Перейти к содержимому






Фотография

Каратэ коренных американцев.

Написано Итагаки , 11 Декабрь 2016 · 920 Просмотров

Хочу предложить вашему вниманию очерк моего друга, Юрия Кривого, который я сам прочитал с большим интересом.

 

КАРАТЭ КОРЕННЫХ АМЕРИКАНЦЕВ-1. ДЖЕРИ БАЙРОН.
Из всех моих увлечений самыми постоянными и глубокими были занятия каратэ и интерес к истории и культуре индейцев. С десяти лет я зачитывался романами Фенимора Купера, а с четырнадцати приступил к тренировкам. Глубина восточных учений на время отодвинула на второй план тягу к приключенческим романам, а серьёзной информации о коренных жителях американских лесов было немного. Командировки и доступ к интернету со временем позволили восполнить многие пробелы и удовлетворить давнее любопытство, ознакомившись с интереснейшими источниками. Однако чего-то не хватало - возможно, чувства сопричастности.
Коллеги по индеанистскому форуму делились впечатлениями от общения с потомками гордых сиу и оджибвеев, но мне всегда казалось, что выбирать товарищей для общения сугубо по происхождению не вполне нормально. Со временем мне всё же посчастливилось найти настоящих единомышленников.
Однажды, занимаясь очередным поиском конкретной информации в сети, я нашёл интересную статью в блоге, и по ссылкам вышел на сайт её автора - художника Джери Байрона.
http://www.gerrybiron.com/ http://iroquoisbeadwork.blogspot.com/
Картины его вызвали моментальный отклик в моей душе, и некоторое время спустя я послал ему приглашение дружить в социальной сети. К моему удивлению, через несколько часов оно было принято. Так завязалась, продолжающаяся и ныне, дружба и регулярная переписка.
Прабабушка Джери Кларисса Баск-Телье принадлежала к племени микмаков.
http://www.gerrybiro...1_clarissa.html
Микмаки, коренные жители канадской провинции Новая Шотландия, славились как бесстрашные охотники, воины и мореходы. Однако воспитывался будущий художник не по племенным законам, а вполне в русле современных представлений. Все свои глубокие познания в индейской культуре он приобрёл впоследствии самостоятельно, непрестанно изучая тысячи книг и встречаясь как с хранителями традиций, так и с учёными.
Сын простых рабочих, Джери закончил билингвальную англо-французскую школу в Квебеке, и первым из своей семьи получил образование в колледже. Оказалось, что кроме интереса к индейской культуре нас связывает общее увлечение боевыми искусствами. Семья Джери переехала в Род-Айленд, где, будучи старшеклассником, он впервые увидел таэквондо и вскоре приступил к занятиям. Сейчас ему 71 год, и его любовь к боевым искусствам продолжается уже более полувека.
Во время службы в армии (электриком на РЛС на острове Ньюфаундленд), Джери получил чёрный пояс по таэквондо.

 

Изображение

 

Фото 1 – Джери Байрон (в прыжке) во время службы в армии, 1967 год.

 

С тех пор ему часто приходилось менять клубы и направления в связи с переменой места жительства или работы. После тэквондо он занимался каратэ – шотокан, потом годзю-рю. По его словам, смена стилей всегда давалась ему нелегко. Были периоды, когда из-за работы у него не было возможности регулярно посещать зал. Тогда на помощь в поддержании формы приходила давняя страсть к бегу, не требующему партнёров, наставника или особых условий. Последний зал, где он оттачивал своё мастерство, принадлежал к организации японского мастера шотокан Кадзуми Табата (книга которого «Секреты тактики» переведена на русский язык). Хотя занятия проводила женщина, тренировки и аттестации проходили с бескомпромиссностью, присущей последователям этого мастера, прошедшего обучение в Японии у самого Исао Обаты – старейшего ученика Гичина Фунакоши из токийского университета Кэйо. Самый возрастной ученик (на тот момент Джери было уже за пятьдесят) не желал уступать в поединках более молодым соперникам, и однажды получил серьёзную травму плеча, положившую конец его посещению залов боевых искусств.
На тот момент он уже много лет зарабатывал на жизнь, занимаясь живописью и читая лекции о культуре индейцев американского Вудленда (северо-восточная лесистая часть США). Обладатель уникальной коллекции индейской вышивки и других предметов искусства, он является автором ряда научных статей и двух книг, посвящённых искусству вышивки бисером конфедераций племён ирокезов (могауки, онейда, онондага, кайюга, сенека и тускарора) и вабанаки (микмаки, малеситы, пассамакуодди, пенобскоты и абенаки). Он продолжал занятия бегом, пока позволяло здоровье.

