Мне на данный момент нравится Мишенёв, его подход к фехтованию как явлению и месту фехтования в современной жизни.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Что красиво, то и эффективно.
В Петербурге пройдет чемпионат России по артистическому фехтованию
С 22 по 24 ноября Петербург принимает чемпионат России по артистическому фехтованию. Всего второй раз за 12 лет. О том, насколько бойко артфехтование осваивается в нашей стране, говорит хотя бы вот это обстоятельство: минувшим летом в международном Кубке Испании из 102 номеров программы 49 были российскими. И россияне вошли в число победителей в разных номинациях. С одним из триумфаторов, главой петербургской Международной академии фехтовальных искусств (и участником региональной сборной на предстоящем чемпионате) Сергеем Мишеневым мы поговорили о том, почему артфехтование - экстремальный вид спорта, не вредит ли «красивость» боевому настрою и что делать, если во время боя «забыл реплику».
- Сергей, артистическое фехтование для неосведомленного человека - это, ну, Михаил Сергеевич Боярский, «Эгей! Канальи!». Некий номер в фильме или спектакле...
- Иногда родители звонят: «Хотим ребенка отдать на фехтование». Спрашиваю: «Какое именно? У нас есть спортивная шпага и артфехтование». - «Ну спортивное, конечно...» Им представляется, что это как бы серьезнее. Начинаешь объяснять: с точки зрения подготовки ребенка артфехтование гораздо разнообразнее олимпийских видов - шпаги, рапиры и сабли. Помимо фехтовальной техники, причем и на колющих, и на рубящих видах оружия, преподаются элементы единоборств, акробатики, гимнастики, хореографии, актерское мастерство.
Вот тогда начинают интересоваться. Но решающий фактор - все равно то обстоятельство, что это спортивная дисциплина, утверждена Министерством спорта в 2008 году. Чем и отличается от просто сценического фехтования. И тогда родители соглашаются: «А, ну если Министерство спорта... Значит, «не баловство».
Да, это спортивная дисциплина. И как таковая подчинена правилам, имеет обязательную и произвольную программы, оценивается судьями. Причем это вид спорта с субъективным судейством. Таких немало: фигурное катание, например, бодибилдинг. Правда, в фигурном катании какие-то преимущества одного спортсмена над другим очевидны: кто-то может сделать четверной аксель, у кого-то не получается. Сложность артфехтования - в высокой скорости, в технично сделанных выпадах, в многотемповых фехтовальных фразах, когда не просто берешь защиту, а отвечаешь, идет повторная атака, финты. Это еще сравнивают с быстрыми шахматами, а мне местами чем-то напоминает пинг-понг.
- В артфехтовании усугублена красота самого фехтования. Вообще это странно для боевого искусства: в вопросе жизни и смерти не до красивости...
- Фехтование действительно идет наперекор многому, в том числе инстинктам. Например, инстинктивное желание - защититься и тут же удрать. А здесь надо взять защиту и продолжать идти навстречу противнику. Или инстинкт велит наступать - а надо, наоборот, защищаться.
Таким «противоестественным» фехтование стало не сразу. Ренессансное было сложным, но его не назовешь неестественным; средневековое - не сложное, не затейливое и тоже вполне естественное. Концепция «противоестественности» - это достижение барокко и классики. Классическое фехтование - сложное и идет вразрез с естественными импульсами. Вот видишь стойку боксера, борца - очевидно: человек готовится к бою. Смотришь на стойку фехтовальщика - больше похоже на балет.
Или принцип атаки: по природе надо бы бросаться в направлении противника всеми четырьмя конечностями, а в фехтовании краеугольный камень техники - показ укола. Но внутри фехтования все это естественно: кому-то когда-то пришло в голову, что оружие должно приблизиться к сопернику раньше, чем тело, - и рука потянулась вперед, и только потом подключились ноги. Ренессансный автор Уильям Хоуп в трактате 1687 года написал: «Правильно сделанный укол можно сравнить с выстрелом из пистолета, ибо тот, кого ранила пуля, бывает ранен еще до того, как услышал звук выстрела. Так же и тот, кого ранило шпагой, бывает ранен еще до того, как услышит, что правая нога противника ступила на землю». Так он художественным языком описал этот краеугольный принцип показа укола.
Не исключаю, что отчасти эта «противоестественность» сформировалась из-за того, что работаешь не голыми руками, а с предметом. И должен подчиниться этой гарде, этому клинку.
Ну и еще мне нравится мысль - скорее метафизическая, иррациональная, я ее не раз высказывал: есть понятие «сверхъестественные возможности», так вот их не достичь естественными способами - надо двигаться против них.
Что касается вроде бы избыточной «красивости», отвечу словами Ивана Ефимовича Сивербрика, фехтмейстера, в честь которого мы назвали наш фехтовальный зал. Он сказал, что фехтование - искусство с легкостью владеть холодным оружием, соединенное с красивым положением корпуса во всех позициях. И он имел в виду не ту красоту, которой мы любуемся в балете. А ту, которая служит признаком эффективности.
