Народ, вы тут будете спорить вечно, хотя все давно придумано и расписано до нас.
Назывпеся это - "вариативность техники". Достигается разными способами.
Почему она является важной для прикладной системы: бросать приходится сходу, возможности готовить бросок, кроме как деавтоматизирующим/расслабляющим ударом на входе, нет.
По способам: мне лично известно два.
Первый традиционный для "харлампиевского" САМБО: учатьсч базовые приемы и по мере их освоенич обучаемому обьясняют что такое группы бросков (например "броски подворотом": передняя подножка, передний подхват, бросок через бедро, бросок через спину, бросок через спину с колен) и какие предпосылки для применения того или иного броска. Обучаемый в этом случпе и сам уже о многом догадывается имея багаж базовых бросков. Способ надежный, но длинный, плюс все же многие из обучаемых "зависают" на исполнегие "стандартгого" броска.
Второй способ, характерный для "служебного" БС, которого типа нет: учатся элементы (выведения из равновесия, подвороты, входы с захватами), а потом начинают изучаться группы бросков обьединенные тем или иным элементом. Это могут быть те же броски подворотом (обьединяющий элемент выход на бросок, способы выведения из равновесия разные, окончание броска разное), а может быть, например "подножка по кругу" (передняя, боковая (травматична, в спортивной борьбе заррещена), задняя) где при разных способах выведения из равновесия используется стандартный завершающий элемент. Дальше может пойти "подхват ро кругу" и т.п. Плюс второго сплсоба: на отобранном контингенте с хорошей культурой движения и обучаемомтью вариативность достигается быстрее, технический арсенал вырабатывается более широкий, нет зависания на отдельных бросках. Минус способа: на среднестатистическом контингенте результат дает медленнее, чем первый.
Сразу добавлю, что выборка бросков в "моем" БС отличалась от стандартной для спортивного САМБО 90-х в сторону проритета подножкам, подхватам, подсечки бросок через бедро и спину шел на втором месте. Зацепы, да и все варианты бросков в падении изучались, скорее, обзорно. Зато был большой раздел болевых в стоцке и без применения в спаррингах изучались болевые в стойке и броски болевыми. Плюс ударка, плюс оружие. Борьба в партере изучалась, но многие элементы, использующиеся в спортивном САМБО, считались ошибкой (например уход в глухую защиту спиной вверх).
Сразу скажу, что в соревнованиях по борьбе САМБО мы участаовали, как и на популярных в начале 90-х боям по смешанным правилам. Точно также мои ученики участаовали в соревнованиях и по борьбе САМБО и по спортивному БС. Т.е. второй способ изучения техники не накладывает никаких ограничений на проверку его в соревновательной практике по спортивным правилам.
Сообщение отредактировал Gamm: 10 Август 2020 - 06:46