Если открыть любое пособие по рукопашному бою времен второй мировой войны, будь то методички Булочко или Фейрберна с Эплгейтом, то можно заметить, что, во-первых, технический арсенал этих систем весьма скуден по причине того, что техника была рассчитана на массовое и скоростное обучение солдат. Во-вторых, что в арсенале этих систем наряду с ударами и оружейными техниками, всегда есть заломы.
С чем это связано.
Залом, как техническое действие всегда направлен на поражение суставов противника. Благодаря этому, проведенный до конца залом практически всегда означает быстрый и гарантированный выход врага из строя. Одно дело продолжать бой со сломанной челюстью или выбитыми зубами. И совсем другое, пытаться это сделать с вывихнутой кистью или локтем.
В боевых условиях противник практически всегда вооружен. Столкнувшись с врагом атакующим ножом или любым другим холодным оружием, один из немногих способов выжить - это захватить вооруженную руку противника, лишив его способности действовать. Логичным продолжением захвата конечности будет залом.
Помимо этого, техника заломов в отличие от тех же ударов, позволяет контролировать противника, вынуждая его подчиняться приказам. Что является незаменимым в случаях конвоирования и задержания. Недаром техника заломов – основной компонент большинства полицейских систем, где цель – не убить подозреваемого, а провести арест.
Однако, несмотря на то, что техника воздействия на суставы противника в том или ином виде входит практически во все традиционные и военно-прикладные боевые системы, в современных условиях им остается все меньше и меньше места. Даже те, кто практикуют стили, основанные в первую очередь на техниках захватов и заломов, в условиях свободного спарринга, предпочитают ими не пользоваться, используя в основном ударную технику и броски обхватом. В чем же причина? Рассмотрим эту проблему на примере технического арсенала Дайто-рю Айки-дзюцу.
Решение любой проблемы начинается с ее определения. Итак, какие же проблемы возникают при изучении систем, основной технический арсенал которых состоит из заломовых техник.
Проблема первая: Любой прием из арсенала Дайто-рю Айки-дзюцу в сравнении с общераспространенными борцовскими техниками (к примеру, из арсенала спортивного дзюдо или самбо) гораздо сложнее в освоении и требует для этого намного больше времени. Сложность техники обусловлена с одной стороны стремлением создателей сделать каждый прием максимально надежным, а с другой стороны нерациональным подходом к тренировочному процессу. Это вовсе не означает, что техника того же дзюдо или самбо проще – там технических нюансов тоже хватает, просто организовать рациональный тренировочный процесс там легче – спасибо Дзигоро Кано, который в свое время провел огромную методическую работу, устранив эти проблемы в корне.
Проблема вторая: Методика освоения заломов в классическом виде предполагает в первую очередь работу от захватов, во вторую - от круговых ударов и только в третью – от ударов прямых. Освоение техники обычно идет именно в такой последовательности. В то же время в обстановке хотя бы отдаленно приближенной к боевой, ситуация прямо противоположная – в первую очередь противостоять приходится ударной технике, причем круговые удары в наше время практически не используются. Игнорирование этой проблемы приводит к тому, что новичок либо бросает тренировки, так как интуитивно чувствует, что не сможет применять изучаемую технику против распространенных атак. Либо продолжает тренировки, но в спарринге изучаемую технику не применяет, так как, во-первых, не знает, как это делать, а во-вторых, не умеет этого делать. Таким образом, изучение техники превращается в самоцель, этакую вещь в себе.
