"Крыло" - уникальный элемент доспеха с Дальнего Востока, нигде более не встречающийся
https://zen.yandex.r...tm_campaign=dbr
Дальний Восток - своего рода "терра инкогнита". Особенно его северная часть. Жившие там народы волею географии и суровых природных условий были почти отрезаны от остального мира, очень длительное время проживая... Нет, не в полной изоляции, конечно, но их связи с соседями из более развитых регионов были сведены к минимуму.
Тем более что некоторые эти соседи сами предпочитали заизолироваться, что твои электрические проводники. Например, от Японии до Камчатки и Чукотки, в общем, не особенно далеко, но самураи исторически дальше Хоккайдо и Южных Курил почти не плавали. Разве что ураганом заносило к камчадалам разбитые японские суда, было дело...
Военное дело народов Дальнего Востока поэтому во многом уникально и своеобычно. В частности, там сформировался такой тип доспеха, как "крыло". Его использовали чукчи, коряки и эскимосы (азиатские, во всяком случае), и "крылья" были настолько популярными, что привели к снижению роли... Шлема. Случай в мировой практике уникальный, шлем практически повсеместно считался главным элементом личной защиты. Кирасы можно не иметь, панциря, но шлем быть должен!
Довольно грамотный рисунок. Обратите внимание: у того воина, что шлем есть, "крыло" не закрывает голову. А вот у персонажа в центре "крыло" имеет высокий назатыльник, и вообще другой конструкции)
Конструктивно "крыло" состояло из следующих деталей:
- задний щит в виде деревянной основы четырех- или пятиугольной формы из деревянных плашек толщиной примерно в 1 дюйм, длиной примерно полтора фута и шириной в фут с небольшим;
- один или два боковых щита, выполненных из нескольких дощечек, более тонких, чем основа для спинного щита. Дощечки соединялись между собой ремнями, что обеспечивало подвижность соединения и возможность почти свободно двигать руками.
Деревянная основа вместе со связующими ремешками обтягивалась поверх кожей лахтака (морского зайца). На боковых щитах кожа могла быть в два слоя. Чукчи, коряки и эскимосы считали шкуру лахтака оптимальной для изготовления доспехов. На переднем крае бокового щита, заканчивающегося примерно у линии кисти, делалась петля для руки.
Вся конструкция крепилась системой ремней к основному доспеху - колоколовидному костяному или железному (этот был редок), набранному по ламеллярному принципу, или кожаному ламинарному, из того же несчастного лахтака.
При этом, что интересно, у чукчей чаще встречался доспех с одним боковым щитом, обычно с левой стороны, т.н. "левым крылом", а вот у коряков и эскимосов "крылья" располагались с двух сторон. Это показатель не абсолютный, а относительный, но все-таки...
Коряки и эскимосы, можно сформулировать так, предпочитали защиту за счет ухудшения возможностей атаки, а чукчи - наоборот.
Подвижная конструкция закрывала воина примерно от лопаток до висков, иногда площадь защиты была выше. Все по ситуации - чем больше площадь защиты, тем больше вес и габариты, выбирай, вояка, сам, что тебе надо....)
Основная функция "крыла" - это защита от стрел: при сильном вражеском огне воин либо "захлопывался в кокон", либо подставлял летящей смерти наиболее защищенный левый бок. Вот при копейной стычке оно скорее мешало, поэтому практически никогда не встречались ситуации, чтобы в "крылья" были одеты все воины отряда. Это прерогатива лучников, которые намерены учинить длительную перестрелку с противником.
Важно! Обратите внимание, что без основного доспеха, прикрывающего корпус от грудины и ниже, "крылья" обычно не использовались. Тогда в них бы не было никакого смысла: они бы только лишали воина подвижности и обзора.
Просто конструктивный недостаток дальневосточных корпусных панцирей - они закрывают хозяина где-то до диафрагмы. За счет дополнительного нагрудника - до подмышек и ключиц. Поэтому то, что выше, сзади и сбоку должно прикрывать "крыло"
До наплечников и горжетов местные так и не додумались, хотя, например, пластинчатые наручи, защищающие руку от запястья до локтя, делали, и неплохие.
Также важно учитывать, что такое "крыло" а-ля дельтаплан, как на фото выше - это вершина эволюции данного вида доспеха. Многие небогатые воины обходились просто широкими прямоугольными щитами сбоку слева.
Классические, в европейском понимании, щиты у чукчей, коряков и прочих местных в ходу не были - из-за почти полного отсутствия "одноручного" оружия, за исключением ножа. Для обращения с луком, копьем или пальмой (батасом) необходимы две руки. А топорами они в бою не пользовались, такая вот местная специфика.
