Перейти к содержимому






Фотография

Дневник мечника-1

Написано clover , 05 Февраль 2018 · 2 058 Просмотров

Изображение

 

Дневник мечника

 

(перевод clover)

 

Shokoku Kaireki Nichiroku
(Diary of Wandering Several Provinces)
1853-1855
Muta Binnosuke

 

Сёкоку каиреки нитироку
(Дневник скитаний по нескольким провинциям) Мута Бунносуке

 

Перевод с японского и комментарии Сандро Фурци

 

Прежде всего, я хотел бы выразить глубокую благодарность сенсею Лэнсу Гатлингу за редактирование. Благодаря ему я могу представить эту работу тем, кто заинтересован в истории традиционного японского фехтования.

 

Введение

 

Этот небольшой дневник под названием «Сёкоку каиреки нитироку» (Дневник путешествия по нескольким провинциям) написан примерно в 1853-55 гг. самураем Мута Бунносукэ, кендзюцукой (практик меча) из хана (1) Сага, находившемся в западной части острова Кюсю, в котором он описывает события в мире кендзюцу, происходившие еще во времена японского феодализма.

 

Сугё - это аскетичная, суровая физическая или духовная практика, проводимая сугёся (практиком); муса сугё - это сложный физический и духовный путь вызова и развития, предпринятый воином (который, как правило, но не всегда, был из самураев). Т.о., муса сугёся - это буквально «воин аскетизма».

 

Однако, со временем, смысл понятия «муса сугё» был искажен, он утратил духовный аспект и стал означать только физическую практику – «индивидуальное путешествие с целью выискивания новых методов и техник, а также для возможности собственного технического самосовершенствования», которое предпринималось, как правило, в течение длительного времени и с посещением различных хан-владений. Такое своеобразное паломничество могло предпринимать весьма ограниченное количество самых решительных и выносливых воинов, которые получали для этого «специальные разрешения для путешествия за границы своего хана в целях совершенствования боевого искусства». Т.о. эти воины путешествовали, чтобы продемонстрировать или улучшить свои боевые навыки, получить новый опыт или пополнить знания посредством поединков с мастерами и учениками из самых знаменитых додзё Японии того времени. Не смотря на то, что в ту эпоху среди практиков БИ также было немало женщин, нет никаких исторических документальных свидетельств того, что они предпринимали подобные паломничества.

 

Данный дневник принадлежит мастеру кендзюцу, но не только кендзюки предпринимали муса сугё, есть исторические свидетельства того, что и мастера других видов БИ (например, дзюдзюцу, яри, нагината и пр.) участвовали в этом.

 

В период Эдо любое путешествие за пределы своего хана строго контролировалось и отслеживалось чиновниками Бакуфу, а также самими даймё - в целях предотвращения возможных заговоров, мятежей, шпионажа и убийств. Муса сугё было «блогородным исключением» из этого надзора, которое, тем не менее, иногда было уловкой для сокрытия преступной или запрещенной деятельности.

 

Во время паломничества воины посещали додзё самых известных сиханов, которые имелись в каждом хане. В додзё они делали вызовы на один или несколько поединков, которые могли длиться в течение нескольких дней или даже недель, после чего они отправлялись в следующие додзё.

 

Для одинокого человека, даже вооруженного, обученного воина, путешествовать в те времена было физически крайне сложно и опасно из-за отсутствия, как такового, транспорта, зато присутствия множества всевозможных разбойников. Одни воины путешествовали по близлежащим ханам, другие посещали даже самые дальние, на что затрачивали от нескольких месяцев до нескольких лет своей жизни.

 

Как правило, воины предпринимали муса сугё уже после получения менкё-кайден – свитка, выдаваемого их рюха после полного завершения обучения и обретения мастерства в технических и духовных навыках.

 

Мута Бунносуке

 

Мута Бунносуке родился 24 ноября 1-го года эпохи Тенпо (1830). Он был вторым сыном самурая Ёсимура Итироэмон, мастером кендзюцу в додзё Тецудзин-рю, располагавшемся в хане Сага. Привнесение техник Нито (двухмечевость) в Тецудзин-рю связывается с мастером Аоки Иэенао (также известного как Тецудзинсаи), который был учеником знаменитого Миямото Мусаси (2).

