На беглый взгляд то же, что издавалось в серии из библиотеки Харламова.
Валерия?
|
Отправлено 25 Сентябрь 2020 - 14:56
На беглый взгляд то же, что издавалось в серии из библиотеки Харламова.
Валерия?
Отправлено 25 Сентябрь 2020 - 14:58
Легенда № 17...
Отправлено 25 Сентябрь 2020 - 15:01
Валерия?
Точно)))
Отправлено 25 Сентябрь 2020 - 15:12
Бессмертный фильм...
А я на коне скакаю, с ружья стреляю и самбо занимаюсь... чемпион школы...
Сообщение отредактировал Петрович: 25 Сентябрь 2020 - 15:08
Отправлено 25 Сентябрь 2020 - 20:49
тираж 800 экз.
https://yadi.sk/d/ZPVh0D4qxMJR5A
Берите, люди, пользуйтесь. И посмотрим что там скорректировали...
Книжка не только повторяет некоторые ошибки (например, рис. 95 и 96 следует поменять местами), но и кое-что в ней ещё и отсутствует (например, не указана фамилия Лаврентьева как автора предисловия, а также что-то не нашёл я в ней "Схемы самозащиты без оружия ЦС ПСО "Динамо""). Плюс мне не нравится фото дзюдоистов на самой книжке (их дзюдоистская форма). Ну это так, навскидку. Подробно не углублялся.
Отправлено 25 Сентябрь 2020 - 22:27
Блин, только сейчас дошло, что Мото-Зина - левша... Просто подумал, что я бы так справа не ударил...
Сообщение отредактировал Петрович: 25 Сентябрь 2020 - 22:28
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 07:02
Истоки. Хапсагай
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 07:28
Истоки. Хапсагай
Есть сведения, что Харлампиев и другие "отцы-основатели" изучали хапсагай?
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 09:11
Ну, можно предположить, что специально не изучали, тем не менее... на сборы посылали тех
кто хть что-нибудь умееет. Тобто борцов. И вот от тех те или иные интересные моменты могли
быть позаимствованы.
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 09:21
Ну, можно предположить, что специально не изучали, тем не менее... на сборы посылали тех
кто хть что-нибудь умееет. Тобто борцов. И вот от тех те или иные интересные моменты могли
быть позаимствованы.
И среди таковых (на ентих сборах) были, конечно же, и... якуты. С их хапсагаем. Как ещё одним истоком самбо. ... Да?
Кстати, а какие конкретно "сборы" имеете ввиду? (Вряд ли довоенные. Не?)
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 09:43
Игорь
Не заглядывая в свои "архивы" тем не менее, если мне не изменяет память, то всесоюзные сборы
проводились и до войны. И якуты на них попасть вполне могли. Бо и в те времена уже якуты разные
были... как "дикие" так и "продвинутые". Ну и думаю если очень-очень плотно покапаться в архивах,
то вполне возможно докапаться, что о существовании хапсагая знали и до революции.
Единственный момент во что я не верю, так это в хапсагай, как один из "иточников" хотя какой-то из
элементов войти мог.
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 10:21
Есть сведения, что Харлампиев и другие "отцы-основатели" изучали хапсагай?
В 1986 г. один из пионеров ленинградского самбо А.М. Ларионов написал: "Прошло уже более пятидесяти лет со времени создания самбо, а биография её ещё не написана. Вместо биографии в начале 80-х годов в газетах, журналах и на экране пропагандируется выдаваемая за историю версия, по которой самбо якобы было создано из национальных видов борьбы народов СССР, а её создателем является А. А. Харлампиев. Опасность такого утверждения состоит в том, что оно создает впечатление в отсутствии необходимости изучать национальные виды борьбы народов Советского Союза и зарубежных стран, основываясь на том, что они уже изучены".
За уже долгую историю самбо якутские самбисты наверное что-то привнесли и из хапсагая. Но, насколько я понимаю, с позиций обобщения техники и методики СИСТЕМАТИЧЕСКИ большинство национальных видов борьбы народов СССР никто не изучал. А это большая, сложная, требующая массы времени и средств работа, которая, думается, могла бы и дать полезные плоды.