 

Изображение

 

Фото 2 - Джери Байрон в мастерской (1987 год).

 

Вот как Джери Байрон в своей неопубликованной книге проводит параллель между изящными искусствами, каратэ, дзэн и Путём самурая:
«Тренировки и дисциплина, необходимые в каратэ, например, могут приводить к тому, что я называю «пограничной реальностью». Только приближаясь к пределам собственных возможностей, мы можем превзойти физическое и приблизиться к духовному. Как мастер изящных искусств, так и мастер боевых искусств нарабатывают свои навыки путём повторения, выполняя действие снова и снова, до тех пор пока вам уже не приходится сознательно обдумывать, как его следует делать. Метод развивается, пока не перестаёт быть сознательным упражнением, но становится частью вашего существа. Лишь после того как процедура отработана тысячи раз, вы начинаете воспринимать её сущность, понимать её дух. Это глубоко личностный опыт, в равной степени индивидуальный и для мастеров боевых искусств, и у выдающихся музыкантов или мастеров изобразительных искусств. Это опыт, который и невозможно перевести, не прибегая к интерпретации, и нельзя объяснить, не умалив его сути.
Возвышенный момент бытия, простой, но глубокий, он является связью с самой тканью жизни на протяжении расширяющегося периода восприимчивости. На бесконечный миг вы укоренены в земле, подобно дереву, или парите как птица в восходящем потоке тёплого воздуха. Вы не только едины со своим высшим «я» - вашим духом, если угодно, но также и с духом предмета вашего искусства, вашей аудитории, или вашего противника. Это событие не может быть адекватно передано словами - его можно лишь испытать. В искусстве оно является желаемым последствием технического опыта. Именно через искусство мы можем воссоединиться в одно целое со своим высшим «я», и словами Джозефа Кемпбелла, «открыть чувство бескрайней тишины, являющееся основой для нас и для всего сущего».
Изучение боевых искусств повлияло на моё творчество сильнее, чем все годы обучения искусству изобразительному. Едва ли не каждого можно научить писать или рисовать, просто практикуя фундаментальные техники ра за разом. Со временем вы станете грамотным рисовальщиком. Но исключительность проявляется не только в технике. «Путь» самурая заключается в том, чтобы «ничего не ожидать, но быть готовым ко всему». Это глубокое утверждение подразумевает сострадание к нашим ближним, и то, что наши действия по отношению к ним должны быть бескорыстными и не направленными на извлечение личной выгоды. Это основа жизни в согласии с «Путём», и это влияет на природу искусства его последователя.»

 

Изображение

 

Фото 3 – Джери Байрон на выставке; его ожерелье изготовлено Уиндсонгом Блейком.

 