 

Бунносуке изучал Tецудзин-рю у своего отца до тех пор, пока не был усыновлен даймё хана Сага по имени Мута, после чего продолжил свое обучение у другого мастера Teцудзин-рю, Утида Сёэмон. В 5-ом году эпохи Kaэй (1852), когда ему исполнилось 23 года, он получил менкё-кайден Teцудзин-рю от своего настоящего отца и учителя Утида.

 

Современному читателю, особенно практику БИ, может показаться странным, что Бунносуке получил менкё-кайден в столь молодом возрасте, однако, это было очень распространено во времена периода Эдо. Обычно от 5 до 10 лет обучения было достаточным, чтобы получить лицензию на открытие своего собственного филиала додзё школы.

 

Из строк этого дневника становится ясно, что в те времена от Кюсю и до северной части Хонсю, многие ханы имели одно или более додзё, где преподавали такие известные стили, как, например, Дзикисинкаге-рю (3) или Хокусин итто-рю (4). В случае Хокусин итто-рю, его мастера в течение нескольких лет практиковались в додзё Генбукан (5) или в одном из его филиалов, после чего получили «свидетельство о полной передаче», а вместе с ним и разрешение на открытие собственного филиала додзё.

 

В августе 6-го года эпохи Kaэй (1853), через год после получения менкё-кайден, Бунносуке получил разрешение от даймё хана Сага на муса сугё. И вот во время этого путешествия он вел дневник: «В августе 6-го года эпохи Kaэй (год Быка) (6) получил распоряжение от своего господина: я должен отправиться в путешествие по округе Эдо и региону Канто (7) для совершенствования в фехтовании. Поэтому я буду записывать результаты поединков в этом дневнике».

 

Бунносуке пишет, что отправиться в путешествие ему приказал даймё Сага Набесима Наомаса (8). Самураи часто ссылались на приказ начальства в качестве причины для их муса сугё, но в действительности, они должны были просить разрешения, часто по многу раз, прежде чем им разрешалось временно отложить их обычные обязанности и получить разрешение на выезд за границы хана. Некоторые самураи самовольно без разрешения отправлялись в муса сугё, они становились «даппан роси» (9) (покинувшие свой хан\«бесхозные» самураи). Оставление своих обязанностей и пересечения границ без разрешения считалось изменой своему господину, серьезным проступком, крайней мерой, на которую, тем не менее, шли самураи, чтобы доказать или улучшить свои боевые навыки. Т.о., самураи становились ронинами, т.е. самураями без господина, которые, часто, в конечном итоге, искали работу в качестве наемного фехтовальщика, странствующего мастера или, если им повезло, их вновь нанимал на службу другой даймё.

 

Завершив свой официальный муга сугё, Бунносуке вернулся обратно в Сага во 2-й год эпохи Aнсей (1855). Он мог быть назначен сиханом кендзюцу своего хана, но достоверно не известно произошло ли это.

 

Во время войны Босин (1868-1869), войска клана Сага сражались на стороне императорской армии во главе с войсками кланов Тесю и Сацума против армии Сёгуната (10). Не смотря на то, что Бунносуке находился в отряде, который участвовал в битве за столицу клана Айдзу - Вакамацу, произошедшую в 1-й год периода Мейдзи (1868), непосредственно в бою он не участвовал, поскольку служил в качестве офицера снабжения (конидагата).

 

В 4-ом году периода Мейдзи (1871) новое японское правительство отменило систему хан, заменив ее системой префектур сегодняшней Японии. Поскольку сословие самураев существовало на доходы от даймё, собиравших налоги в своих хан, самураи постепенно утратили средства к существованию, а вместе с этим власть и привилегии, определявшие их роль на протяжении веков. Политические и экономические реформы нового правительства вызвали недовольство у самураев, что привело к ряду восстаний по всей Японии. Бывшие самураи клана Сага восстали против нового правительства в 1874 г., что впоследствии стало называться, как «Восстание в Саге» (Сага но Ран). В этом восстании Бунносуке участвовал в качестве командира небольшого подразделения. После подавления восстания он был приговорен к 3 годам лишения свободы, но был освобожден во 2-й год периода Мейдзи (1876) из-за плохого здоровья. Не известно, что с ним стало после освобождения, известно только, что в 1889 г. правительство Мейдзи полностью его реабилитировало.

 

Бунносуке умер 8 декабря 23-го года Мейдзи (1890), в возрасте 61 года. Его дневник муса сугё в настоящее время хранится в библиотеке префектуры Сaгa.