Чукчи — величайшие воины севера
https://disgustingme...955841064453125
В нашем бытовом фольклоре давно закрепился образ чукчи, как персонажа из анекдотов. На самом деле, в свое время чукчи были величайшими воинами севера. Бесстрашными, воинственными, опьяненными мухоморами и носящими экзотические доспехи, которые могли остановить пули казаков. Чукчи были настолько свирепы, что русские колонизаторы так и не сумели покорить этот народ — полностью присоединить их удалось только в XX веке.
Внешний вид, подготовка и традиции
Лучше всего образ чукчи описал капитан Д.И. Павлуцкий, долгое время воевавший с этим народом, вошедший в их мифологию в виде злобного персонажа и в конце-концов чукчами же и убитый:
«Чукчи — народ сильный, рослый, смелый, плечистый, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, себя убивают».
— Исчерпывающая характеристика, особенно ценная тем, что ее написал их непримиримый противник.
Собственно, сами чукчи делились на оленных кочевников, занимавшихся в основном разведением оленей, и оседлых рыболовов и охотников на морского зверя. Оленные чукчи были самыми подготовленными и сильными и воспринимали оседлых как более слабых и изнеженных, что не мешало им в случае морского набега, объединяться вместе, чтобы пограбить тех же американских эскимосов. Любопытно, что иногда некоторых воинов в поход заставляли идти против их же воли.
О частоте боевых столкновений с эскимосами говорит хотя бы такой обряд: когда встречались два этих народа и собирались торговать, перед торгом проводили жертвоприношение, убивая двух оленей и по тому, как они падали, определяли, кто в случае ссоры нападет первым.
Если ссора действительно случалась, все расходились, готовились, отправляя женщин и детей подальше, и с рассветом нападали на противника. Сама практика такого ритуала, говорит о том, что драки и войны были настолько обыденными, что их уже стали заранее регулировать с помощью жертвоприношения.
Оленные же или по другому, кочевые чукчи с детства тренировались в беге, переносе тяжестей и боевых и охотничьих искусствах. Мальчики подолгу бегали, преследуя оленей, и занимаясь выпасом стад, учились легко переносить голод и жажду, стрелять из лука и биться копьем и ножом, носить доспехи и бороться.
Ловкость юных чукчей доходила до того, что в их боевых обычаях закрепилась привычка уворачиваться от стрел во время битвы, если на них не было доспехов. Рассказывают, что малолетних чукчей приучали чуять опасность таким образом: к ничего не подозревающему мальчику подкрадывался родитель и прижигал ему кожу раскаленным ножом. И так до тех пор, пока парень не начинал отскакивать в сторону от каждого шороха.
А во время финального испытания за юным чукчей крался отец с луком и неожиданно стрелял в спину. Если парень уворачивался — становился воином. Если нет — умирал от раны, ибо такой неумеха был не нужен.
Военное дело
Оседлые чукчи чаще всего делали набеги на больших лодках-байдарах под парусом на своих американских соседей, или жителей островов. А вот оленные чукчи занимались кражей стад у коряков и других местных жителей, отправляясь в грабительские набеги в основном зимой, когда могли передвигаться с ощутимой скоростью на запряженных оленями нартах.
Чаще всего набег выглядел так: к стойбищу подкрадывались на рассвете, когда жертвы спали в яранге, общем жилище из шкур оленя и жердей, в котором кругом располагались палатки отдельных семей. С помощью аркана роняли ярангу и начинали бить копьями через шкуры по ничего не соображающим спросонья людям, а выбиравшихся наружу — убивали. В это время другие чукчи уже угоняли оленей.
Правда, иногда жители яранги начинали стрелять через специальные бойницы в стенах из луков или огнестрельного оружия, и если убивали нескольких чукчей, те предпочитали сбежать.
Иногда чукчи устраивали засады на казаков или местных жителей, которые прятались в русских крепостях-острогах. Для этого небольшой отряд нападал на острог и получив отпор притворно сбегал, а если их начинали преследовать, заманивал врага в засаду, где его поджидали гораздо большие силы.
При крупных сражениях чукчи старались основным отрядом напасть с фронта, отвлекая противника, а вторым — обойти с тыла, внося неразбериху и панику в ряды врага.
Осаждать крепости и брать их штурмом чукчи не особо умели, да им это чаще всего было не нужно.