Игорь
Не заглядывая в свои "архивы" тем не менее, если мне не изменяет память, то всесоюзные сборы
проводились и до войны. И якуты на них попасть вполне могли...
Единственный момент во что я не верю, так это в хапсагай, как один из "иточников" хотя какой-то из
элементов войти мог.
Всесоюзный сбор до ВОВ был только один - в 1938 г., и все его участники известны поименно. Якутов на сборе не было.
Да, со словами "истоки", "источники" нужно как-то поаккуратнее обращаться.
Сообщение отредактировал shigetsu: 27 Сентябрь 2020 - 10:32
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 10:28
Игорь
Не заглядывая в свои "архивы" тем не менее, если мне не изменяет память, то всесоюзные сборы
проводились и до войны. И якуты на них попасть вполне могли. Бо и в те времена уже якуты разные
были... как "дикие" так и "продвинутые". Ну и думаю если очень-очень плотно покапаться в архивах,
то вполне возможно докапаться, что о существовании хапсагая знали и до революции.Единственный момент во что я не верю, так это в хапсагай, как один из "иточников" хотя какой-то из
элементов войти мог.
Ну т.е. и "вполне могли", и "не верю", и "войти мог"... Словом, "не заглядывая". ... Н-да... )))
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 10:46
Игорь Петрович
Первое - я не историк.
Второе - мои архивы не велики, и не могут отражать всех аспектов развития Самбо.
Третье - в силу этого, как правильно указал мне Петрович, в ситуациях когда я не уверен в
ответе, то высказываю предположения.
Четвертое - при этом мои предположения строятся на определенном опыте, и небольшом
количестве имеющихся у меня источников.
На основе всего этого, учитывая, что со временем арсеналы Самбо и Дзюдо расширялись
как под влиянием "соревновательной" практики, так и взаимного столкновения, вполне
вероятно, что те или иные элементы могли войти в Самбо точно также как элементы Самбо
вошли в последстви в национальные виды борьбы.
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 11:10
Алексей, всё это было сейчас лишнее.
Всё норм, предположили, да и предположили. Ничего страшного. )))
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 11:57
Истоки. Хапсагай
У первого якута - Олимпийского чемпиона по вольной борьбе тренер был самбист.
а так из истории:
1. Первая Всеякутская спартакиада 1932 года
Проходила 8-12 июля 1932 года на городском стадионе с участием 214 участников, в том числе 25 женщин, 63 якутов, 68 колхозников и 73 рабочих. Участники марш-парада были выстроены у здания национальной военной школы (ЯНВШ). Парад проходил по главным улицам города – Октябрьская (ныне проспект Ленина), затем по улице Кирова до стадиона. В спартакиаде приняли участие сборные команды Алдана, Томмота, Олекминска, Мегино-Кангаласского и Западно-Кангаласского районов, Саныяхтаха и г. Якутска.
Отдельными командами выступили городское «Динамо» и ЯНВШ. Это были первые официальные соревнования, где зарегистрированы лучшие достижения. Так, дистанцию 100 м ПУГАЧЕВ пробежал за 12,2 сек, а НОСОВА за 14,3 сек, по прыжкам длину с результатом 5 м 60 см победил МИХЕЛИН (все трое из Алдана), а среди женщин ГОВОРИНА из Якутска – 4 м 75 см (с таким результатом она и в этом году стала бы чемпионкой республики!). Спортсмены Алдана стали победителями в соревнованиях по футболу (из 7 команд), волейболу и по городкам. Спортсмены Якутска были сильнейшими по баскетболу, по национальным видам спорта и по плаванию. По национальным видам первыми чемпионами стали по прыжкам кылыы СИДОРОВ, по ыстанга ЖИРКОВ (оба из Якутска), по прыжкам куобах сразу двое, КСЕНОФОНТОВ и ДЕСЯТКИН, по борьбе СЛЕПЦОВ, по перетягиванию палки ДЕСЯТКИН (все из Мегино-Кангаласского). В первой спартакиаде общекомандные итоги не подводились. Во все дни спартакиады городской стадион был переполнен зрителями и болельщиками, ежедневно на стадионе присутствовало около 10 000 тысяч человек. В программу спартакиады были включены бег, прыжки, метание гранаты, ходьба в противогазе, плавание, спасение утопающего, прыжки в воду с вышки, конно-спортивные состязания, национальные виды спорта, футбол, баскетбол, волейбол, городки, пулевая стрельба, велогонки.
