Так, повторюсь, получается, что Юй Даньцю дает право преподавать свой стиль заведомо некомпетентным людям и, таким образом, поддерживает мошенничество и обман? А до этого то же самое в 2014 сделал Хоннибал, дав Сенчукову документ о праве преподавания Белого Журавля? Вон оно как интересно все устроено. Никому нельзя верить.
Притом, что, насколько мне известно, правом оценивать кометентность Сенчукова с точки зрения линии передачи имеет право только сам Юй Даньцю, как шифу, а никак не ученик из соседней ветви. А так Андрей по сути прямо обвиняет данного шифу, что тот дает право преподавать кому попало.
Диплом, который здесь обсуждается, выдан в том, что его обладатель является "дицзы" (последователем) мастера, выдавшего диплом. Что такое дицзы, полагаю, большинству в целом понятно. С точки зрения своего опыта, сказал бы, что разные мастера относятся к этому институту по разному. Но в любом случае положение дицзы никак не определяет возможность преподавания или отсутствие таковой. Оно всего лишь описывает особый уровень отношений между учителем (шифу) и учеником (дицзы). Будет ученик преподавать или не будет мастера не касается - его обязанность качественно дать ученику весь необходимый материал. Ученик, в свою очередь, обязан старательно заниматься и поддерживать авторитет учителя.
Всё.
Преподаёт дицзы или нет, а если преподаёт, то как именно, это уже вопросы отношения дицзы с его учениками. Право на преподавание учитель не даёт и отобрать не может - он вообще этот процесс не контролирует. Исключением, возможно, может быть преподавание непосредственно в школе учителя.
Что касается отношений между мастерами вообще и дицзы в частности, то как мне кажется, не стоит бездумно переносить этику сложившуюся внутри нашей культуры на китайский культурный феномен. Там может оказаться всё совсем по-другому. Лично мне доводилось неоднократно слышать от мастеров всякое нелицеприятное о других мастерах. При этом на людях сохраняется "политес" и поддерживаются нормы этикета. В качестве иллюстрации такого положения мне понравился фильм "Шанхайский экспресс" с Само Хуном и Юань Бяо.
Отношения между дицзы в каждой школе, как я понимаю, тоже строятся индивидуально. В идеале, конечно, все дицзы должны быть как братья, но в реальности часто бывает не так (впрочем даже и в некоторых семьях мы видим примеры сильного разлада между родственниками), а иногда ученики одного мастера даже и не знают о существовании друг друга.
Китай большой и люди в нём очень разные. Поэтому судить однозначно о каком-то явлении, как мне кажется, было бы неправильно. В каждом случае лучше применять индивидуальный подход.