Очень часто, чтобы напустить туману и значимости некоторые личности от муай боран любят говорить что в муай тай осталось всего 30 приемов от того многочисленного множества которые содержаться в стилях боран.
Я ничего не смыслю в тайских стилях, но если я правильно понимаю, муай боран это общее название всех «старых» стилей. Тогда получается, что сравнение некорректно. Это примерно как сказать «арсенал в кендзюцу богаче чем в кендо». Таки да, спасибо, Кэп. Но нельзя изучать кендзюцу, можно изучать одну из школ кендзюцу. И уже её сравнивать по арсеналу с кендо.
Вопрос, на который у меня для себя самого нет однозначного ответа. С одной стороны, богатство арсенала как бы не помешает. С другой, на практике арсенал имеет форму пирамиды, где на вершине 2-3 «коронки», забитые уже в спинной мозг, а в основании всё, что видел на ютубе.
На мой взгляд, архаичные школы вполне могут оказаться не системами, а коллекциями приёмов. Тогда арсенал может быть сколько угодно велик, но это не преимущество. Как только школа дорастает до систематизации, она вынуждена «отсекать лишнее», оставляя немногочисленные базовые вещи. И потом арсенал снова отращивает, но уже в виде комбинаций и интерпретаций базы.
Наконец, ещё один вопрос, который меня последнее время занимает. Во времена, когда традиционные школы были прикладными, перед ними наверняка стоял ещё и вопрос сроков подготовки. То есть вариант потихоньку ковыряться всю жизнь и получить «мэнкё кайден» к пенсии в комплекте со склерозом и радикулитом явно не проканывал. Нужны были «два притопа, три прихлопа» и в бой.