....Первым официальным чемпионом по борьбе хапсагай Якутской АССР стал Степан Слепцов- Баппаай (1908-1942 гг.) – представитель Мегино-Кангаласского района. Второе место занял Аксалов, также из этого района. На третье место вышел Жирков из сборной команды г. Якутска. За победу на спартакиаде победитель был награжден костюмом.
Степан Слепцов-Баппаай был другом известного силача, своего земляка Гавриила Десяткина. Оба они работали в органах милиции в г. Якутске. Уволившись, вернулся на родину и работал на разных должностях. Когда началась война был призван в армию и умер от болезни в ст. Мальта Иркутской области....
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 12:20
На якутской земле традиции единоборств поддерживаются десятками поколений. Еще в XVIII веке у этнографа Миллера появилось упоминание борьбы без оружия — хапсагая. Ребенка, которому предстояло стать воином, обучали специальным боевым навыкам. Во время народного праздника Ысыах бои были самым популярным зрелищем.
https://tass.ru/spec/sakha-wrestling
Хапсагай
https://worldmartialarts.ru/hapsagaj/
Нынешняя молодежь почти не знает о нем, а ведь он был первым якутом, чемпионом Советского Союза по самбо. Его тогда знала и им гордилась вся республика. Никто из наших земляков не поднимался на такую верхнюю ступеньку чемпионата страны не только в самбо, но и в других видах спорта. Сейчас о нем помнит только старшее поколение. Вадим Избеков родился в Якутске в 1936 году в семье известного в Якутии учёного-историка, исследователя участия воинов-якутян в Великой Отечественной войне Дмитрия Избекова. Его книги пользуются большим спросом не только в республике, но и среди ученых и исследователей из других регионов.
http://sportyakutia....i-vadim-izbekov
Словом, да, сначала в Якутии был хапсагай. Ну а сильно позже и самбо появилось. Из столицы СССР завезённое, как я понял. Но вот имеет ли к этому хоть какое-то отношение именно хапсагай?... )))
Сообщение отредактировал Игорь: 27 Сентябрь 2020 - 12:23
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 13:33
Немного про "истоки"...
"Физкультурник Закавказья", 1935, № 1, с. 5.
ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ БОРЬБЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ*
* Настоящая статья прислана редакцией газеты «Красный спорт». Помещая ее в порядке обсуждения, редакция «Ф. 3.» ждет откликов на нее от читателей журнала.
Среди так называемых народных или национальных видов спорта борьба занимает наиболее видное место. Особенно распространена она среди народов Средней Азин, Закавказья, Сев. Кавказа, Крыма, Татарии, Башкирии и Бурято-Монголии.
Здесь национальная борьба — действительно любимый и массовый вид спорта. В соревнованиях, устраиваемых часто без всякого участия ф.к. организаций, в самодеятельном порядке, участвуют сотни борцов; смотреть собираются тысячи зрителей. Вполне естественно, что сейчас встал вопрос об овладении и организованном использовании нац. видов спорта, и в частности борьбы, как средства вовлечения местного населения в организованное ф.-к. движение.
Здесь прежде всего пришлось столкнуться с тем, что почти все виды нац. борьбы сохранили в себе ряд антифизкультурных элементов — антигигиеническую обстановку, борьбу в ватной, потной и грязной одежде, отсутствие деления борцов на весовые категории, борьбу на твердой почве, не исключающую опасные падения и ушибы, и, наконец, наличие ряда грубых и опасных приемов. Поэтому первым этапом в превращении нац. борьбы в культурный вид спорта являлись переработка и изменение ее отдельных элементов применительно к физкультурным требованиям, однако в такой степени, чтобы не превратить ее в совершенно новый, чуждый местному населению вид спорта. Усилиями местных работников - энтузиастов по большинству нацрайонов Советского союза этот первый этап освоения национальной борьбы уже пройден. Выработаны и утверждены местными СФК более или менее проверенные на практике новые правила и это не снизило интереса к борьбе со стороны местного населения.