Несколько лет назад у Джери обнаружили агрессивный рак. Химиотерапия остановила развитие болезни, но опухоль успела проесть дыру в тазовой кости, поставив крест на активных тяжёлых нагрузках. Потомок микмаков не сдался, не опустил руки, и продолжает выполнять некоторые упражнения йоги, и пять ката Хэйан в медленном варианте, напоминающем тайцзицюань. Кроме того, живя в живописнейшем уединённом уголке штата Вермонт, он ежедневно выгуливает своих собак по окрестным горам, в снежные месяцы надевая снегоступы.
Тяжкая болезнь не только не сломила этого сильного человека, но стала источником опыта, позволившего переосмыслить свою жизнь и отношение к творчеству. Вот что он написал в пояснении к автопортрету, написанному после болезни:
«Пару лет назад мне поставили диагноз – рак. Каким бы критическим ни был такой вердикт, это необязательно смертный приговор. Шесть месяцев химиотерапии были тяжёлыми в различных смыслах, и отсутствие подвижности (всё время я был в коляске либо на костылях) затрудняло мне возможность спускаться в мастерскую для работы над портретами для нынешней выставки Made of Thunder 2. Ко второму месяцу химиотерапии я тратил массу времени на жалость к себе и сидение в гостиной, глядя в окно или в телевизор. И я решился заняться чем-то продуктивным.
Я знаю, что зачастую искусство рождается из болезненного человеческого опыта, поэтому я решил подойти к своим обстоятельствам как к возможности. Я достал блокнот для рисования и начал делать наброски. Результат, видимо, отражал моё психологическое состояние, поскольку эти наброски не были похожи ни на один из презентабельных портретов коренных американцев, которые я всегда тщательно планировал, и которые требовали более ста часов работы. Эти новые произведения были очень графичными, и по сравнению завершались почти спонтанно. Все они напоминают лица в некотором роде, что неудивительно, поскольку я портретист, но отличаются от всего, что я когда-либо прежде писал. Они принимали образ пришельца, птицы или животного, и были довольно странными, необычными и фантастическими, но их посредством я нашёл способ продолжить заниматься любимым делом.
Я был полон решимости не дать раку отнять его у меня.
Моя нынешняя работа выросла из тех картин; как таковые, они были даром от моего рака, ибо я никогда бы их не написал, если бы не болезнь. Когда я стал рисовать, произошёл обмен – я отдал раку часть себя, а он наделил меня даром взамен. Возвращаясь мысленно назад, я едва ли желал бы изменить это, даже если бы мог. Мы должны найти возможность в препятствии, иначе наша болезнь поглотит нас. Намерение, как искусство, часто рождается из необходимости и человеческого опыта как позитивного, так и негативного. Эти портреты действуют как барьер на пути к моей окончательной погибели, так что я чувствую себя вынужденным писать их.»

 

Изображение

 

Фото 4 – Джери Байрон со своей книгой.

 

Общение с Джери многому научило меня, но наиболее дорог мне такой его совет:
«Следи за собой и за своим здоровьем, и трать всё возможное время на занятия тем, что ты любишь, поскольку всё это может быть отнято у тебя в одно мгновение».

 

По этой ссылке можно посмотреть некоторые из работ Джери Байрона, с аннотациями автора, переведёнными на русский язык: http://www.mezoameri....php?f=3&t=3340



  • Hapkido Lab., Hattori и Firestar это нравится



Фотография
Итагаки
18 дек 2016 14:13

«Джери Байрон, ознакомившись со статьёй, обратил внимание автора на ряд неточностей. 1. Джери Байрон посещал билингвальную школу в Масачусетсе (а не в Квебеке). 2. Вместо предложения «Семья Джери переехала в Род-Айленд, где, будучи старшеклассником, он впервые увидел таэквондо и вскоре приступил к занятиям.» следует читать: «Когда Джери стал учиться в средней школе, он вступил во вновь открытую школу тэквондо и начал тренироваться.» 3. Вместо фразы в скобках «электриком на РЛС на острове Ньюфаундленд» следует читать «специалистом по электронике радаров». 4. Вместо «ему часто приходилось менять клубы и направления в связи с переменой места жительства или работы» следует читать «ему часто приходилось менять школы и стили»; и далее – вместо «После тэквондо он занимался каратэ – шотокан, потом годзю-рю» - «После тэквондо он изучал шотокан, затем годзю-рю». 5. По просьбе Джери автор уточняет, что упомянутая в очерке неопубликованная книга Джери Байрона посвящена сахему племени вампаноагов, Королю Филипу, жившему в семнадцатом веке. Оригинальное самоназвание племени микмаков - Mi’kmaq. Современные потомки возражают против старого, общепринятого у этнографов и историков написания -Micmac.»