Третья проблема заключается в том, что освоение базовой техники предполагает длительную работу в режиме формального выполнения приемов на несопротивляющемся партнере. Обычно это обусловлено тем, что свободная спарринговая отработка арсенала айки-дзюцу гарантированно приводит к травмам. Между тем, в спарринге и бою получается не та техника, которая дольше изучалась, а та, которая нарабатывалась и получалась в режиме свободной работы. Высокая эффективность спортивных стилей обусловлена в первую очередь этим. В нормальной группе новичок начинает работать в свободном режиме с первых тренировок. Те же боксеры спаррингуют с первых дней, другое дело, что это не обычный спарринг, а тренировочный, в котором вместо ударов используются шлепки по плечам противника. Между делом такая работа, с одной стороны оставаясь абсолютно безопасной (синяки на плечах не в счет), позволяет новичкам в свободном режиме отрабатывать такие жизненно необходимые навыки, как постоянные перемещения и защиты уклонами плюс навык предугадывать движения противника. Позже по мере освоения техники спарринговые упражнения усложняются, позволяя отрабатывать каждую новую технику в режиме свободной работы. То же справедливо и в отношении спортивной борьбы, где бороться в том или ином виде начинают с первых тренировок. В итоге, при равном стаже тренировок, например айкидока будет иметь в стаже тысячи повторений того же сихо-нагэ в режиме формальной работы с несопротивляющимся партнером, а дзюдоист тысячи проведенных бросков через бедро, которые были сделаны на активно сопротивляющемся противнике. Исход даже дружеского поединка при таком раскладе вполне предсказуем.
Эти проблемы в полной мере осознают практически все, кто практикует системы, включающие в свой арсенал заломы. И решают их просто, но неэффективно. Либо заломовая техника вытесняется арсеналом спортивного дзю-дзюцу и дзюдо, становясь бессмысленной данью традиции. Либо группа полностью отказывается от спарринговой работы, отговариваясь смертоносностью изучаемой техники.
Так вот, по моему скромному мнению все вышеперечисленные проблемы не являются проблемами техническими. Сложность техники тут ни при чем. Все эти проблемы в первую очередь методические и решать их нужно не за счет вытеснения основного арсенала спортивными приемами, выплескивая с водой и ребенка, и не путем страусиной политики, отказываясь от свободной работы. Решать их нужно путем создания нормальной работающей методики подготовки. Так мы и поступим.
Итак, как же можно решить проблемы озвученные выше.
Первая проблема, заключающаяся в сложности технического арсенала Дайто-рю Айки-дзюцу и подобных ему стилей, решается очень просто. Просто не означает легко, хотя бы, потому что массив работы огромен. Любой прием воспринимается новичком как нечто целостное и неизменное. Между тем, каждый прием на деле представляет собой сложную конструкцию, состоящую из простых элементов, каждый из которых сам по себе остается боевой техникой. Число этих боевых элементов, как правило, невелико и изучение их не представляет особой трудности. Так такую технику, как удэ-гарами в нашем варианте исполнения можно описать, как комбинацию таких элементов, как горизонтальный удар локтем и бросок через бедро (в другом варианте удар локтем и вертикальный рубящий удар). Каждый из этих элементов (удар локтем, бросок через бедро, вертикальный рубящий удар) остается боевым и может выполняться самостоятельно. В свою очередь, все эти боевые элементы базируются всего на четырех видах шагов и одном виде движения таза. При таком подходе изучение техники начинается с освоения базовых шагов и работы таза. На них насаживаются боевые элементы. Затем эти элементы начинают комбинироваться друг с другом подобно тому, как три основных боксерских удара собираются в до боли знакомые двоечки и троечки, число которых довольно велико. А эти комбинации боевых элементов, по сути, и являются базовыми приемами из арсенала Дайто-рю Айки-дзюцу. Однако при таком подходе в отличие от общепринятого ученик с самого начала имеет на руках простые, но эффективные технические элементы, боевая применимость которых для него несомненна.
Вторая проблема (неадекватность отрабатываемых атак) тоже решается просто, хотя и не сказать, чтобы легко. С одной стороны круговую (точнее спиральную) технику айки-дзюцу действительно легче и проще выполнять от круговых же ударов, так как изначально она создавалась для противодействия именно таким атакам. Однако против принятых сейчас боксоподобных видов атаки стереотипные входы айки-стилей работают слабовато. Как подтверждение этому можно привести армейские системы рукопашного боя времен второй мировой, которые в основном базировались на арсенале японского дзю-дзюцу. Ни одна из них не использует входы под удар, характерные для дзю-дзюцу, хотя заломовая техника в этих системах представлена достаточно заметно. Подозреваю, что создатели армейских систем (Фейрберн, например) знали что делали, тем более что практического опыта у них хватало. Однако есть одна лазейка, которая позволяет обойти это противоречие. Это клинч.
