Каратэ ВУКО
Или же бесконтактное каратэ, преподаваемое в традициях четырех главных школ — Шотокан, Сито-рю, Годзю-рю, Вадо-рю.
Каратэ — самое старое из восточных боевых искусств в нашей стране. Конечно, дзюдо было раньше, а самбо еще раньше — но то ж был спорт! Каратэ же с самого начала начало развиваться на совершенно других основах: во-первых, как «занятие для себя», а во-вторых, как изощренное искусство драки.
Первые каратисты набивали кулаки до появления чудовищных роговых мозолей и истово верили, что могут одним ударом убить человека наповал. Боксеры и соревнования их разубедили — в большинстве случаев, — хотя отдельные «динозавры» все-таки были.
Прежде всего, на соревнованиях по каратэ удары запрещается доводить до цели. То есть, если ты попал, куда хотел, то ты неправ и будешь дисквалифицирован. Благодаря этому все эти «динозавры» с роговыми кулаками и самурайскими убеждениями вымерли, как «динозаврам» и полагается. Победителями в соревнованиях сплошь и рядом оказывались сообразительные мальчики, умеющие вовремя ударить своим глазом чужой кулак: хозяин кулака дисквалифицируется, а ты получаешь победу. Боевое искусство превращалось в сплошную несуразицу: умеешь бить — пошел вон; не умеешь защищаться — молодец, вот тебе конфетка.
Что из этого могло вырасти — вы сами понимаете. Что выросло, то выросло: из всех ударов руками остался прямой, из всех ударов ногами — прямой, боковой и дуговой, блоки не выжили вовсе, а перемещения… о них сейчас говорят только снобы. Когда в России начали повсеместно проводиться смешанные соревнования, где участвовали представители разных стилей, все участники просто молились, чтобы им попался каратист — его было просто предсказать, еще проще пресечь — и уж совсем просто было набить ему морду — чем с удовольствием и занималась вся эта компания боксеров, самбистов и вольников…
Рекламируется система Кадочникова — бьют каратистов. Конечно же, бесконтактников. Славяно-горица — огребают они же. Боевое самбо — ну-ка, угадаете с трех раз?
Итак, что такое каратэ? Неужто сборище мальчиков для битья, свято уверенных в том, что когда-нибудь наступит и их черед.
Есть ли достоинства у бесконтактного каратэ?
Есть!!!
1. Ката. Эти каратисты действительно изучают ката. Оттачивают культуру движений. И пусть даже их сэнсеи хранят боевой смысл этих движений за семью печатями — знающий человек всегда сможет докопаться до него сам — а значит, сможет и восстановить боевое искусство в его первоначальном виде.
2. Вытекает из первого. Если вдруг в секцию придет некая горилла с мозолистыми кулаками, она вовсе не станет фаворитом тренера и бесспорным претендентом на чемпионский титул в первых же соревнованиях. Такое чучело туда просто не допустят. Умение бить морду в этом случае далеко не самый важный фактор. Это значит, что ни боксеры, ни самбисты ни какие-либо еще гастролеры не могут влегкую насшибать медалей на соревнованиях по каратэ ВУКО — они достанутся тем, кто занимается именно каратэ. А это в наше время уже радует.
3. Школы каратэ славятся упором на физподготовку — причем эта подготовка имеет ярко выраженную направленность. После каратэ вы можете заниматься практически любым боевым искусством — все необходимые основы в вас уже заложены. Кстати, так обычно и бывает.
4. Далеко не все «мальчики для битья» любят быть мальчиками для битья. И если на соревнованиях драться нельзя, то — к черту соревнования. Тех, кто в конце концов выстрадал это судьбоносное решение, очень много — достаточно много для того, чтобы каратэ продолжало считаться боевым искусством, развиваться и сохранять свою популярность.
Недостатки:
С них мы, в общем-то, и начали. Однако эти недостатки — не вина бесконтактного каратэ, а, скорее, его беда. Это по большей части гримасы большого спорта. Что же касается технических и тактических недостатков, то вот они:
1. Пренебрежение техникой самообороны в угоду спортивной. Где броски, которыми славится вадо-рю? Где локти и колени, где жесткие встречные блоки, которыми славится годзю-рю? Если даже сам Фунакоши говорил, что основа каратэ — это захват, куда делся захват из техники Шотокан? И наконец, где техники боя с оружием? Куда вы их дели, Хранители Знаний? Неужто захоронили так глубоко, что сами не можете откопать? Самое смешное, что все это в каратэ есть — но… не изучается. По настоящему боевые приемы на соревнованиях запрещены. Броски запрещены. Блоки не оцениваются — и вот вам результат.