 

Обучение фехтованию в период Эдо

 

В течение периода Муромати (1392-1573), три рюха кендзюцу, Синто-рю (11), Каге нo-рю (12) и Нен-рю (13) - собирательно известные под названием «Три школы - родоначальники стратегии» (Хёхо Сандаи Генрю) - были признаны наиболее важными. (Некоторые историки причисляют к ним еще и Тюдзо-рю (14) в качестве одной из школ-родоначальников других школ, хотя, на самом деле, она происходит от Нен-рю.) Основным методом обучения в этих школах было «катагейко» (практика ката), с использованием бокуто (деревянных мечей) или незаточенных мечей - хабики.

 

С момента установления мира и стабильности (период Эдо), вследствие издания Токугавой (15) законов, в государстве расцвело более 700 школ фехтования. Однако, искусство меча изменилось из-за того, что оно больше не использовалось на полях сражений, а вместе с этим неизбежно изменились и методы обучения. Войн больше не было, и эффектиность метода обучения с помощью исключительно катагейко не могла быть проверена на полях сражений, а в зале эффективность не могла быть проверена без того, чтобы кто-либо не был серьезно ранен или того хуже - убит. По этой причине ряд школ приступил к разработке нового тренеровочного инвентаря, который, в свою очередь, оказал существенное влияние на мир кендзюцу.

 

Теперь очень сложно достоверно установить кто первым создал богу (тренеровочные доспехи) и синаи (бамбуковые мечи), которые используются до сих пор в кендо, так как многие сиханы-фехтовальщики искали новые пути к безопасной практике. Считается, что фукуро-синай первым ввел в практику Синкаге-рю, Камиидзуми Исе но-ками Нобуцуна (1508-1577), чтобы предотвратить тяжелые травмы головы, туловища и рук (однако, повторные удары все же могут приводить к отекам и внутренним кровотечениям). В начале 17 в., в эпоху Сётоку (1711-1716), мастер Дзикисинкаге-рю, Наганума Сиродзаэмон (1688-1767) ввел в практику мен и котэ (16), как защиту от сильных ударов. Также он считается родоначальником практики свободного спарринга под названием «утикоми». Несколько лет спустя, во время эпохи Хореки (1751-1764), мастер Итто-рю (17) Наканиси Тюдзо ввел в практику использование богу, в том числе и дo (18), а также сделал практику свободных спаррингов с синаями основой обучения в своей школе.

 

С того времени, чтобы предотвратить травмы и потерю учеников, почти каждая школа начала использовать богу и синаи. Школы, которые возникли в этот переходный период, часто классифицируются как «Син рюха» (новые школы), чтобы отличить их от «Ко рюха» (старые школы), в которых единственным методом обучения оставалась практика ката с бокуто. (Сегодня термин «Корю», как правило, используется для любой школы, возникшей до периода Мейдзи (1868-1912), но такая классификация является неточной. Например, Хокусин итто-рю и Касима синто-рю (19) – обе относятся к корю, однако, технически они, безусловно, скорее ближе к современному кендо, чем к корю.)

 

Бунносуке и тарюдзиаи

 

Тарюдзиаи (букв. – школьное состязание, в котором какой-либо мастер посещает другую школу, чтобы попробоваться в навыках), как мы могли прочитать об этом в японской литературе или увидеть в японских фильмах - это дуэль, где два противника сражаются не только с целью тестирования своих навыков, но и за честь школы, которую они представляют. Проигрыш в поединке считался позором, потому что это означало удар по репутации школы, но и победитель зачастую был вынужден скрываться, чтобы избежать мести товарищей противника. Например, исторический роман Сиба Рётаро (20) «Хокуто то хито» (Некто - Большой черпак) описывает острое соперничество между главным героем, Тиба Сюсаку, основателем Хокусин итто-рю и мастером Манива нэн-рю (21), которое завершается кровавым конфликтом.

 

Однако, события, которые описывет Бунносуке в своем дневнике, несколько отличаются от того, что мы представляем. Его не только радушно принимали почти в каждом додзё, которое он посещал, но и обычно все были готовы попробовать сразиться с ним (хотя, некоторые высокопоставленные мастера отказались от его вызовов). После завершения поединков некоторые ученики даже приходили к нему в гостиницу, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение. Иногда они умоляли его остаться и преподать им уроки в течение нескольких дней, но он всегда отвечал: «мне очень жаль, но моя практика не может ждать. Я должен двигаться дальше».

