Олег, я, конешно, не юданся. Но все таки я тренировался со сборной. Так что видел я всякие тыли. Нет там рабочих техник. Есть отработка техник по принципу повышения сложности. По существу - формализованные тренировочные связки. Задачи ровно те же - отработка в динамике. Ну и красиво. Можно ли обойтись? Да запросто. Нужно ли на этом основании исключать? Не уверен. Таеквондо технически построено на сложнокоординированных движениях и противодвижениях. Требует высокого уровня владения базовыми техническими элементами. Если речь об индивидуальном обучении, то можно. А вот если речь о массовой подготовке, то лучше оставить как есть. Алекстамир, если хотите, можете провести короткий двухнедельный эксперимент на себе. Поскольку вы владеете техниками саньда, то вам не составит труда разучить какое нить ката или тыль. Сначала изучите ката, отметьте для себя непривычные шаги, потом крутаните эти шаги в скорость отдельно. (Имеется в виду не просто шаг как шаг, а в сочетании с атаками). Отметьте для себя степень вашей устойчивости, скорость и техническую правильность. Потом две недели хотя бы по разу в день разучивайте ката. Через две недели прокрутите контрольные шаги. Сами увидите разницу, в том числе по внутреннему ощущению устойчивости.
Дело не в юданся, даже не знаю, как это объяснить. Я писал выше о том, как много времени уделял ката и тао, не в ущерб другим разделам конечно же, но тем не менее. Войдя в ИТФ и практикуя рукопашку, я тули не особо пестовал, можно сказать даже, относился с принебрежением по двум причинам: во-первых, они по сложности ни в какое сравнение не шли с ката и тем более тао, а во-вторых, просто был такой период в моей практике, где спаррингу уделялась ведущая роль, благо под рукой у меня была шикарнейшая лаборотория состоящая из борцов, боксёров, восточников всевозможных направлений - тайцы, каратисты и даже ВТФщики, были и экзотические на тот момент - кадочниковцы. И абсолютное большинство уровня 1 разряд - МС и все эти ребята были офицерами и прапорщиками у которых я вёл рукопашную подготовку, так что сам понимаешь, там формы воспринимались лишь в форме демонстрации ПРБ в составе подразделения. Я даже и ИТФ уже потренировывать начал потихонечку именно в тот временной отрезок, те, кто тогда у меня начинал уже некоторые стали тренерами и даже кандидатами спортивных наук. И я чётко помню момент, как я пришёл не только к пониманию необходимости туль в качестве "стены дома", но и вообще, выделил изучение туль/ката/тао в одну из сложнейших дисциплин Боевых искусств. Это было в 1998 году после 2-х семинаров - у северокорейского Мастера Ким Енг Хуна в Нальчике и семинара Генерала Чой Хонг Хи в СПб. Было такое ощущение, что я реально прозрел! На минуточку я уже был обладателем 3-го Дана ИТФ, кстати, на 3-й я сдавал Киму. И пошла руда, что называется, я стал не только сам учиться, но и учить им своих учеников, то-есть готовить комплексно и как результат - успехи у нас в спорте тоже пошли вверх, начиная с 2000 года, не отдельно взятых спортсменов, а весь основной состав. Связанно ли это напрямую с туль и то какие качества он воспитывает, я не могу сказать однозначно. Но личной мой скачок, я запомнил и ощутил чётко, и это стало вехой в моем Пути. Выводы делай сам.
PS Иногда, я просматриваю видео материалы аттестаций на 1 и 3 Дан ИТФ, а так же последующее видео с различных соревнований и семинаров с моим участием и не только и отмечаю эту разницу в подходе к тхэквондо.
PSS И ещё одна вещь сформировалась у меня на тот период, этотпонимание того, что спарринг - это совершенно отдельная дисциплина со своей тактикой и даже техникой, стилем можно назвать лишь одежду спарингующих. Спарринг, на мой взгляд, можно преподавать отдельно без превязки к стилю, чем я сейчас и занимаюсь с одной из своих групп, тренирую их спарринговать в "свобоной манере" без привязки к названию стиля, с ударкой, бросками и борьбой в партере, но при этом они не плохо спаррингуют по ИТФ, Хапкидо и рукопашке. К примеру, я, помня себя ещё по каратэ, всегда предпочитал спарринговать больше ногами и броски делать тоже ногами, и одень меня тогда в добок, можно было бы подумать, что я тхэквондист))
Традиционщик легко может преподавать любое СЕ, а вот тренер по СЕ тренировать традиционку не сможет, СЕ зациклино на алгоритмах, СЕ - это технологии, а не искусство. И я могу преподавать абсолютно любое ударное или смешанное единоборство.