2. Во всех книгах по каратэ упорно рекомендуются к изучению одни и те же ошибки: прежде всего, это пресловутое «вертикальное положение корпуса», делающее невозможным эффективное вложение силы в удар, равно как и уклон от атаки противника, а также взаимную координацию действий рук и ног, без чего немыслимо удачное проведение практически любого приема.
3. Кроме того, стремление постоянно держать корпус вертикально приводит с нарушениям в поясничном и грудном отделах позвоночного столба, постоянно испытывающих поперечные нагрузки при нанесении ударов кулаками. А используемые в традиционном годзю-рю упражнения на статическое напряжение мышц таза и ануса приводят при продолжительной практике к развитию, пардон, геморроя. Каратисты — народ упорный, это все знают — но здесь упорство — далеко не лучший метод.
4. Правила соревнований и тот самый легендарный принцип «одним ударом — наповал» привели к тому, что каратисты практически не умеют бить сериями, их тактика скорее сходна с фехтованием на рапирах: ткнул и отскочил. Таким образом, они не только не могут причинить какого-либо заметного ущерба, но и никогда не отрабатывали защиту от серий. В итоге, любой упрямый и физически крепкий лох вполне может побить каратиста — нужно только как можно чаще размахивать руками и переть вперед, не обращая внимания на удары. И если ему удастся не словить в момент входа встречный в пятачок или в пах, то каратисту будет невесело…
Выводы:
Бесконтактным каратэ стоит заниматься только для того, чтобы выучить ката. Причем лично я рекомендую школу Шито-рю, поскольку там сохранилось наибольшее их количество — аж целых сорок восемь штук. Для этого предпочтительнее будет не идти в группу и смотреть на сэнсэя снизу вверх (такой подход затянет ваше обучение на годы, если не на десятилетия), а найти хорошего парня, даном этак со вторым, и заниматься с ним ката и только ката. Выучив ката, оставьте за бортом все их расшифровки и правила исполнения. Делайте их медленно и быстро, смещайте акценты, как вам заблагорассудится, выворачивайте их задом наперед, направо и налево, каждый раз самостоятельно придумывая новые и новые расшифровки. Это и будет то, что Ояма называл «разговаривать с ката». Гарантирую вам, что при этом подходе вы откроете в каратэ бездну скрытых возможностей.
Что же касается драки, то начинайте с медленных и условных спаррингов — но не в коем случае не навязывайте партнеру свои условия и правила! Пусть это будет боксер, тэквондоин — кто угодно, только не каратист. И подходите к технике так: это должно работать и это может работать. Нужно только найти, где именно этот вариант будет наиболее выгодным. Несмотря на то, что вы работаете с боксером или борцом, постарайтесь все-таки оставаться в рамках именно каратэ, ищите решения именно в его арсенале — и вы обязательно рано или поздно их найдете. Ояма же нашел, в конце концов?
То есть, каратэ — прекрасный путь для бойца-одиночки. сэнсэй
КОНТАКТНОЕ КАРАТЭ
Началось это с кекусинкай — и до сих пор так и не вышло за его пределы, несмотря на старания всяких косиков и ашихар. По крайней мере, на всех их соревнованиях подавляющее большинство техник относится именно к школе кекусинкай. Боксеров и борцов (моих привычных «эталонов») здесь что-то не видно. Скорее всего, это потому, что боксеры слишком склонны бить по морде, да еще, гады, и умеют это делать, а борец просто не даст махать ногами, а сразу завалит противника на пол, где и будет насиловать до окончания поединка. От каратэ останутся рожки да ножки — как, впрочем, и от каратиста.
