашён Уэсиба Киссомару,
чтобы осмотреть свидетельство, выданное его отцу. Свидетельство было опознано, как Сёдэн Мэнкё.
Оба имени Накай Масакацу (владелец додзё) и Цубой Масаносукэ (старший наставник) находятся в
свидетельстве.
(В) Какое влияние на айкидо имеют боевые искусства Ягю?
(О) Стэнли Пранин задал подобный вопрос Уэсиба Киссомару в интервью, которое он взял в апреле 1988.
СП: Расскажите о влияниях на технику Айкидо вашего отца?
УК: Мой отец изучал кэн (меч), дзё (посох), яри (копьё) и безоружные методы (тайдзюцу) у г-на Накай в
области Кансай около Осаки. Также верно, что мой отец находился под его сильным влиянием. Позже,
г-н Оцубо Сихо из Ягю Синкагэ рю имел обыкновение посещать наш дом в старые времена. Когда он
увидел движения моего отца однажды, он был удивлен и сказал: "Вы, должно быть, изучали Ягю
рю где-то". Дайто рю также имело большое влияние на айкидо, как и Тэндзин Синъё рю дзюдзюцу.
В книге “Айкидо” (Ходзанся 1985), Уэсиба Киссомару утверждает:
"Учителем основателя был Накай Масакацу из Гото ха Ягю рю дзюдзюцу, жившем в городе Сакай в то
время. Основатель сказал, что остатки этого обучения используются в движениях рук и перемещениях
айкидо. Ему было около 20, когда он учился у Накай. Накай был потомком семьи Ягю, известной их
традицией меча, и, как говорят, было человеком хорошего сложения, хотя он был только немногим
выше, чем 5 футов. Он был также человеком прекрасного воинского духа."
(В) Изучал ли Ягю Синган рю Кано Дзигоро, основатель Дзюдо?
(О) Да. Кано был другом Хосино Тэнти и обучался у Осима Масатэру (7-ой сокэ) некоторое время.
(В) Могут ли дети изучать корю?
(О) Да, мы приветствуем детей всех возрастов. Дети не находят корю таким интересным, как
современные формы будо, потому что нет никаких красочных поясов или соревнований. Обучение корю
однообразно, и темп обучения является очень медленным. Я говорю медленным, потому что изучаемые
методы являются очень сложными и опасными. Дети должны развить в себе определенный уровень
зрелости прежде, чем в полном объёме смогут изучать эти методы. Существует детская практика с
оружием, таким как деревянные мечи и шесты. Не одевают никаких защитных приспособлений, и
предупреждены об этом.
(В) Я не буду травмирован в додзё?
(О) Травмы – жизненная действительность для любого серьезного практика корю. Медицинское
обслуживание в Японии не дешевое, таким образом, необходимо планировать оплатить его заранее.
Японские подданные и долгосрочно проживающие в Японии иностранцы имеют доступ к общественной
системе здравоохранения. Иностранцы, не охваченные схемой государственного медицинского
страхования, выбирают частное медицинское страхование. Медицинское страхование может быть
куплено у GHL. Другой выбор – спортивное страхование. Спортивное страхование может быть
куплено у Sports Anzen.
(В) Проводит международные семинары глава школы Кадзицука?
(О) Изучение кобудо требует глубокого и всестороннего понимания японской культуры и традиции.
Поэтому долгосрочное обучение в Японии необходимо. Вы должны жить и дышать этим культурным
наследием, чтобы осознать их истинную глубину. Нет никакого другого пути. Требуются годы
непосредственной передачи. Глава школы Кадзицука уверен, что будо - мост к культурному
взаимопониманию и уважению. Он очень занятой человек, но готов потратить своё время, чтобы помочь
кандидатам, которые искренне хотят посветить себя этому долгосрочному предприятию. Это включает
готовность поехать за границу иногда, для наставления достойных кандидатов. Коммерческие семинары
не интересны. Мы не даём право использования названия школы. Глава школы Кадзицука ищет
долгосрочную связь с искренними кандидатами. Те, кто желает спрашивать о возможности семинаров за
границей, должны прежде выслать подробное самоописание.
(В) Вы преподаете Овари или Эдо школу Ягю Синкагэ рю?
(О) Обе. Официально, мы преподаем Овари линию Ягю Синкагэ рю, как передано нам Оцубо Сихо
(мэнкё кайдэн). Оцубо сэнсэй начал своё обучение, как дэси у Ягю Тоситика (Гэнсю), прадеда
действующего главы школы, Ягю Коити. Когда Гэнсю скончался, он продолжил обучение у его сына
Тосинага (Гэнтё). Эдо линия Ягю Синкагэ рю передавала традицию вплоть до приблизительно наступления
эпохи Мэйдзи, но позже исчезла. Оцубо Сихо и Муто Масао работали в тесном сотрудничестве с семьёй
Эдо Ягю, чтобы возродить Эдо линию Ягю Синкагэ рю. Они нашли и изучили более чем 500 документов
и текстов, для нахождения необходимой информацию. Когда Оцубо Сихо скончался в 1992 году,
Муто стал его преемником. Позжу Муто передал Оцубо линию Ягю Синкагэ рю его преемнику Кадзицука
Ясуси.
(В) Почему вы приняли кю/дан систему и цветные пояса?
(О) В дополнение к традиционной системе аттестации многие корю приняли кю/дан систему в последние
годы. Фиолетовые и коричневые пояса были введены, чтобы определить старших обладателей уровня
кю. Почему? Студенты часто проводят много лет на уровне кю. Эти новые цвета помогают вновь
прибывшим определить более старших учеников. Многие убеждены, что цветным поясам нет места
в корю. И традиционно там есть только белый или чёрный. Это распространенное заблуждение. Нет
ничего традиционного в поясах вообще. Черно-белые пояса были придуманы основателем Дзюдо Кано
Дзигоро в 80-х годах 19 века. Кано также ввёл в будо кю/дан систему, известную как "дан-и" на
японском. Позже, пояса кроме черного и белого цвета, сначала появились в Европе 40-х годах 20 века.
В корю- термины, униформа, пояса и аттестационная система кю/дан являются современными
дополнениями, но они действительно служат определённым целям.
(В) Какие виды оружия вы используете?
(О) В дополнение к изучению явара (безоружный бой), мы также используем 6-ти футовый шест,
нагината и катана. Фукуро синай и бокуто используются в ката- моделировании боя мечом и в них
мы сосредотачиваемся на многочисленных аспектах, включая выбор времени, дистанция, перемещения
и т.д. Более тяжелый одати используется для обучения- дыханию, контролю меча, положению тела и т.д.
Сообщение отредактировал yamidako: 24 Сентябрь 2017 - 21:40
Убрал под спойлер