История Касима Синрю
Школа Касима Синрю (т.е. Божественный стиль Касима) зародилась в эру Асука (около 645 года), когда священник храма Касима Куниназу но Махито получил откровение от Великого Божества Касимы Такемиказути но Микото. Благодаря этому откровению он смог превратить «Меч Касимы» (Касима но Тати) из религиозной церемонии, в которой меч использовался для духовного очищения (хараи тати), в развитую боевую систему. В свитке Касима Синрю Менкё Кайден но Маки, передаваемом по прямой линии в роду Сиханке (старейший вариант которого написан Кунии Тайзен Минамото но Ритсузан примерно в 1780х годах), так описывается это важнейшее для истории японских боевых искусств событие: «Касима Синрю берет начало в древних традициях «Меча Касимы» (Касима но Тати) Великого Храма Касима Дзингу. Тысяча двести лет назад священнослужитель храма Куниназу но Махито разработал эти техники работы с мечом и стал обучать им…»
В течение второй половины 16 века Касима Синрю оформляется в виде официальной линии передачи знаний благодаря усилиям настоятеля храма Касимы Матсумото Бидзэн-но-ками Ки но Масамото. Старания Матсумото по развитию Синбу (Божественного воинского искусства) были поддержаны Кунии Генпатиро Минамото но Кагетсугу. В то время Кагетсугу являлся главой ветви Кунии клана Минамото из провинции Хитачи. Несколько поколений его предков правили землями, на которых расположен храм Касима. Поэтому служители храма обучили их технике «Футсу но Митама но Ката», которая позже была интегрирована в наследие семьи. Матсумото день за днем активно тренировался в храме Касима в поисках божественного вдохновения. В результате, он оформил Касима Синрю в полноценную систему боевых искусств, которую венчала на первый взгляд непобедимая техника Ити-но-Тати (Первый Меч).
Таким образом, согласно источникам Касима Синрю, Матсумото Бидзэн-но-ками стал первым поколением Сиханке, а Кунии Кагетсугу – первым Соке. В течение последующих 10 поколений эти две линии наследования развивались отдельно друг от друга, пока в 12-ый Сиханке Кунии Тайдзен не унаследовал обе линии.
К линии наследования Сиханке принадлежат такие выдающиеся воины, как: Камиидзуми Исе-но-ками Фудзивара но Хидетсуна, прославившийся как основатель Синкаге рю, Окуяма Кюгасаи Таира но Кимисиге, обучавший фехтованию Токугава Иэясу и Огасавара Генсинсай Минамото но Нагахару, совершивший путешествие в Китай и привнесший в Касима Синрю элементы китайских боевых искусств.
В период Сёва (1926-1988) особенно прославился 18-ый Сиханке Кунии Дзенья (1894-1966) за всестороннее практическое испытание и усиление каждой техники (ката), за военные заслуги и за неустанные попытки возродить боевые искусства в Японии после Второй Мировой войны. Он вверил Касима Синрю заботам Секи Хумитаке, ныне здравствующему 19-ому Сиханке.
Учение школы
Основополагающая доктрина (оги) школы Касима Синрю может быть кратко сформулирована следующим образом: «Сначала подготовьте тело, потом развивайте дух и человеческие качества и, наконец, придите к пониманию творческого феномена вселенной».
Основными разделами школы являются кендзюцу, дзюдзюцу и баттодзюцу. Кроме этого, ученики Касима Синрю учатся владению древковым оружием(дзё, бо, нагината, яри) и другим продвинутым техникам(кусарикамадзюцу, сюрикендзюцу и т.д.).
Статья подготовлена на основе материалов:
1) http://www.kashima-shinryu.jp/English/
2) Legacies of the Sword. By Karl Friday with Seki Humitake.