Странно, очень странно то, что нанесение удара в контакт не только не обогатило технику, но и уничтожило последние остатки какой-либо тактики. Чтобы выиграть бой по стилю кекусинкай, нужно иметь железные бедра и бочкообразную грудь. В этом случае вы сможете не обращать внимание на лоу-кики противника и презирать его прямые удары, которые нацелены обычно именно в середину груди. Боковых ударов руками каратисты делать не умеют, локтями бить запрещено, в спину бить нельзя, а ниже пояса — тем более. Удары ногами в голову опасны лишь на подходе к противнику — если вы подошли на дистанцию кулака, и начали «долбить», то противник просто лишен всякой возможности их наносить. Всякие прыжковые фокусы встречаются лишь в показательных выступлениях — как и ката, которые в контактных видах каратэ знать совершенно необязательно. И вот, если вы обладаете большим избытком здоровья и успешно применяете нехитрую тактику «активного долбления», то вполне можете сделаться чемпионом достаточно крупных соревнований, прозанимавшись всего три-четыре месяца. Нужно только не бояться получать удары. Однако ударов по морде каратисты почему-то не любят, потому и не приглашают боксеров на свои соревнования.
Дайдо-дзюку — это не более чем попытка научить кекусиновцев бить друг друга по физиономии. Асихара-каратэ — это не более, чем попытка научить тех же кекусиновцев бороться. Однако, как нам уже известно, каратисты — народ очень упрямый, и все эти довески приживаются очень плохо, не вписываясь в привычный рисунок боя. Так и долбят друг друга в середину груди, потея, отдуваясь и то и дело лягая противника лоу-киком. Шобы никто не думал, что в каратэ нет техники ног. При этом, как правило, побеждает самый тупой и толстый. Вы думаете, это злобный пасквиль и издевательство? Отнюдь — довольно часто бегемоты с цветными поясами бьются в финалах крупных соревнований — и выносят прекрасных технарей, единственная беда которых в том, что они мало кушают.
Тем не менее:
Достоинства:
1. Постоянная и планомерная закалка тела. При серьезном отношении к подготовке каратист-контактник действительно способен практически без вреда переносить почти любой удар в корпус. Согласитесь, это очень важно, поскольку нет людей, в которых нельзя попасть. Только одни после этого падают, а другие дают сдачи. Так вот, подавляющее большинство тех, кто сможет дать сдачи — это каратисты-контактники.
КАРАТЭ.
Начнем с того, что я никогда не пытался изобрести «свой» стиль БИ. Я занимался хапкидо, или тем, что под этим названием показал мне мой наставник, искренне верил в то, что оно является прикладным стилем и рассчитано на борьбу против каратэ и тэквондо, а также других стилей с аналогичными принципами движения.
Теперь прошу внимания. «Против» означает не очернение имени каратэ, не избиение белых поясов в тесных переулках и не сжигание портретов Фунакоси. Такое понимание активной деятельности более пристало футбольным фанатам. «Против» означает, что принципы движения, которые используются в нашем стиле, особенно эффективно работают против движений и стандартных связок каратэ. ТОЧКА.
Это вовсе не мешает мне самому изучать ката каратэ и тэквондо (тули тэквондо я с большой охотой делаю до сих пор и считаю их одним из лучших способов постановки культуры движения). Это не мешает мне дружить с каратистами и ни в коей мере не мешает мне понимать суть движений каратэ. Уж если на то пошло, я вполне могу работать в каратистской манере — в конце концов, я, как и многие другие, тоже начинал с каратэ. Мое хапкидо просто дало мне возможность посмотреть на привычные действия с несколько иной точки зрения. Именно поэтому я склонен думать, что изначально каратэ имело меньше уязвимых мест. И именно поэтому я все время пытаюсь дать свои расшифровки ката и даже базовых действий каратэ — и, если вы посмотрите внимательно, при этом пытаюсь сделать эти движения реально рабочими.
Что мне нравится в каратэ.
Вопрос действительно сложный. Ведь практически все техники, считающиеся базовыми, я делал бы чуть-чуть иначе. Но ручаюсь вам — только спецы заметили бы разницу. А техника при этом имела бы больший КПД. Однако что я взял бы из каратэ - ката. Исполнять их можно в мягкой манере, характерной для тайцзи, или же в жестко-силовой, как в годзю-рю делают «Сантин». Особенно ценным я считаю этот второй вариант.
