Лично я думаю, что мы, как вид, просто глупеем.
Не глупеем. На текущий момент у нас снижается средний уровень образования. А вот скорость анализа данных у нынешней молодёжи заметно выше, чем у нас. И вообще с мозгами у них всё в порядке, проблема сугубо с уровнем знаний в этих мозгах.
Расхожие мемы типа "не можешь разобраться в своём смартфоне - попроси помощи у ребёнка" появились не на пустом месте. Мой племяш в 3 года освоил микроволновку быстрее, чем его папа с мамой. Сейчас ради развлекухи рисует мультфильмы на скриптах, при том что для его родителей комп остаётся чем-то не очень понятным, местами вызывающим священный трепет. И он такой не единственный из детворы моего окружения.
Да, количество решаемых задач у средненормального человека ничуть не ниже, чем у крестьянина позапрошлого века, а скорее намного больше. Крестьянину большую часть жизни вообще думать было особо не надо: все бытовые задачи забивались в двигательный шаблон ещё с детства и затем воспроизводились по алгоритму. Сверх того требовалось весьма немного. Сейчас же на шаблонах далеко не уедешь: то и дело меняется порядок отчётности, законодательство, выходят новые программы, появляются новые материалы с новыми свойствами, развивается транспорт... Практически всем постоянно нужно осваивать что-то новое.
При этом у молодёжи довольно заметно изменяется тип мышления. Их мозги затачиваются не на скрупулёзную добычу и дальнейшее осмысление информации, а на быстрое ориентирование в огромном валу данных, которые на них и так валятся со всех сторон. В силу понятной человечьей склонности не напрягаться - появился спрос на данные рафинированные, в максимально сжатой форме. Мыслить одновременно глубоко и быстро получается не у всех; качественно системно анализировать входящую информацию их тупо не учат в массе своей. Зато те, кого учат - в заметно более выгодном положении, чем мы: у них выше скорость усвоения информации.
И, кстати, по поводу запоминания информации. Значение способности именно ЗАПОМИНАТЬ большие объёмы данных сейчас и вправду снижается; когда доступ к любым данным присутствует почти по умолчанию, в этом просто нет нужды. Зато есть нужда быстро ориентироваться в этих данных, на это и затачивается мышление. Оно довольно пластично, знаете ли.
А уменьшение габаритов мозга скорее всего связано именно с "оперативностью" памяти: неандерталец с его слаборазвитыми лобными долями был крайне плохим креативщиком и соображал медленно. Соответственно, он нуждался в огромном массиве "инструкций" на все случаи жизни, которые ему требовалось помнить от и до,- поскольку, если он что-то забыл, то сообразить и выкрутиться ему было на порядок труднее, чем кроманьонцу. Итог - им требовался большой мозг для хранения этого информационного барахла в долговременной памяти.
Кроманьонец же не нуждался в больших скрупулёзных инструкциях: основные принципы запомнил - отлично, остальное поймём по ходу дела. Не нужна информация - забыть её нафиг, потом, если что, недолго заново выучить... И, как итог, у нас большие лобные доли и большие ресурсы "оперативной памяти" не только компенсировали меньший объём "винчестера", но и повысили результативность работы мышления. При некотором уменьшении объёма мозга.