"первый - несомненность формирования казачьего этноса в период 4-5 веков н.э.
далее
принятие КАЗАКАМИ христианства. в 7 веке"
Историк начала XIX века Алексей Попов считал, что черкасы впервые упоминаются в начале II века н. э. под названием гениохов. Согласно Попову, Анквиал, как правитель Черкасии, был известен и при преемнике Траяна Адриане. Согласно Диону Кассию, в 114 году Траян в Малой Армении в г. Сате принимал правителя гениохов и махелонов (меланхенов) Анхиала с большим торжеством и отпустил его с богатыми дарами.
Распространение среди черкасов христианства относится ко времени византийского императора Юстиниана (527—565), который на их земле построил первый храм. Тогда же была основана и православная «Зихийская епархия», подчинявшаяся Константинопольскому Патриархату (существовала до конца XI века).
Воют неистово псы у чресел чудовищной Скиллы —
Но гениохский пират' для морехода страшней.
Трижды воду хлебнёт и трижды извергнет Харибда
наличие черкас в причерноморье известный факт. как и известный факт их прихода в поднепровье с организацией там поселений и городков ( описано в документах вкл и московских). а так же имеется длинный перечень жалоб так сказать славянского элемента о притеснениях творимых оными черкасами ( грабежи отжимы и прочие прелести тогдашнего бытия) это к слову о православном братстве...(((( ссылок можно нагуглить мне лень..
конечно как явление формирование казачества интересный случай. в формировании казачества имели место многие факторы и в общем это тема пока во многом открыта что позволяет существовать многочисленным спекуляциям в угоду вполне материальных интересов. Например теория о нерусскости казаков и даже их противопоставлению русским получила широкую массовую поддержку в рядах донского казачества с усилением регионального сепаратизма ( донского украинского и поволжского) в 19 веке имевшим своим основанием самодостаточность регионов в замкнутом цикле производстве зерна и продажей за валюту( и впоследствии еще сахара ) приносившим гигантские прибыли - по аналогии с сегодняшним владением трубой с газом или нефтью вкупе с комплексом переработки и транспортировки на внешние рынки.. То есть архаичный феодально организованный центр политической власти ( политическая власть у дворянства во главе с монархом) начинал мешать местному оперившемуся капиталу отрешенному от политической власти со всеми вытекающими. Плюс еще политика ползучего расказачивания и заселение земель с подачи того же центра мигрантами - иногородними.
теория же тотальной русскости и исключительно славянско-русского происхождения казаков была как бы в услужении у центральной власти - по вполне понятным причинам.
при этом следует добавить привлечение в казачество так наз. инородцев с предоставлением им казачьего статуса - это конечно несколько отдельная тема но тем не менее.