Если же говорить о стилях, то мне нравятся два — Вадо-рю и Годзю-рю. В них не забыли о бросках, в них есть уходы с линии атаки, они ближе всего к моему пониманию «настоящего каратэ», что бы там кто ни говорил о Вадо-рю. Конечно, это стиль не окинавский, его основал японец, и первый додзе был в Японии, в Осаке. И дзю-дзюцу в нем очень много — но это все-таки каратэ: база видна отчетливо
И если рассматривать каратэ как боевую систему, то ценным в ней будет именно соединение ударов с бросками — если оно преподается. Если же нет, если осталось только то, что мы видим на каждых соревнованиях — обмен тычками со сверхдальнего расстояния, — то это уже как раз то каратэ, которое мне никогда не понравится, поскольку соревнования меня всегда мало интересовали — я всегда ищу только практическую пользу.
Что мне НЕ нравится в каратэ. Мне кажется, что эти особенности были введены тогда, когда из каратэ делали физкультуру для школьников. Вообще-то очень разумный шаг — запустить массовое изучение «полуфабриката», который при необходимости (например при службе в армии или работе в полиции) достаточно легко может быть развернут в реальный боевой стиль — но самостоятельно до этого никто не додумается. Почему? Потому что обдумывание приказов не поощряется. И это — обычное для каратэ дело. Потому что техники не обсуждаются и не объясняются. И это тоже обычно. Чаще всего его преподают именно так. А чтобы думать не хотелось, перегружают мозги физухой. После пары сотен отжиманий никаких вопросов задавать не хочется.
Таким образом, я выступаю не против стиля, а против способа его преподавания, который вместо понимания требует дрессировки. Стиль же, если его обдумать и развить, будет вполне рабочим и интересным — что доказывает пример многих мастеров-каратистов, чья техника СОВЕРШЕННО не похожа на то, что они же заставляют изучать как базу.
В этой «базе» есть ряд моментов, соблюдение которых тормозит прогресс ученика и в бою дает противнику множество шансов перехвата инициативы, - а следовательно, шансов одержать победу. Первым таким постулатом я считаю поэтапное выполнение действий. Посмотрите внимательно: при нанесении удара с шагом большинство методик каратэ рекомендуют сначала сделать шаг, а потом нанести удар. Промежуток между этими действиями может быть ничтожно малым, но он есть — а значит, у противника есть шанс уклониться или приготовиться к контратаке. Да и контратаковать, в конце концов. Если же в связку добавить блок, то удар еще более запаздывает: шаг-блок-удар. То есть, если вы защищаетесь, то шансов на ответный удар у вас будет еще меньше. Между тем, в словах многих мастеров каратэ, а также в ряде книг по каратэ достаточно ясно дается понять, что блок и контрудар выполняются практически одновременно, — так же, впрочем, как и удар с шагом. В исполнении одного из известных японских мастеров Вадо-рю я видел даже упражнение-спарринг, в котором нужно ударить противника на встречном движении РАНЬШЕ, чем он ударит тебя — а это возможно лишь в том случае, когда атакующий сперва шагает, потом бьет, пусть даже и почти без паузы (то есть, действует «по классике»), а защищающийся эту классику НАРУШАЕТ, то есть бьет до того, как его нога закончит шаг. То есть, правильным выполнением этого упражнения является именно НАРУШЕНИЕ классики. Интересно? Мне тоже. Почему бы сразу не показать именно этот вариант? В тэквондо же это сделали? И никому от этого хуже не стало…
Неестественно выпрямленный вертикальный неподвижный корпус. Какие преимущества он дает? Лично я их найти не могу. А недостатков полно: затруднена координация рук и ног, невозможны уклоны, невозможно полноценное вложение корпуса в удар, сам удар становится гораздо слабее, поскольку в него не включается брюшной пресс — мощнейшая мышца! Кроме того, удар становится «короче», а позвоночник подвергается поперечным нагрузкам, сплошь и рядом приводящим к сдвигу и травмам межпозвонковых дисков в поясничном отделе. Если бы все было так, как учат нас «классики» каратэ, небось не пытался бы каждый второй каратист приделать к своему БИ боксерские руки. Дорогие мои! Эта операция очень трудна и щепетильна, поскольку в боксе подвижный корпус. Ели пытаться просто соединять, то ваши навыки сплошь и рядом будут противоречить друг другу — а это приведет либо к полному вытеснению каратистской классики, либо к деградации техники до весьма примитивного уровня, что мы сплошь и рядом наблюдаем. Тем не менее, хочу сказать что данный «велосипед» уже изобретен грандмастером Чой Хон Хи приблизительно году в 1960, когда в тэквондо был введен знаменитый принцип «волны». И заметьте — корпус наклоняется вперед. И тэквондо от этого не погибло. Правда, правила соревнований были написаны таким образом, что за ноги давали больше очков, чем за руки, и в результате тэквондоисты просто перестати тратить время на изучение защит и атак руками. А зря.