 

Еще один наглядный пример хороших отношений между мастерами различных школ того времени можно было увидеть в Сиейкане, додзё Теннен рисин-рю (22), находившимся в Эдо (Бунносуке не посещал его, поскольку оно в то время было довольно малоизвестным додзё), в котором преподавал сихан Кондо Исаму со своими старшими учениками - Окита Содзи, Иноуэ Гендзабуро и Хидзиката Тосидзо. Многие мастера-обладатели менкё-кайден из других школ, такие как Яманами Кейсуке и Тодо Хеисуке (Хокусин итто-рю), Нагакура Симпати (Синдо мунен-рю) (23) и Харада Саносуке (Ходзоин-рю) (24) жили и практиковали там же. Они, возможно, первоначально пришли в Сиейкан для муса сугё, но в конце концов остались там, вдохновленные личностью мастера Кондо. В 3-й год эпохи Бункю (1863), эти 8 мастеров из додзё Сиейкан стали основными членами Синсэнгуми (25).

 

Дневник Бунносуке

 

Дневник Бунносуке содержит множество любопытных сведений.

 

Интересен перечень додзё, где Бунносуке останавливался. Иногда этот список дополнялся такими пометками, как «додзё школы хана» или «резиденция школы хана в Эдо». В первом случае речь идет о додзё, расположенном в ханко (букв. - школа хана), т.е. школе, созданной в домене для обучения молодых самураев. В ханко обычно кроме занятий БИ, ученики также практиковались в чтении китайских классических трактатов, в каллиграфии, а иногда и в рангаку (26). В конце периода Бакумацу почти у каждого хана была своя ханко.

 

В то же время, на протяжении всего периода Эдо, согласно распоряжению верховного правительства, каждый домен был обязан иметь свою резиденцию в Эдо под названием хантеи. Очень часто при таких хантеи существовали додзё, где самураи из домена могли упражняться в различных БИ.

 

После имени додзё Бунносуке указывает имя (сихана) главы школы, а в скобках – название школы, а также наименование хана, в котором он является сиханом. Также интересно отметить, что у некоторых додзё Бунносуке не указывает наименование школы. Это означает, что в этих додзё практиковался гекикен («бесшкольное» фехтование), т.е. без следования какому-либо определенному стилю. Вероятно, в них преподавалось то же самое, что и в современных додзё кендо, и это является свидетельством того, как в то время мир кендзюцу начал революционно отклоняться от традиционных, определенных очертаний стилей.

 

После этой информации Бунносуке указывает даты посещения додзё - иногда один день, а иногда и несколько. После даты, в кавычках, он приводит свое мнение о каждом додзё и о некоторых его людях. Иногда он указывает количество людей, дает оценку качеству додзё, а также упоминает случаи, когда фехтовальщики были удивлены тому, что он фехтует двумя мечами. Бунносуке довольно откровенен - пишет, что в некоторых додзё нет хороших мастеров, обвиняет противников в трусости, потому что те отказались стражаться с ним или сослались на плохое здоровье, а также указывает исход своих поединков.

 

Вероятно, там, где Бунносуке отметил свои победы – это может быть правдой, однако, там, где он не указывает результаты своих поединков, возможно, это связано с тем, что он не хотел записывать свои поражения. В любом случае, записи этого дневника дают нам некоторые представления о молодом самурае, который чрезвычайно гордится своими навыками. Скромное отношение к мастерству в БИ стало развиваться примерно с момента появления гендай-будо (27), до этого времени конкуренция за авторитет между различными школами была насколько жесткой, что ни один сихан никогда бы не признался, что он недостаточно опытен или весьма посредственен - иначе он имел большой риск утраты учеников.

 

Также из дневника Бунносуке можно получить некоторые представления о возросшей роли синаигеико (поединков на бамбуковых мечах) примерно в конце периода Эдо, которое стало использоваться даже в тех школах, которые всю предыдущую историю своего существования основывались на практике исключительно только на катагеико.

 

Читая оценки Бунносуке, мы, все же, должны исходить из учета того, что его впечатления были в лучшем случае основаны на том, с кем ему удалось сразиться, и что за один день просто невозможно объективно оценить уровень мастерства в каком-либо додзё. По этой причине его дневник никоим образом не может рассматриваться как объективная историческая оценка додзё, а лишь, как «снимок» одного дня в истории додзё.

