Вот тут не соглашусь, хотя сам красный атеист и к РПЦ отношусь мягко говоря прохладно. Одно дело, когда в основе толстенный пласт истории и культуры, другое - собранная на коленке синтетика. Несопоставимо больше возможностей для любых деструктивных вывертов во втором случае.
1) Толстенный пласт культуры никуда не денется в любом случае, что на него ни накручивай. Собранная на коленке синтетика просто не ляжет на него и отвалится естественным образом, а если ляжет - таки сгодится как идеология.
2) Т.к. традиция "православности" общества по умолчанию была разорвана, причём разорвана ещё в XIX веке по факту, в современности православная обрядность для людей столь же искусственна, как и любая самопальная. Но при этом РПЦ агрессивно позиционирует себя как единственно верную этическую линию (чего не делало ни одно из "самопальных" течений), порождая склоки и напряжение в обществе.
Этическая составляющая христианства при нормальном, не догматическом подходе кажется мне вполне рабочей и в светском обществе.
Я это совсем недавно разбирала подробнейше в другой ветке. Этическая составляющая христианства: а) крайне примитивна, ибо не шибко переросла биологические социальные нормы высших приматов, б) местами противоречива, местами невнятна. Она вообще никак не отвечает на вызовы современного общества, и даже близко не покрывает сложность современных общественных отношений. Да, всякие там "не убий" и "не укради" - бесспорны. Только они и для синиц бесспорны, дальше-то что?
Христианская этика (как и исламская, кстати) была безусловно прогрессивной два тысячелетия назад. Для современного же общества требуются более глубокие и сложные конструкции, вроде гуманистической этики, изначально выросшей на христианских же корнях, но при этом неуклонно развивавшейся вместе с обществом.