Наблюдая за любыми соревнованиями по боксу, мы можем видеть этот самый клинч по десять раз за бой. Войти в клинч относительно несложно, что можно видеть во многих пьяных драках, где активный обмен ударами рано или поздно заканчивается клинчеванием и в итоге свалкой на полу. Вход в клинч – естественная реакция для любого бойца, который чувствует, что противник лучше владеет ударной техникой, поскольку для ударника клинч – ситуация патовая. Недаром в боксе заклинчевавшихся бойцов разводят. Однако там, где у бойца скованного спортивными правилами все заканчивается, у рукопашника все только начинается, потому что сама ситуация клинча дает выход на огромный спектр технических действий от ударов всеми конечностями (локти, кулаки, ладони, голова, колени, стопы, плечи) до выходов практически на все виды бросков и заломов. Из положения клинча легко можно выйти на любой прием из арсенала айки-дзюцу, поскольку там усилия противника читаются довольно легко даже новичком и, следовательно, использовать принцип использования силы противника против него самого легче всего. При прочих равных гораздо проще и быстрее научиться выходить на заломы из клинча, чем натренировать традиционные входы от ударов до приемлемой для боя кондиции. Соответственно вторая проблема решается путем разработки техники работы в клинче.
Решение третьей проблемы, а именно невозможности отрабатывать классическую технику в свободном режиме спарринга или борьбы, является логическим продолжением способов решения первой и второй проблем. Выглядит это так.
Любой борцовский прием можно сравнить с живым существом, имеющим голову, тело и хвост. Голова приема – это вход на прием. Если взять для примера знакомый каждому айкидоке Сихо-нагэ, головой этого приема будет техника тэ-ходоки (освобождение от захвата противника с одновременным выведением его из равновесия и взятием своего захвата). Телом приема является непосредственно сам прием. В примере с Сихо-нагэ, телом приема будет сам Сихо-нагэ. Хвостом приема является его логическое завершение – то, для чего собственно сам прием и проводится. Как правило, это либо добивание, либо выход на удержание, либо и то и другое вместе взятое. В случае с Сихо-нагэ, это выход на удержание – кансацу, проводимый после вколачивания противника в пол. К слову, любой правильно проведенный бросок из арсенала айки-дзюцу в отличие от айкидо предполагает невозможность для противника сделать стандартную страховку перекатом.
Так вот, тело приема в большинстве случаев безупречно и неизменно. Даже айкидока со стажем в год, если он не спал на тренировках и отрабатывал технику правильно, при взятии захвата ее сделает. Меня, помнится, сорокалетняя домохозяйка на Сихо-наге бросила после захвата за запястье, и я даже не сказать, чтобы поддавался. Другое дело, что даже неопытный борец тому же айкидоке просто не даст выйти на этот самый прием. То есть дело не в теле, а в голове, а именно в выходе на прием. Если выполнение самого броска всегда единообразно и стандартно, что в дзюдо, что в айки-дзюцу, то входы и выходы на этот самый бросок и составляют саму суть борьбы, так как основная работа и противостояние происходят именно тут. И мастерство заключается не в умении сделать сам прием. Даже самый тугой новичок за год осваивает технику 6 кю и может ее сделать, если ему это дадут. Мастерство проявляется в умении на этот бросок выйти. Неискушенного зрителя на соревнованиях по дзюдо, возня борцов в стойке раздражает, а бросок на иппон приводит в восхищение. И невдомек ему, что красивый зрелищный бросок, расшибающий противника о татами, всего лишь следствие невидимой глазу работы, которая проводилась в момент этой самой возни.
При таком раскладе получается, что прямой необходимости отрабатывать базовые приемы в свободном режиме, что как раз таки и грозит травмами, нет. Классический подход – последовательная отработка приема сначала от слабого захвата, а затем от сильного, вполне себя оправдывает. В свободном режиме нужно отрабатывать не тело приема, а его голову, то есть вход на него. Между тем, вход даже на самый смертоносный прием сам по себе, как правило, опасности не представляет. Соответственно бороться в стойке до выхода на бросок можно и нужно. При таком подходе, можно ставить в борьбу новичков даже тогда, когда они ни одного приема не знают. Достаточно дать им один вход на бросок, который в любом случае будет разновидностью того или иного тэ-ходоки, и пускай борются. Правила просты: вошел на бросок – победа, попался на вход – поражение. Путем последовательного добавления новых технических элементов и видов атак можно построить серию тренировочных спаррингов, аналогичную боксерской методике, описанной выше, что позволит работать в свободном режиме с первых дней.
Разновидностью такой борцовской работы, которая занимает немалое время на тренировке, будет борьба в клинче. Бойцы клинчуются и борьба аналогичная вышеописанной начинается из этого положения. Это необходимо для подготовки к работе от ударов. Пример подобной работы можно увидеть у практиков Муай-Тай, которые в тренировочных лагерях Таиланда, очень много работают исключительно в клинче, используя вместо выходов на броски, выходы на ударную технику.
Второй разновидностью свободной работы, будет отработка навыка использовать сопротивление партнера при отработке непосредственно самого приема. Этот вид работы в отличие от борьбы за выход на прием, более формализирован и этому есть свои причины. Как я уже говорил, любой прием состоит из цепочки или комбинации простых боевых элементов. В процессе выполнения любого из этих боевых элементов возможность активного сопротивления минимальна – максимум, что можно сделать, так это минимизировать ущерб и только. Однако если вам удалось подстроиться под движение противника, уйти с приема все-таки можно и эта возможность появляется в момент перехода от одного боевого элемента к другому. Таким образом, если вы рассматриваете прием, как конструкцию, состоящую из боевых элементов, вы заранее можете вывести те моменты, в которых противник может уйти от приема. Эти моменты будут типовыми и соответственно противоядия от них будут одними и теми же. Такой подход позволяет стандартизировать технику и формализировать ее отработку, сохраняя при этом преимущества свободной работы.
Возьмем, к примеру, известный всем Сихо-нагэ в варианте омотэ (прямолинейный вход). У него три перехода от одного элемента к другому. В каждом из этих переходов противник может уйти от приема весьма предсказуемым образом. В первых двух переходах это подтягивание локтя захваченной руки к центру, путем ее сгибания в локте, в третьем переходе это напряжение руки, не позволяющее ее согнуть. Соответственно есть три техники-противоядия на каждый из этих моментов. В первом случае противоядием будет подсаживание под согнутый локоть противника и переход с Сихо-нагэ омотэ на Сихо-нагэ ура (круговой вариант). Во втором – переход с Сихо-нагэ на Яма-араси (отличается от дзюдоистского и представляет собой бросок через спину с изломом локтя). В третьем – с Сихо-нагэ на Коси-Гурума (бросок мельницей через бедра с изломом локтя).
Отработка приема проходит следующим образом. Укэ (партнер на котором проводится прием) в в/у моменты пытается уйти от приема. Тори (партнер, выполняющий прием) в этот момент либо, если сопротивление Укэ не позволяет продолжать начатый прием, переходит на технику-противоядие, либо, если сопротивление Укэ неэффективно, доводит начатую технику до конца. Такой подход дает сразу несколько бонусов. Во-первых, Укэ не играет, как обычно, роль живого борцовского манекена, а в процессе отработки учится активно уходить с приема. Во-вторых, Тори учится молниеносно определять сопротивление партнера, его силу и характер и мгновенно переходить с одного технического элемента на другой, не думая. В третьих, за один и тот же промежуток времени Тори отрабатывает на один прием, а три плюс еще один вариант основного приема. Как видите, такой режим тренировки позволяет сочетать достоинства формального подхода к освоению техники (наработка автоматизма, заколачивание навыка в подкорку) и свободной работы (навык мгновенно оценивать ситуацию и подстраиваться под нее).