могу ошибаться, но не упоминался ли в новгородских летописях ящер?
не какой-то глобальный хтонически-подземный демон, как бы оппонирующий небесам, а достаточно конкретный, прямо живущий в Волхове?
век так 10 - 11, кажется.
я что-то помню очень обрывочно, давно читал.
На Новгородчине был культ Ящера. Только обитал он не в Волхове, а в Ильмень-озере. И до XIX века там сохранялось нечто вроде эрзац-жертвоприношения по весне: делали из соломы женскую фигуру в полный рост, богато наряжали, сажали в дырявую лодку и с приговорками-прибаутками топили в Ильмене. Считалось, что эта акция дарует успех в рыбной ловле.
Кстати, в былине "Садко" описывается примерно тот же самый ритуал: посадить жертву на какой-нибудь утлый предмет и пустить в море.
иностранцы, оставившие записки о Российском государстве, не могли отличить действительности от былин. А нам что мешает?
https://docs.yandex....&keyno=0&nosw=1
Занятное исследование, хотя и с кучей эпичных натяжек. Рамфоринхов приплести - это сильно...
Ну, и интересно, что вышивки, где центральная фигура - женщина рожающая (и коих вообще большинство), автор старательно игнорирует, как и этнографические свидетельства вида "Это Мокуша пряла". Ну, в схемочку не укладывается...
Хотя вообще существование у Мокоши мужской ипостаси вполне возможно - почему нет? Это же язычество. У японцев божество Инари имеет по факту два пола, и выступает в качестве мужчины или женщины сугубо в зависимости от контекста. А у египтян Тот приходится Осирису одновременно отцом, сыном и внуком, и это тоже никого особо не парило...
Из разумного - пытаться "реконструировать" древние мифы на основании мнения своей левой пятки - дело заведомо глупое, даже для академиков с мировым именем. Исторические славянские мифы не сохранились, если вообще когда-то существовали (что ни разу не факт: у тех народов, у которых космогонические мифы точно существовали, - хоть осколки, да оставались всегда).