1. Эмпирический опыт например в фехтовании накапливался столетиями, а более-менее корректные обобщения и теории разработаны не так и давно. При чем "устаканивалось" долго. Начинали с геометрии и метафизики, закончили механикой и теорией физической культуры.
2. На пустом месте создать теорию невозможно, я думал это и так понятно, оказалось что нет.
3. Книжки по джиу-джицу представляли собой форму обобщения эмпирического опыта? Ну да, наверное, если за "форму обобщения" считать разрозненную свалку.
Если бы это было не так, Виктору Афанасьевичу не пришлось бы разрабатывать ни структуру системы, ни формы и методы тренировок и т. д.
4. В дзю-до не так же. Во-первых у В. А. Спиридонова "узел" - это комбинированное действие которое состоит из дожима и выверта. Вполне себе легко понятно. Во - вторых в дзю-до группы делятся на подгруппы и т. д., а Спиридонову это было не нужно он предполагал изучение нескольких, в идеале одного приема из каждой группы, дальше ученик основываясь на принципах мог конструировать приемы сам. Впрочем вы это наверняка читали и сами.
5. В-третьих принцип в "САМ" в отличие от дзю-до поясняется сразу. И человек работает над реализацией принципа целенаправленно.
1. Отвечу вам, как вы мне: и что? Причем тут время, которое потребовалось для накопления и осмысления опыта и формирования ТЕОРИЙ, которое со всё большей научностью этот опыт пытаются описать, структурировать и предложить пути развития?
2. Так, значит, Спиридонов все-таки не "сначала" создал теорию, а создал ее, основываясь на каком-то, по моему убеждению КРАЙНЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОМ, опыте? Все же таки, сначала была эмпирика, потом осмысление и теория и только затем реорганизация эмпирики?
3. Возможно, В.А. "не пришлось бы разрабатывать ни структуру системы, ни формы и методы тренировок и т. д.", если бы он изучал предмет не по бульварным книжкам, а под руководством специалиста.
И то, что вы не видите системы в этих книжках - или просто повторяете слова М.Н. Лукашева, стремившегося превознести своего героя, - еще не означает, что в этих книжках никакой системы нет. Это нужно доказывать аргументами.
4. "он предполагал изучение нескольких, в идеале одного приема из каждой группы, дальше ученик основываясь на принципах мог конструировать приемы сам".
Ну, о состоятельности такого подхода высказался продолжатель дела В.А. Спиридонова В. Волков: "Заявляю, что приемы борьбы по принципу - есть лженаука, в этом я убедился".
5. Вы серьезно считаете, что принципы дзюдо "проясняются" не сразу? Ну, не знаю, где вы учились дзюдо...
Учат броскам - непременно говорят о кудзуси, цукури и какэ. По крайней мере, о подготовке, выведении из равновесия...
Учат болевым - говорят о тэко-но ри, т.е. принципе рычага.
А как можно объяснить выполнение рычага локтя захватом руки между ног (удэ-хисиги дзюдзю-гатамэ), не объясняя как реализуется принцип рычага, где точка опоры и т.д.?
Не мистифицируете ли?
Каждый борец высокого класса вырабатывает в конечном итоге свои варианты выполнения приемов, но сначала он долго учится на опыте других людей, пробуя и повторяя тысячи раз различные варианты различных приемов.
А вы, вслед за Спиридоновым, пытаетесь убедить в том, что в реальном бою или даже в спортивной схватке, несмотря на их напряженность, быстроту и прочие свойства, можно изобретать приемы по принципу, не используя отработанные до автоматизма, не подготовившись к ситуациям, которые могут возникнуть. Это, может быть, можно делать на пассивном партнере или на манекене, но не на решительном противнике, враге, который будет стараться отнять у вас жизнь.
Странно, однако, почему этот сверхценный подход никто еще не реализовал в подготовке классных борцов, тех же спортсменов-самбистов?.. Или он работает только в военно-прикладной сфере?