Осторожно попробую пооппонировать. На правах диванного эксперта, если что - ногами не пинайте, укажите на ошибки.
Проблема, как мне видится, в повсеместном лицемерии когда все прекрасно знают, что люди не равны, но процесс образования строят именно на этой установке.
Я здесь вижу проблему несколько иначе. Эгалитарная установка досталась нам в наследство от советской системы образования, которое строилось на принципиально иных принципах. Советское общество было а первую очередь коллективистским, где все его члены ощущают себя частью некоего целого, объединённого единой целью. Такая идеология, будучи принятой "большим" обществом, транслировалась на всех уровнях, в том числе и в микроколлективах вроде школьного класса. Разница в способностях в этом случае становилась не тормозом, а точкой приложения усилий. На первом месте шла социализация. Человечек по факту вписывался в коллектив (как и во взрослой жизни, где возможность выбора есть далеко не всегда), и свою реализацию видел в рамках коллектива. Если ты в классе суперспособный математик, а все остальные считают, загибая пальцы - ну так тащи их, раз ты такой умный. В свою очередь коллектив всегда "подопрёт" такого гения там, где он сам слаб. Вася помогает богатому телесным интеллектом Коле осилить дроби, в свою очередь у Коли челлендж - чтобы к концу четверти Вася подтянулся аж три раза. Что отнюдь не мешает указанным персонажам продолжать усиленно реализовывать свои сильные стороны в рамках самостоятельных занятий по интересам. Место в статусной иерархии определяется не тем, насколько ты оторвался от коллектива, а тем, что ты сделал для коллектива. Сегодня это звучит как сказка. Мне повезло один год проучиться в коллективе, построенном болемень близко к подобным принципам (не идеальном, конечно). Это было в самом конце СССР, в военно-морском училище. У нас в классе (в строевом смысле класс соответствовал взводу) было несколько бывших питомцев Нахимовского училища, "питонов" на курсантском сленге, которые сумели внести эту структуру отношений в рыхлую случайную выборку из абитуриентов с самых разных концов большой тогда страны. И это было реально круто. Да, я понимаю, что в рамках сегодняшней идеологической парадигмы индивидуализма, культа личного успеха это нереализуемо. "Снявши голову, по волосам не плачут", невозможно поменять общественное устройство, сохранив при этом систему образования. И всё-таки жаль.
Я вообще не понимаю, чем министерство образования занимается. Сейчас уровень тестирования настолько развит, что уже в начальной школе можно определить где ребенок может быть наиболее успешен и группировать их по способностям.
Вот тут у меня тоже возникает философский вопрос. А надо ли в образовании всегда "идти по течению"? Когда мне на тренировках говорят "-Это не моё, у меня не получается", я обычно отвечаю "-Отлично, значит ты делаешь как раз то, что надо. Если ты встречаешь сопротивление, значит ты двигаешься. Какой смысл прокачивать то, что у тебя и так есть?" Сводить образовательную функцию к сортировке и раскладыванию по ячейкам ИМХО неправильно. Если конечно опять же мы ставим целью формирование человека, а не успешное воспроизводство биороботов.
Повторюсь. Для многих детей уже то "подвиг", что он в форме на урок пришёл и начал даже чем-то заниматься. Хотя бы общеразвивающие упражнения делать. А не в планшет или айфон весь урок пялиться. Имея кучу справок о не очень замечательном здоровье.
Есть у меня мысль, что школьный спортактив надо вообще с физры гнать нафиг. То есть если деть уже занимается видом спорта с признанной федерацией и выполняет нормативы там, то по справке от тренера получает оценку "автоматом" и уроки может не посещать. Если хочет - посещает в рекреационном режиме, играя в мячик в уголке с такими же как он. Физрук же разгружается для занятий с теми, кто об свои ноги спотыкается.
Спорт это бизнес, который в принципе может дать неплохой старт в жизни. В конце концов работа в шахте не намного полезнее профессионального спорта - и ничего работают.
Могу сильно ошибаться, у меня технический ыид спорта, не связанный с экстремальными нагрузками, но по немногим прослушанным курсам общего характера у меня сложилось впечатление, что большой спорт по мере накопления знаний тоже понемногу отходит от "костоломной" стратегии к более рациональному использованию ресурсов тела.
Сообщение отредактировал Dmitrij: 27 Январь 2020 - 12:58