- Это как у математиков? Если решение красивое, скорее всего, оно верное.
- Именно. Наверное, любое искусство несет в себе красоту, которая служит еще и ключом к эффективности.
- Если говорить об артфехтовании: неискушенный зритель способен оценить сложность номера?
- Я был в судействе на фестивале современной хореографии, там была номинация «Артистическое фехтование». Идет выступление, и ко мне обращаются другие члены жюри, хореографы высокого класса: «Ничего мы в этом не понимаем, как это оценивать?». Но когда вышла действительно классная команда, хореографам ничего не надо было объяснять: «А! Мы поняли!». Они не разбирались в тонкостях, но скорость, комбинаторику, внутреннее действие и класс могли оценить.
А в плохо построенном бое и неосведомленный зритель увидит лажу. Был целый период в мировом кинематографе, где-то в 1970-е, 1980-е, когда фехтование было полной катастрофой. То ли жанр плаща и шпаги переживал спад, то ли были другие причины, но между хорошими постановщиками не было здоровой конкуренции и даже великие фехтовальщики ставили какой-то детский лепет.
Постановка боя - это профессия, тут недостаточно быть спортсменом высокого уровня или классным тренером.
- Наверное, у каждого актера есть кошмарное воспоминание, когда он на сцене забыл реплику. В артфехтовании тоже, как вы называете, «фразы». И вот идет боевое «общение», и вдруг один в этом отлаженном бою забывает свою «фразу». А в руках холодное оружие.
- Поэтому я всегда и говорю, что артистическое фехтование - экстремальный вид спорта. Любой другой вид фехтования, будь то олимпийские виды, или национальные, или фестивальные, бои на тяжелом оружии, бои в доспехах - это круто. Но артистическое - единственный вид фехтовального взаимодействия, где люди работают без средств защиты. Только на основе выученной хореографии боя.
Я как-то рассказывал случай: Молодежный театр на Фонтанке, спектакль «Король и принц, или Правда о Гамлете», меня пригласили ставить бои. Создатели спектакля, прямо скажем, «замахнулись» на Вильяма нашего Шекспира: там, например, был поединок не Гамлета с Лаэртом, а Лаэрта с Горацио, причем Лаэрт, как положено, со шпагой и кинжалом, а Горацио представал японским самураем с двумя катанами. Времени на тренировки было мало, бои сложные. И вот премьера, момент поединка, выходит очень опытный актер в роли Горацио, достает катаны... И застывает. Атмосфера аж звенит. Пауза длится. И вдруг он кладет мечи на пол, берется за клинки недоумевающего Лаэрта, отнимает, «закалывает» его... Все.
Я в шоке. На афише красуется: «Постановщик фехтования - Сергей Мишенев». Потом мне актер говорил: «Выхожу на сцену и вдруг понимаю, что я - белый лист. Ни одного движения не помню!».
- Выступления призеров чемпионата будут в Концертном зале Мариинского. Это потому, что вы там фехтмейстер? К каким недавним постановкам причастны?
- Из недавних - к опере «Пеллеас и Мелизанда». Не ищите там фехтования: я ведь делаю не только бои с оружием, но и (что часто требуется в Мариинке) просто некое сценическое действие, выходящее за рамки балета. Например, одному герою надо впечатляюще толкнуть другого, актрисе эффектно упасть в обморок и так далее.
И боевые сцены далеко не всегда фехтование. Тем более что режиссеры часто «переосмысливают классику». Например, вызывают в Мариинский ставить бой в «Тристане и Изольде». Спрашиваю: «На каком оружии?» — «На пистолете». Именно на одном, а не на двух. Или «Жизнь за царя». Интересуюсь: «Какое оружие задействовано?». Оказывается, никакое: режиссер Дмитрий Черняков просит поставить драку в парламенте. В «Войне и мире» в постановке Грэма Вика потребовалось, чтобы Пьер Безухов хорошенько приложил Анатоля Курагина о крышу лимузина. В «Борисе Годунове» попросили поставить «полицейский беспредел» с дубинками.
- С учетом того, что россияне побеждают на международных состязаниях, можно сделать вывод, что у нас артфехтование хорошо развито?
- Я бы не сказал, что очень развито. Я бы сказал, что очень перспективно. Это, конечно, занятно: в международном состязании, проходящем не в ближнем зарубежье, почти половина выступающих команд - из России. Мне кажется, это потому, что для европейцев артфехтование - хобби для свободного времени и свободных денег. А наши если начинают заниматься, то и все свое время отдают, и год будут копить, чтобы костюмы сделать и в другую страну на соревнования поехать.
https://spbvedomosti...u-fekhtovaniyu/