Вчера на тренировке тренер сказал, что для него критерий мастерства это не когда показывают как быстро могут выполнить прием или как сильно впечатывают башкой в пол, это все приходит (накачивается) и уходит со временем (возрастом), этим не удивить. Его можно удивить четкостью исполнения. Плавное, непрерывное, неотвратимое исполнение. Когда все точечки расставлены но нет остановки а есть перетекание из элемента в элемент у тори и переход из состояния (положения) в состояние (положение) у уке.
Наверное это близко к определению технического мастерства о котором писал Игорь на первой странице темы. Но дальше речь зашла о драке, забивании гвоздей и пр. Собственно о спорте....
Вчера тренер цитировал С. Косоротова, что самое большое достижение в спорте - остаться целым. Т.е. сохранить здоровье. Рассказывал о своем опыте спортивных соревнований со всеми гадостями и травмами, от чего и предостерегал нас.
Свою цель он выразил в воспитании здоровых людей с определенными навыками.
Когда я сам смотрю ролики по БИ, особенно показательные я лично отслеживаю как выполняются техники. Сужу я в первую очередь по тому выполняется ли принцип metsuke (мэцке) и тем элементам любой техники о которых говорится у нас в школе КСР:
1. Уход с линии атаки (kawashi);
2. Выведение из равновесия (kuzushi);
3. Расположение для выполнения техники (tsukuri);
4. Сброс (kime/kake);
5. Контроль (katame);
Действительно не часто встретишь записи где видно исполнение всех этих элементов, но для меня сейчас именно это критерий мастерства - чистое техническое исполнение.