Итак, ознакомление с техникой:
В традиционных школах: название техники, показ в быстром темпе, демонстрация в медленном, рассказ,
может быть дополнено еще одним показом и в последующем индивидуально обучаемым при корректировке.
"Спорт" (по методическому пособию "Рукопашный бой" Старченкова, 1985 г.:" назвать прием, образцово
показать его в боевом темпе, объяснить назначение..., показать прием еще раз в медленном темпе..
указать на главные элементы..."(с)
Разница в отсутствии показа главных элементов... Но тут есть нюанс, поскольку одни инструктора
фиг подробно покажут, если сам не спросишь, другие, которые плотно работают с европейцами
разжуют от и до и на общем показе, и потом индивидуально, контролируя отработку.
Разучивание
В традиционных школах может быть в виде целого приема, с акцентом на ключевых моментах,
либо по разделениям, с отработкой каждого элемента по отдельности, постепенно объединяя
их в целое, к этому добалвяется различные СФП.
У Старченкова:" В зависимости от сложности действий и уровня подготовки обучаемых разучивание
осуществляется тремя основными приемами: в целом, по разделениям и с помощью подготовительных
упражнений..."(с)
Если Старченков не устраивает могу процитировать Харлампиева, Чумакова.
Достаточно для примера?!
мы сейчас берем один элемент подготовки.
если копнуть глубже спорт от традика отличается быстротой оптимизации под задачи, т.к. конкурентная среда и современные технологии позволяют выкинуть техники, не подходящие для достижения спортивного результата или наоборот добавить упражнения из смежных видов, ведущие к более быстрому достижению результата. Традиционка же типа уже достигла совершенства в рамках подготовки, и мы повторяем кем то написанную программу без существенных изменений с поправкой на современность, в надежде наплодить клонов гипотетического Миямото Мусаси при помощи известной субстанции и палок.
Т.е. если без тавтологии:
- у спорта понятные конкретные конкурентные цели
- спорт постоянно выдерживает конкурентные проверки правильности обучения
- спорт не стесняется использовать современные технологии
- спорт использует современное оборудование, и не стесняется его менять
- традиционка использует устоявшиеся методы подготовки
- в традиционке максимально регламентирован процесс обучения
я кстати недавно читал Тышлера на тему перемещений в фехтовании, он приводил хронологию изменения обучения спортивному фехтованию.
по его словам до 50х годов прошлого века многие элементы обучения полностью соответствовали более ранним пособиям т.е. фактически фехтование было тем, чем для нас сейчас является ушу - традиционкой с базой, устоявшейся пару-тройку веков назад. Потом в связи с появлением новых технологий и международных соревнований развитие пошло по спортивному пути, обозначенному мной выше - отсев всего, что не ведет к победе по спортивным правилам или к быстрому достижению результата. В итоге имеем что имеем.