Советское образование строилось под советскую же среду. Кто то наблюдает за окошком СССР?
О том и речь.
При этом советский минобраз исходил из ошибочной установки, что всякий ребенок от рождения гений. Это реально идеалистическая ошибка.
ИМХО это не ошибка, это допущение. Предпочитали ошибиться в эту сторону, а не в другую.
У каждого ребенка, во первых, разные способности, во вторых, потенциал этих самых способностей. И если человек, например, не любит читать, то, как его в школе ни пинай, читать он НЕ БУДЕТ. Вынужденно будет механически заучивать годы жизни Пушкина для оценки, а как только школа закончится - гуд бай, май лав, гуд бай... И ничегошеньки в его мировосприятии школьные уроки литры НЕ ИЗМЕНЯТ. Ибо знание того, что "герои произведений Грибоедова обличают..." и так далее нифига не меняет. Чтобы литра влияла на самосознание, нужно ЧИТАТЬ И ВОСПРИНИМАТЬ ИДЕИ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЕ. НУЖНО СОПЕРЕЖИВАТЬ. Музыка? Ровно то же самое.
Человек тем от зверюги и отличается, что способен очень сильно и непредсказуемо меняться. В том числе меняться осознанно и целенаправленно, работая над собой. По личному опыту, очень многие вещи, которые казалось бы в школе в одно ухо влетели и в другое вылетели, внезапно во мне "выстрелили" много лет спустя и там, где никто не ждал. (Физрук бы точно не поверил, что у меня на подходе к полтиннику будет семь тренек в неделю, из них 3-4 в качестве инструктора. ) Благодаря советскому школьному общекультурному багажу, я хотя бы знал, куда бежать и за что хвататься, когда оно вдруг на каком-то жизненном этапе стало актуально. Я согласен насчёт литературы в том плане, что глупо ожидать от четырнадцатилетнего балбеса понимания произведений, написанных дядьками с седыми бородами, прошедшими огонь, воду и медные трубы. Если вдруг что-то ухватит - чудо, но требовать этого нельзя. Требовать можно знания некоего культурного минимума, к которому он при необходимости сможет обратиться. Лишать ребёнка всего этого значит очень сильно ограничивать его шансы на дальнейшее саморазвитие, ИМХО.