А каратисты упрямо твердят, что корпус должен быть «прямым». Но при этом учат всех держать его вертикально. Мысль о том, что корпус может быть прямым и не вертикальным им просто не приходит в голову. А между тем, большинство мастеров каратэ бьет именно с наклоном корпуса вперед. И даже известный всем звезда российского каратэ Андрей Кочергин, который при этом яростно утверждает, что этого не делает. Наверное, он не смотрел собственные видео. Но так как он еще и утверждает, что Майк Тайсон тоже бьет с вертикальным корпусом, то остается предположить, что понятия о вертикали у него какие-то свои.
А на мой взгляд, здесь проблема чисто психологическая: человек дерется, у него получается — но это не укладывается в базу каратэ. Не годится эта база для быстрого реального боя. У него есть два пути: либо он говорит об этом сам, и начинает перерабатывать и осмысливать базу, стремясь свести концы с концами и найти ее реальный смысл — пример: Джордж Диллман, — либо он дерется, как хочет, но продолжает отстаивать старую базу, утверждать, что сам делает именно ее, и более того — САМ верит в это. Ибо если Кочергин признается, что сплошь и рядом отступает от классической базы, в лесу наверняка упадет что-то очень большое…
«Классические» блоки каратэ очень трудно применить в скоростном бою. Поэтому практически все каратисты в этой ситуации пользуются простыми отбивами ладонью. Именно это и можно было бы назвать классикой. А вы попробуйте добавить захваты другой рукой — той, которая уходит к ребрам — и сразу поймете, какие прекрасные болевые заломы и переломы можно делать с помощью классических блоков. Так почему же захватов нет? Не положено. Даже спрашивать и то не положено — особенно тем, кто каратэ не занимается.
Это еще одна вещь, которая мне не нравится. Смешная ситуация: я начинал свои занятия ударными БИ именно с каратэ. Потом занимался тэквондо. Потом ушу, где присутствуют те же движения, но в гораздо большем количестве применений и вариантов. Потом работал с хапкидо, против того самого каратэ, где, для того чтобы понять, как ловить руки у каратистов, нужно очень хорошо знать как эти каратисты двигаются. Потратил на это все более пятнадцати лет (дзюдо не в счет, там ударов нет, — а так набегает больше двадцати). И вот, со всем этим я не имею права обсуждать каратэ. И не имею права спорить с инструкторами, которые занимаются вдвое меньше меня и ничего кроме каратэ не видели. Почему? Да потому, что я не из их федерации. А кто из той же федерации будет с ними спорить? Кому это надо? Ведь раз они в нее пришли и до сих пор там работают, преподают именно так, то значит их это устраивает. Такие вопросы может поднять именно человек со стороны, и никто другой. Интересно, если бы Уэсиба осмелился высказаться насчет удара в каратэ, его стали бы слушать? Или тоже сказали бы, что айкидоке этого делать не положено?
Мне не нравится именно этот подход, поскольку он менее всего способствует пониманию истинного смысла БИ, и закрывает ученикам практически все источники информации, кроме одного. И при этом отучает думать самостоятельно. Как это все сочетается с тем, что в бою необходимо уметь принимать САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ решения — причем быстро и безошибочно, — я не знаю. По-моему, если человеку запрещать думать, он думать не научится. Что же остается? Просто стоять перед макиварой и колотить в нее. Все быстрее и быстрее. Все сильнее и сильнее. Если вы будете бить быстрее и сильнее всех, кто встретится с вами, то вполне возможно, вы сможете одержать много побед… А зачем тогда такое количество техник? А ката тогда зачем?