1. Утверждение скорее голописное , впрочем, как и ваше. Для документального подтверждения ваших и моих слов надо бы собрать статистику основанную на документах или показаниях свидетелей того времени, что по объективным причинам является невозможным...
2. ...я голописно считаю, что для офицеров НКВД того времени история самбо была ясна и понятна (создал товарищ Спиридонов из приемов бытовой обороны, сложившихся у разных народов мира и лучших достижений буржуазных систем самообороны)
1. А какое мое утверждение Вы имеете в виду?
Вы писали: "Самбистов 40-х, которые использовали книгу Волкова в подготовке история самбо и дзюдо не интересовала."
Я писал: "Это голословное утверждение опровергается уже тем, что самбист Волков в своем труде отвел истории 22 страницы. По крайней мере, ему было интересно".
Т.е. Вы считаете голословным утверждение, что Волкова интересовала история самбо и дзюдо?
2. Утверждение, конечно, голописное, по Вашему признанию, так что комментировать его в принципе нечего.
Но с учетом того, что за десять лет название спиридоновской системы менялось 4 раза: джиу-джитсу, Самоз, САМ, Самбо, - что в динамовских документов тоже имел место разнобой: защита и нападение без оружия, самозащита и нападение без оружия, самозащита без оружия, что в милиции распространение Самбо всерьез началось только в 1936 году (специальным приказом организована подготовка инструкторов и помощников инструкторов), думаю не так всё однозначно и просто было.
Даже в 1936 году в московской милицейской газете Самбо именовалось "джиу-джитсу", в ряде случаев за названием "Самбо" в скобках поставлено (джиу-джитсу), что означает, что не каждому милиционеру это название было понятно. И это в Москве. Не говорю про периферию.
Очень забавная и показательная фраза содержится в Отчете о проделанной работе по 12-му Райсовету «Динамо» [г. Москвы] на 1/12-36 г. [за 1936 г.] по Самбо заключается в работе секции Дзюу-до 2 раза в шестидневку с охватом 40 человек".
А где в разделе "Что такое самбо?" указано что самбо создано на базе народных видов борьбы СССР? Да и "буржуазные системы самозащиты" как-то не в регионе СССР развивались.
Это в тексте откомментировано.
Создатель того Самбо, про которое мы говорим, - Спиридонов. Если не затруднит, укажите (конечно, подкрепив фактами), какие "народные виды борьбы" народов СССР или "не-СССР" он изучал в целях совершенствования Самбо, и покончим с этим.
* * *
Становление «борьбы вольным стилем» раскрывается в двух самых ранних учебных пособиях по этому виду борьбы – Р.А. Школьникова (1940)[1] и Н.М. Галковского (1940)[2].
В работе выпускника Московского инфизкульта 1933 года, ученика пропагандиста дзюу-до В.С. Ощепкова, преподавателя борьбы вольного стиля Государственного института физической культуры Украины (ГИФКУ) Романа Александровича Школьникова (1911 – 1986) «Борьба вольного стиля» история этой борьбы излагается крайне сумбурно.
Начинает Школьников с противопоставления ее дзюу-до и джиу-джитсу: «Нередко в практике смешивают борьбу вольного стиля с системами «Дзюу-до» и «Джиу-Джитсу»»[3]. По логике далее должно последовать изложение различий между борьбой вольного стиля и указанными японскими системами. И, вроде бы, автор приступает к решению задачи, заявляя: «Борьба вольного стиля с комплексом приемов «Джиу-Джитсу» по сути своей ничего общего не имеет, и лишь некоторые приемы имеют внешнее сходство. В России «Джиу-Джитсу» начала культивироваться в девятисотых годах, в Петербургской полиции, как комплекс приемов. Никакого спортивного содержания «Джиу-Джитсу» не имела и борьбой не являлась»[4].
После такого начала читатель вправе ожидать, что нечто подобное будет сказано и о дзюу-до, с которым тоже «нередко» неправомерно «смешивают» борьбу вольного стиля. Но вместо этого, Школьников начинает подробно излагать историю развития дзюу-до в Советском Союзе: «В СССР «Дзюу-до» берет свое начало из Владивостока, где в 1925 году (в действительности в 1926 году – А.Г.) Совет физкультуры организовал 3-месячные курсы инструкторов по «Дзюу-до».
В том же году (в действительности в 1927 году – А.Г.) в Новосибирске организуются краткосрочные, курсы инструкторов по линии ДСО «Динамо» и уже в 1928 году «Дзюу-до» включается в Показательную часть I Всесоюзной спартакиады РККА (были продемонстрированы спортивные приемы и боевой комплекс приемов).
По инициативе командования РККА в 1930 году при ЦДКА начинает работать секция по «Дзюу-до», одновременно начинают работать секции ГЦОЛИФК, ЦВШ РК Милиции и др. организаций.
В 1932 году «Дзюу-до» как один из видов самозащиты включается в комплекс ГТО II ступени.
Первые открытые соревнования по «Дзюу-до» были проведены в Москве в 1932 году в ГЦОЛИФК; в 1933 году уже проводится первая вузовская спартакиада ГЦОЛИФК; в 1934 году проходит I товарищеская встреча между командами ГЦОЛИФК и заводом «Авиахим» (каждая организация выставляла команду из 11 человек)»[5].
Удивительно после столь динамичного описания процесса становления дзюу-до в СССР, как видно из самих цитат характеризовавшегося серьезными достижениями, читать следующие абзацы: «Несмотря на то, что система «Дзюу-до» распространялась в СССР, всё же она не могла удовлетворить полностью требования масс и, особенно, молодежи (какие именно требования? – А.Г.).
При существовании в многочисленных национальных республиках Советского Союза своих национальных видов борьбы, система «Дзюу-до», с ее узко-специфическими особенностями (с какими именно? – А.Г.), не могла привиться (хотя это голословное утверждение опровергается приведенными выше фактами… - А.Г.).
С каждым годом распространение «Дзюу-до» в чистом виде уменьшается, и в противовес ему развивается новая система борьбы — борьба вольного стиля, которая в значительной степени состоит из приемов национальных видов борьбы...
Широкое развитие борьбы вольного стиля в ДСО, в таких крупных центрах, как Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Тбилиси, Баку, Казань и других городах СССР, указывает на то, что физкультурная молодежь увлекается этим видом спорта.
Нужно отметить, что борьба вольного стиля широко прививается в национальных республиках, так как национальные виды борьбы, родственные друг другу, имеют много приемов, сходных с приемами борьбы вольного стиля…
Введение борьбы вольного стиля в усовершенствованный комплекс ГТО II ступени еще больше вовлечет широкие массы физкультурников нашего многомиллионного советского народа в этот вид спорта, имеющий оборонное значение»[6].
Что же представляет собой эта «новая система борьбы — борьба вольного стиля»? Откуда она взялась? Как возникла? Об этом – ни слова, ни единого конкретного факта.
Представляется, что текст Школьникова допускает лишь одну интерпретацию: по логике «чистому дзюу-до» может быть противопоставление только «дзюу-до нечистое», а именно такое, которое «в значительной степени состоит из приемов национальных видов борьбы». Иными словами, «новая система борьбы — борьба вольного стиля» –представляет собой советскую редакцию японского дзюдо, обогащенную заимствованиями из национальных видов борьбы народов СССР, что полностью согласуется с приведенным выше утверждением В.П. Волкова. Это и объясняет, почему Школьников столь много внимания уделил описанию этапов развития японского дзюдо в СССР.
В работе выпускника Московского инфизкульта 1933 года, ученика пропагандиста дзюу-до В.С. Ощепкова, преподавателя борьбы вольного стиля Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры (ГЦОЛИФК) им. В.И. Сталина Николая Михайловича Галковского (1911 – 1992) «Вольная борьба» (1940) изложение истории этой борьбы также начинается с перечисления фактов, отразивших развитие японского дзюдо в СССР: «С 1930 г. в Московском государственном ордена Ленина институте физической культуры им. Сталина было введено преподавание самозащиты без оружия по японской системе дзюу-до. В 1932 г. самозащита была введена во II ступень комплекса ГТО. Это послужило большим толчком в развитии самозащиты без оружия и положило начало развитию нового вида спорта — вольной борьбе. Дальнейшее знакомство с национальными видами борьбы народностей СССР показало много общего в этих видах борьбы и прикладную ценность их приемов. Это заставило внести существенные изменения в технику, а также и в методику вольной борьбы…
В 1935 г. (в действительности в 1936 г. – А.Г.) во Всесоюзном комитете по делам физкультуры и спорта при СНК СССР организовалась секция для руководства работой по новому виду спорта (в действительности по дзюу-до – А.Г.). К этому времени вольная борьба начала развиваться по всему Союзу. В 1937 г. (в действительности в 1938 г. – А.Г.) Всесоюзный комитет провел первый тренерский сбор борцов вольного стиля и научную конференцию, на которой были положены основы нового вида спорта и утверждена терминология. Как следствие этого Всесоюзным комитетом был издан приказ № 633 о развитии борьбы вольного стиля и национальных видов борьбы и утверждены стандарты спортинвентаря.
С 1938 г. начинается особенно интенсивное развитие вольной борьбы»[7].
Таким образом, Н.М. Галковский, так же, как и Р.А. Школьников, выводит вольную борьбу из японского дзюдо, которое в Советском Союзе, с учетом опыта «национальных видов борьбы народностей СССР», претерпело «существенные изменения» в плане техники и методики. Более того, Галковский указывает также, что вольная борьба обобщила опыт не только японского дзюдо и «национальных видов борьбы народностей СССР». «Техника вольной борьбы, - пишет Николай Михайлович, - разнообразна и богата и содержит приемы всех существующих видов борьбы»[8].
У авторов обеих рассматриваемых работ – первых пособий по борьбе вольного стиля (вольной борьбе) – просматривается стремление уклониться от недвусмысленной формулировки положения о том, что советская борьба вольного стиля сложилась на базе японского дзюдо. В результат повествование о становлении этой борьбы приобретает безличный характер. В обоих пособиях не назван ни единый советский специалист, внесший вклад в становление техники, методики и теории борьбы вольного стиля.
Однако полностью избежать разговора о дзюдо Р.А. Школьников и Н.М. Галковский не в состоянии, поскольку именно с распространением этой японской борьбы в СССР в 1920-е – 1930-е годы связаны конкретные факты становления борьбы вольного стиля в СССР. Показательно, что, рассказывая о периоде становления дзюдо в Советском Союзе, Школьников не может привести ни единого факта, характеризующего становление особой советской борьбы «в противовес» японской борьбе. Не раскрывают авторы и происхождение столь внезапно и словно из ниоткуда возникшей советской борьбы.
Отметим также, что и Школьников, и Галковский упоминают о Приказе Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта о развитии борьбы вольного стиля от 16 ноября 1938 года, отмечают его важность, но никак не связывают с ним возникновение советской борьбы вольного стиля. Роман Александрович сообщает лишь, что «Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта вынес постановление (от 16/XI-1938 г.)» «в целях наибольшей популяризации и развития борьбы вольного стиля в СССР»[9]. А Николай Михайлович, как мы уже видели, фиксирует, что приказ № 633 – 1938 г. о развитии борьбы вольного стиля был издан Всесоюзным комитетом «как следствие» того, что борьба вольного стиля (по тексту Галковского к 1935 году!) «начала развиваться по всему Союзу» и достигла высокого уровня организованности, что выразилось в 1935 году в создании для руководства работой по новому виду спорта во Всесоюзном комитете по делам физкультуры и спорта при СНК СССР секции, т.е. всесоюзного органа руководства, примерно соответствующего всесоюзной федерации.
С учетом этих фактов удивительной выглядит позиция Всероссийской федерации самбо, которая дату подписания приказа № 633 от 16 ноября 1938 года отмечает как день рождения самбо, ведь к тому времени эта борьба уже не только сложилась, но и получила широкое распространение в СССР.
Также необходимо отметить, что ни Р.А. Школьников, ни Н.М. Галковский не упоминают в своих рассматриваемых работах ни систему «Самбо», ни ее создателя В.А. Спиридонова, что является еще одним подтверждением того факта, что «Самбо» и борьба вольного стиля являлись в то время двумя разными системами.
* * *
Тот факт, что становление борьбы вольного стиля (вольной борьбы) было связано с распространением в СССР японской борьбы дзюдо, заставляет нас обратиться к еще одной работе – конспекту «Дзюу-до» Василия Сергеевича Ощепкова[10].
Излагая вехи становления дзюдо в СССР, В.С. Ощепков приводит те же сведения, что и ранее цитированные Школьников и Галковский, с той только разницей, что его повествование распространяется только до 1933 года, поскольку книга, в которую помещен его конспект, была издана в 1934 году. Другим – и очень важным! – отличием ощепковского текста от текстов Школьникова и Галковского является его прямое указание на его личное участие в развитии дзюдо в царской России и в Советском Союзе.
«В 1914 г. впервые в России мною был создан любительский кружок изучения спортивной дзюу-до во Владивостоке... Кружок существовал до 1920 г.
В 1925 т. мною были проведены во Владивостоке 3-месячные курсы по дзюу-до среди советских инструкторов физкультуры.
В 1928 г. под моим руководством дзюу-до изучалась в Новосибирске в «Динамо», в школе милиции и в штабе Сибирского военного округа.
В 1930, 31, 32 и 33 гг. работа по дзюу-до развертывается мною в Москве в ЦДКА, ГЦИФК, ЦВШ p.-к. милиции и в некоторых воинских частях РККА»[11].
Что характерно, Р.А. Школьников, явно опиравшийся на конспект В.С. Ощепкова, даже воспроизводит ощепковскую ошибку: Василий Сергеевич неверно датирует 3-месячные курсы по дзюу-до 1925 годом, тогда как в действительности они были организованы в 1926 году.
Для темы становления самбо чрезвычайное значение имеет тот факт, что В.С. Ощепков четко отделяет в своем конспекте ту систему Дзюу-до, которая при его непосредственном участии вошла в 1932 году в комплекс норм ГТО II ступени, от японской системы Кодокан дзюдо – системы «японского института «Кодокан-дзюу-до»», как ее называет Ощепков[12].
С одной стороны, он указывает, что «в основном мы позаимствовали эту систему от японского института «Кодокан-дзюу-до»»[13]. С другой, заявляет, что «в методическом отношении по изучению дзюу-до мы расходимся не только с немцами, но и с институтом Кодокан»[14].
В разделе «История дзюу-до в Японии» Ощепков сообщает, что «в дзюу-до вошли наиболее жизненные приемы из трех систем рукопашного боя: «дзюу-дзюцу», «тензинсиниорю» и «киторю»»[15]. И совершенно иначе характеризует источники «дзюу-до в системе советской физкультуры»: «В эту систему входят главные элементы всех существующих видов рукопашного боя, начиная от французского и английского бокса, китайской «у-ши» или «у-и» и кончая приемами различных стилей борьбы. Все эти приемы комбинируются в дзюу-до в различных сочетаниях, позволяющих защищаться от нападений противника не только невооруженного, но и вооруженного любым огнестрельным или холодным оружием, при близком с ним соприкосновении»[16].
Очевидно, эта ощепковская система дзюу-до и была тем самым «нечистым дзюу-до», которое распространялось в 1930-е годы в СССР как пишет Р.А. Школьников, «в противовес» ««Дзюу-до» в чистом виде», постепенно обращаясь приемами национальных видов борьбы народов Советского Союза.
Однако прямо, избегая двусмысленности выражений, ни Школьников, ни Галковский, которые оба были прямыми учениками Ощепкова и прекрасно знали истинное положение дел, в 1940 году не могли. И сегодня мы прекрасно понимаем почему: в 1937 году Василия Сергеевич был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и бесследно сгинул в Бутырской тюрьме.
* * *
Подводя итоги рассмотрению довоенной историографии становления систем рукопашного боя и спортивной борьбы в СССР, мы можем сделать следующие выводы:
1) К 1940 году в Советском Союзе получили развитие две разные системы рукопашного боя и борьбы – «Самбо» и борьба вольного стиля (вольная борьба).
2) Система «Самбо» была разработана Виктором Афанасьевичем Спиридоновым в 1920-х - 1930-х годах на базе отдельных приемов японского искусства самозащиты джиу-джитсу (правильно: дзюдзюцу), дополненных приемами вольно-американского и французской борьбы, английского и французского бокса и бытовой самообороны.
3) Борьба вольного стиля сложилась на базе японской системы Кодокан дзюдо, и ее создателем по праву должен считаться Василий Сергеевич Ощепков – единственный пропагандист и организатор дзюдо в СССР во второй половине 1920-х – середине 1930-х годов. Именно его усилиями японское дзюдо было переработано в соответствии с требованиями советской системы физической культуры и спорта, обогатилось достижениями «всех существующих видов рукопашного боя».
4) «Самбо» В.А. Спиридонова и борьба вольного стиля (вольная борьба) конкурировали и одновременно взаимодействовали. Например, В.П. Волков отмечал влияние «Самбо» на борьбу вольного стиля: «Передовые преподаватели борьбы вольным стилем за последнее время учли некоторый опыт систематики «Самбо» и систематизируют материал лучше, чем это было несколько лет назад»[17]. Однако обратное влияние – борьбы вольного стиля на спиридоновское «Самбо» – было куда большим, о чем прямо свидетельствует тот же В.П. Волков, который, во-первых, настаивает на обязательности изучения борьбы вольного стиля «каждым самбистом» как вида спорта, который «специально … подготавливает организм к восприятию системы «Самбо»» (т.е. борьба вольного стиля должна была выступать как спортивная часть системы, служащая фундаментом для прикладной части – «Самбо»), а, во-вторых, использует весь доступный ему печатный материал В.С. Ощепкова.
5) Изученный материал свидетельствует о совершенной абсурдности позиции в вопросе о становлении самбо Всероссийской федерации самбо, которая, вопреки всякой логике, с одной стороны, позиционирует В.С. Ощепкова, его ученика А.А. Харлампиева и автора конкурирующей системы В.А. Спиридонова как трех сооснователей (основоположников) единой системы самбо, а, с другой, объявляет днем рождения самбо день подписания приказа Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта о развитии борьбы вольного стиля от 16 ноября 1938 года.
Рассмотренные работы В.П. Волкова, Р.А. Школьникова и Н.М. Галковского свидетельствуют, что если бы какая-то единая система самозащиты и могла бы возникнуть трудами трех сооснователей, то это могло бы произойти только после 1940 года – года издания пособий Волкова, Школьникова и Галковского.
В этой связи представляется совершенно ложным и ничем не оправданным избрание в качестве даты рождения Самбо 16 ноября 1938 года – даты подписания приказа о развитии борьбы вольного стиля, который касался, как видно из названия и содержания приказа, только борьбы вольного стиля и не имел никакого отношения к совершенно отдельному спиридоновскому «Самбо». Игнорируя это обстоятельство, Всероссийская федерация самбо нарушает один из основополагающих законов формальной логики – закон непротиворечия, согласно которому два взаимно противоречащих высказывания или суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. В соответствии с этим законом истинным может быть только что-то одно: либо днем рождения самбо (не первого – спиридоновского, а нынешнего) явилась дата подписания приказа № 633 – 1938 г. (и в этом случае В.А. Спиридонов не может считаться сооснователем этого нынешнего самбо), либо В.А. Спиридонов был одним из сооснователей Самбо, культивируемого Всероссийской федерацией самбо (и в этом случае рождение этого самбо следует отнести на период после 1940 года, поскольку в 1940 году борьба вольного стиля и спиридоновское «Самбо» всё еще являлись двумя разными и даже конкурирующими системами).
С учетом того, что после 1940 года нынешнее самбо трудами трех основоположников также никак не могло возникнуть, поскольку один из них – В.С. Ощепков – скончался еще в 1937 году, представляется, что снять логическое противоречие можно только одним способом – признав, что нынешнее самбо наследует только одной из двух систем, существовавших и конкурировавших между собой в 1940 году, а, следовательно, и исключив кого-то из основоположников.
[1] Школьников Р.А. Борьба вольного стиля. Пособие для преподавателей и тренеров физкультуры. Харьков: Украинский научно-исследовательский институт физической культуры, 1940. Сдано в набор 31/III-1939 г.
[2] Галковский Н.М. Вольная борьба. Учебное пособие для секций коллективов физкультуры. М.: «Физкультура и Спорт», 1940.
[3] Школьников Р.А. Борьба вольного стиля. Пособие для преподавателей и тренеров физкультуры. Харьков: Украинский научно-исследовательский институт физической культуры, 1940. С. 6.
[4] Школьников Р.А. Борьба вольного стиля. Пособие для преподавателей и тренеров физкультуры. Харьков: Украинский научно-исследовательский институт физической культуры, 1940. С. 6.
[5] Школьников Р.А. Борьба вольного стиля. Пособие для преподавателей и тренеров физкультуры. Харьков: Украинский научно-исследовательский институт физической культуры, 1940. С. 6 – 7.
[6] Школьников Р.А. Борьба вольного стиля. Пособие для преподавателей и тренеров физкультуры. Харьков: Украинский научно-исследовательский институт физической культуры, 1940. С. 7.
[7] Галковский Н.М. Вольная борьба. Учебное пособие для секций коллективов физкультуры. М.: «Физкультура и Спорт», 1940. С. 6, 8.
[9] Школьников Р.А. Борьба вольного стиля. Пособие для преподавателей и тренеров физкультуры. Харьков: Украинский научно-исследовательский институт физической культуры, 1940. С. 3.
[10] Ощепков В.С. Дзюу-до // Государственный центральный институт физической культуры. Сборник материалов по ученым дисциплинам. М.: «Физкультура и туризм», 1934. С. 347 – 402.
[11] Ощепков В.С. Дзюу-до // Государственный центральный институт физической культуры. Сборник материалов по ученым дисциплинам. М.: «Физкультура и туризм», 1934. С. 350.
[12] Ощепков В.С. Дзюу-до // Государственный центральный институт физической культуры. Сборник материалов по ученым дисциплинам. М.: «Физкультура и туризм», 1934. С. 347.
[13] Ощепков В.С. Дзюу-до // Государственный центральный институт физической культуры. Сборник материалов по ученым дисциплинам. М.: «Физкультура и туризм», 1934. С. 347.
[14] Ощепков В.С. Дзюу-до // Государственный центральный институт физической культуры. Сборник материалов по ученым дисциплинам. М.: «Физкультура и туризм», 1934. С. 356.
[15] Ощепков В.С. Дзюу-до // Государственный центральный институт физической культуры. Сборник материалов по ученым дисциплинам. М.: «Физкультура и туризм», 1934. С. 349.
[16] Ощепков В.С. Дзюу-до // Государственный центральный институт физической культуры. Сборник материалов по ученым дисциплинам. М.: «Физкультура и туризм», 1934. С. 347.
[17] Волков В. П. Курс самозащиты без оружия «САМБО». Учебное пособие для школ НКВД. Под ред. Н.С. Зобова и А.Л. Станкевича. М., Издание школьно-курсового отделения отдела кадров НКВД СССР, 1940, с. 26.