Оружие и боевые приемы
Самыми важными орудиями войны у чукчей были луки и копья. Этим оружием учились владеть все, так как они были не только военным, но и охотничьим снаряжением. Луки были сложносоставные, а наконечники стрел изготавливали сначала из камня и кости, а с приходом русских — из железа, так как у самих чукчей металлургия была не слишком развита. Также в качестве наконечников использовали и старые ножи.[/size]
[/size]
Копья чаще всего приспосабливали специально для рукопашной схватки, наконечники также старались делать из металла, делали их длинными и широкими, так, чтобы ими было легко рубить. Существовала и иная разновидность древкового оружия — что-то вроде тесака на древке, которым иногда умудрялись отрубить противнику голову в одного удара. Ну и конечно любой чукча имел при себе нож. Гораздо реже использовали топоры, тесаки, дубины и пращи для метания камней.[/size]
Сами воины разделялись на тяжеловооруженных — одетых в доспехи, стрелявших из лука, а затем идущих в рукопашную, а также легких — уворачивающихся от стрел и после победы догонявших разбегающихся врагов.
Доспехи чаще всего были пластинчатые, причем пластинки часто изготавливали из китового уса или кости, при этом качество выделки было таким, что мелкокалиберное огнестрельное оружие его не всегда пробивало. Позже доспехи стали изготавливать из металла.
Шлем носили редко, предпочитая защищать голову с помощью крыльев — шитков из дерева, покрытых пластинами, которые сзади закрывали затылок, и привязывались к рукам, позволяя не только стрелять из лука, но и легким движением закрываться крылом как щитом. Обычно воин носил одно крыло, вставая к врагу так, чтобы всегда можно было защититься крылом от стрелы. Часто на доспехи наносили изображение убитого врага — считалось что так его дух не сможет повредить своему убийце.
Нарты использовали не только для передвижения, но и как колесницы — с них могли во время движения стрелять из лука. Запрягали в них обычно пару холощеных оленей. Кастрировали же их раздавливая зубами канальцы яичек у молодого самца, а иногда отгрызая ему одно яичко. Такое свежеотгрызенное лакомство отдавали самому почтенному старцу или дорогому гостю — оно считалось деликатесом.
Также нарты использовали в виде временных полевых укреплений, ставя их кругом, наподобие гуситского вагенбурга, и отстреливаясь из-за такой импровизированной стены. Бывало, что чукчи защищались, забравшись на холм, и полив водой тропинку, ведущую к вершине. Вода замерзала, и навстречу наступающему противнику пускались тяжеленные нарты, заполненные камнями и утыканные спереди копьями и заостренными рогами оленей. После того, как такой таран сносил первые волны врага, чукчи шли в атаку.
В бою чаще всего участвовали молодые мужчины, которые хотели доказать свое мужество, а также опытные воины, получавшие от набегов добычу. Впрочем, иногда воевали и женщины, особенно если на ярангу нападали враги, в то время как мужчина был на охоте.
Бывало, что женщин брали и в набег, и иногда они даже участвовали в битве. Когда семья оставалась без кормильца, девочки тренировались точно также как мальчики, и такие воительницы могли участвовать в походах на равных с мужчинами. Но вообще, традиционно драться с женщиной считалось позорным.
Особо стоит отметить у чукчей существование своеобразной касты транссексуалов. Дело в том, что вся чукотская традиционная религия пронизана верой в духов и иногда они нашептывали мужчине или женщине о смене пола. Тогда такой человек начинал носить одежду и подражать голосу того пола, который выбрали духи. Мужчины-транссексуалы выходили замуж или оказывали сексуальные услуги, а женщины-транссексуалы выполняли мужскую работу и ходили на войну.
Отношение к смерти и воинские традиции
Чукчам свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Часто женщины, видя что их мужчины проигрывают в битве, закалывали детей и затем убивали себя.
Русские путешественники времен покорения Сибири отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства.
При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей. Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым.
Татуировки — отдельная гордость чукчей. Чаще всего ими украшались лица воинов или женщин. Особо же лютые бойцы за каждого убитого врага, рисовали себе точку на руке. И у матерых воинов из этих точек могла выстроиться линия от запястья до локтя.
Использовались и стимуляторы. Перед боем чукчи часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой становился источником видений. Особо упоротые употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами (активные вещества в ней сохраняются, так что единожды съев гриб можно испытать эффект повторно). Был в этом, видимо, некий шик.
В общем, оказавшись на крайнем Севере, среди улыбающихся оленеводов, десять раз подумайте, стоит ли рассказывать анекдот про глупого чукчу, ведь среди слушателей может оказаться человек, чьи предки так и не покорились колонизаторам, кастрируя своих оленей зубами и отправляя в набег боевых транссексуалов.
Тем, кого заинтересовала история этого народа, советуем обратиться к книге «Военное дело чукчей (середина XVII — начало XX в.)» Александра Нефедкина.