Национальная борьба включается в программы национальных праздников, где участвуют представители отдельных народностей, и пользуется исключительным интересом и вниманием. Но здесь приходится сталкиваться с той трудностью, что почти каждая народность имеет свой национальный вид борьбы со своими характерными правилами.
Возникает вопрос: по каким правилам бороться?
Если взять за основу правила какой-либо одной народности, то ущемленными оказываются интересы всех остальных. Но невозможно разрешать вести борьбу каждому по своим правилам. Приходится наспех на месте создавать временные правила и согласовывать между участниками. Понятно, что дело не обходится без недоразумений.
Этот вопрос о правилах междунациональных соревнований приобретает особенно актуальное значение. Он перерастает в вопрос о самом содержании национальной борьбы, так как введение каких-либо единых правил неминуемо приведет и к изменению, вернее к унифицированию содержания и самой борьбы.
Нужны ли эти единые правила? Если стать на точку зрения желательности проведения национальных соревнований, то они безусловно необходимы.
ДУМАЕТСЯ, ЧТО ВОПРОС ЭТОТ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШИТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПУТЕМ ПОСТЕПЕННОГО, НО ТВЕРДОГО ПОДТЯГИВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ К ЕВРОПЕЙСКИМ ВИДАМ БОРЬБЫ — ПОЯСНОЙ, ФРАНЦУЗСКОЙ, ВОЛЬНО-АМЕРИКАНСКОЙ, УЧИТЫВАЯ ИХ РОДСТВЕННОСТЬ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПО ТЕХНИКЕ. Спорным может быть вопрос о вольно-американской борьбе — виде, который у нас в СССР совершенно не практикуется. Но почему не начинать вводить его в СССР в некоторых нацрайонах, где содержание борьбы уже сейчас имеет много общих моментов с вольно-американской борьбой?
Введение новых видов борьбы должно итти, конечно, с переключением на них наиболее способных борцов. Проводя крупные национальные праздники, следует включать в программу и тот или иной вид европейской борьбы. Прав был руководитель кабардино-балкарских большевиков тов. Калмыков, указывая на необходимость более решительного использования европейских видов спорта в практике ф.-к. работы с местным населением.
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 16:10
Ого! Вот это холиварчик я спровоцировал... Ай-да Петрович, ай-да сукин сын... в смысле - молодец
Надо сказать, что просмтаривая доступные книги, статьи и ссылки приходишь к выводу, что сибирские и уральские народы - ханты, якуты, ненцы и другие, народы кавказа и советской азии ведут-таки работы по изучению своих национальных видов физкультуры и спорта. К сожалению этого не скажешь о европейской части бывшего СССР. Не встречал такой сравнительно подробной информации о молдавской трынте, белорусской и прибалтийской борьбе или прочих состязаниях. Если кто знает - дайте пожалуйста ссылку.
К моему сожалению, я считаю, что русская традиция как раз совершила ошибку, указанную Ларионовым:
Опасность такого утверждения состоит в том, что оно создает впечатление в отсутствии необходимости изучать национальные виды борьбы народов Советского Союза и зарубежных стран, основываясь на том, что они уже изучены"
Хотя русская традиция исследовалась Теодорадзе и Горубновым с последователями, но вот как-то нет удовлетворения от этих исследований. Хочется чего-то более основательного что-ли... даже сформулировать затрудняюсь. Хотя, возможно, причина неудовлетворенности моей кроется в точке зрения на тот момент...
Отправлено 27 Сентябрь 2020 - 16:49
1. приходишь к выводу, что сибирские и уральские народы - ханты, якуты, ненцы и другие, народы кавказа и советской азии ведут-таки работы по изучению своих национальных видов физкультуры и спорта.
2. Не встречал такой сравнительно подробной информации о молдавской трынте,
1. Изучать можно с разных позиций - с позиций этнографии, истории, ТиМ фк и с...
2. Руснак, Петр Кириллович.
Молдавская национальная борьба "Трынтэ" как одно из средств физического воспитания : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Ленинград, 1973. - 193 с. : ил.
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных