Отчего же фантазии-то? С момента ареста Ощепкова о его имени многие тогда предпочли не упоминать лишний раз, даже борьба вольного стиля вдруг появилась вместо его дзюу-до. А вот при разборе книжки Волкова о нём вдруг вспомнили. Чем не "повороты"-то? И где здесь фантазии?
Ну и наберите в сети слово "чидаоба" сегодня. Даже в Википедии найдёте слова о том, что она обогатила когда-то своими приёмами самбо. Мол, и Ощепков, и Харлампиев её изучали. И разговор такой первым повёл ведь не Волков, верно? Он написал лишь то, что услышал. У кого? У Харлампиева, надо полагать. Может и ещё у кого. Но доклад об "интернациональности" борьбы вольного стиля делал именно Харлапиев. Мол, он уже много лет изучал виды борьбы народов СССР.
Теперь вопрос: Вы с этим не согласны? Если это так, то в чём причина-то? У Вас что - есть какое-то другое разумное объяснение повления слов о чидаобе в тексте Волкова? Можно узнать - какое? Может, он, по Вашему, просто выдумал всё там? А за тот доклад Харлампиева был вообще не в курсе?
Я привёл версию, очевидную не только для меня. И чётко указал основания для появления этой версии. Они могут кому-то показаться недостаточными для каких-либо однозначный научных утвеждений, но штука в том, что какие-нибудь иные версии здесь вообще отсутствуют. И, надо полагать, не случайно.
Впрочем, могу ошибаться. Вдруг у Вас есть хоть какая-то альтернативная версия? Если так, приведите её. Только спасибо скажу.
Не понимаю, с чем именно я не согласен? Что Харлампиев "много лет изучал виды борьбы народов СССР" до 1938-го года? Или после 1938-го? Что чидаоба обогатила своими приёмами борьбу самбо? Так до 1938-го года борьбы самбо не существовало. Пожалуйста, скорректируйте ваши вопросы, чтобы я понимал, что именно вы хотите узнать.
Я ведь тоже не претендую на статус эксперта, так же, как и вы я лишь пробую логически разобраться в том, как всё было на самом деле. Очень надеюсь, что книга ув. Шигэцу прольёт на это свет.
Попробую в двух словах изложить свою точку зрения.
Спиридонов разрабатывал свою систему "Сам", черпая информацию из книг и руководствуясь лишь собственной интуицией. Наставников у него не было, в результате появилась некая методика преподавания и попытки создания правил для состязаний в "закрытом режиме". То есть его система предназначалась для "избранных", а не для массового пользования, что само по себе значительно замедляет развитие из-за отсутствия здоровой конкуренции и свободного обмена опытом.
Ощепков с самого начала широко популяризировал дзюдо, являясь высококлассным специалистом как в спортивных состязаниях, так и в преподавании. Мне не встречались его статьи, в которых бы он говорил о том, что синтезировал в своей системе (дзюдо) элементы других единоборств (сават, бокс, народные виды борьбы), хотя в его пособиях по самозащите явно присутствуют удары ногами из сават. Другими словами, Ощепков всегда подчёркивал универсальность дзюдо и его безусловную эффективность в реальном применении, в сравнении с другими, известными тогда, единоборствами. Начав преподавание дзюдо в Институте Физкультуры, он приложил большие усилия для открытия других секций по изучению дзюдо и организовал грамотную работу по популяризации этого вида борьбы, включая регулярные соревнования и изучения гражданами технических приёмов в рамках "ГТО".
Разница в подходах подачи материала между Спиридоновым и Ощепковым очевидна.
К 1936-му году Ощепков уже наработал богатый опыт преподавания. Полагаю, что технический арсенал его системы уже был создан. Слабо верится, что "приёмы народных видов борьбы Советского Союза" занимали там значительное место. Не припомню ни одной народной борьбы, где бы допускалась (а следовательно и была хорошо развита) борьба лёжа с болевыми и удушающими приёмами. Этот раздел самбо целиком был взят из дзюдо и в дальнейшем был отлично развит в острой спортивной конкуренции. Именно в спортивной, а не во внутриведомственной. Технический арсенал бросков так же был очень разнообразен. Какие группы бросков сейчас существуют в самбо, которых бы не было в дзюдо Дзигаро Кано? Которые не изучал бы Ощепков в Кодокане? Броски, заломы и удушения Ощепков знал в совершенстве, а вот ударной технике ему, возможно, и нужно было подучиться. Правда, по правилам соревнований, разработанным им же, удары были запрещены.
То есть, арсенал советского дзюдо образца 1938-го года (во время Конференции), уже был сформирован почти на 100 %. Как это не покажется кому-то странным, никакой необходимости в "обогащении" дзюдо Ощепкова просто не было. Универсальность системы в лаконичности, а не в громозкости. Оставить самое необходимое, всё остальное - на усмотрение тренеров.
Несколько десятилетий мировое дзюдо и советское самбо развивались параллельно, причём советские специалисты никаких японских учителей к себе не приглашали, хотя сами изучали опыт "братских республик", развивающих у себя дзюдо. Дебют советских самбистов на Чемпионатах Европы и Мира по дзюдо произвёл шок. Срочно были введены изменения в правила дзюдо для того, чтобы лишить советских самбистов их преимуществ. О чём это говорит? Арсенал спортивной борьбы формируют правила проведения соревнований. В самбо этих ограничений минимум, в дзюдо - хоть отбавляй. Следовательно - в современном самбо мастер чидаоба (или иного хапсагай, трынты или гуштингири) имеет больше шансов, чем в дзюдо.
Другой момент - во времена СССР была практика развития "национальных видов спорта" с присвоением спортивных степеней как спортсменам, так и тренерам. Под это попали и национальные виды борьбы советских республик, по правилам которых боролись кто? Правильно, самбисты! Поэтому, на мой взгляд, не национальные виды борьбы "обогащали" самбо, а самбо "поднимало" технический уровень этих национальных видов.