 

ДНЕВНИК СКИТАНИЙ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРОВИНЦИЯМ

 

6-й год эпохи Кaэи (1853)

 

Додзё Катода: Катода Хеятиро (Синкаге-рю, сихан в Куруме-хане); 29 сентября. «Не особо умелые ученики».

 

Додзё Имаи: Имаи Сеидзаэмон (Дзикисинкаге-рю, сихан в Куруме-хане); 1 октября. «Сразился с несколькими учениками; уровень смехотворно низкий».

 

Додзё Цуда ден: Цуда Итидзаэмон (Цуда итиден-рю, сихан с Куруме-хане); 2 октября. «Главное додзё, а дисциплина не из лучших».

 

Додзё Мидзогути: Мидзогути Итинодзо (Хокусин итто-рю, сихан в Мори-хане); 5 октября. «Все ученики неопытные, даже Мидзогути Итинодзо - ничего особенного».

 

Додзё Тино: Тино Наоэмон (школа неизвестна); 7 октября. «Всего несколько учеников».

 

Додзё в Накацу-хане: Кода Дзиродаю (школа неизвестна, сихан в Накацу-хане), Цубосака Наниэмон (школа неизвестна, сихан в Накацу-хане); 10 октября. «Особо опытных учеников не заметил».

 

Додзё Мейринкан в Тесю-хане: Наито Сакуби (Ягю синкаге-рю, сихан в Тесю-хане), Китагава Бендзо (Катаяма-рю, сихан в Тесю-хане), Маки Сёхэй (Ягю синкаге-рю, сихан в Тесю-хане); 17 и 18 октября. «Ученики тренируются с энтузиазмом, но многие из них - дети. Никто особенно не умел. У них довольно длинные синаи».

 

Додзё Ода: Ода Кан'эмон (Синдо мунен-рю, сихан в Токуяма-хане); 21 октября. «Мало учеников, особо умелых нету».

 

Додзё в Ивакуни-хане: Хасегава Тодзиро (Дзикисин дзитоку-рю, сихан в Ивакуни-хане), Икада Дзироэмон (школа неизвестна, сихан в Ивакуни-хане), Кацура Рокудзаэмон (Синкаге-рю, сихан в Ивакуни-хане); 23 октября. «Очень гостеприимные».

 

Додзё Араки: Араки Ю (школа неизвестна); 28 октября. «Пол грязный, засыпан рисовой соломой; работа ног была очень осложнена».

 

Додзё Мияке: Мияке Сендзаэмон (школа неизвестна); 1 ноября. «Сразился с Мияке Сендзаэмоном тоже».

 

Додзё Абэ: Абэ Удзендзи (Дзикисинкаге-рю); 3 ноября. «Особо умелых учеников не оказалось. Самого Абэ Удзендзи не было».

 

Додзё Кавада: Кавада Гондзиро (Итто-рю, ханси Тоттори); 10 ноября. «Пол очень плохой, поединки были очень сложными».

 

Додзё Оно: Оно Оносуке (Нисиока дзенсин-рю, сёсидаи ёрики (28) в Киото); с 12 по 15 ноября. «Сразился с учеником инструктора Отани Сеиитиро, но тот оказался неумелым».

 

Додзё Сава: Сава Бундзуро (школа неизвестна); 14 ноября. «Имел поединки с Сава Бундзуро и с одним учеником, Тода Эиносуке (Дзикисинкаге-рю)».

 

Додзё в Цу-хане: глава додзё и название школы неизвестны; 20 ноября. «Несмотря на репутацию, особно квалифицированных не оказалось».

 

Додзё Накадзава: Накадзава Яхи (школа неизвестна, сихан в хане); 27 ноября. «Нет опытных учеников, за исключением одного – Тэрао».

 

Додзё в Хамамацу-хане: Асамура Таихи (школа неизвестна, сихан в Хамамацу-хане), Ямано Кохеи (Кюсин меити-рю, сихан в Хамамацу-хане); 29 ноября. «Сразился с обоими инструкторами учеников. Все были удивлены, увидев мой двухмечевой стиль».

 

Додзё в Какегава-хане: Судзуки Ханпэи (школа неизвестна, сихан в Хамамацу-хане), 2 декабря. «Одни дети, ничего особенного».

 

1-ый год эпохи Aнсеи (1854)

 

Ренпеикан: Сайто Якуро (Синдо мунен-рю); 26 и 27 января. «Сразился с Гонносуке (третий сын Якуро) и другими учениками; прекрасно. Синтаро (старший сын Якуро) выдающийся мастер; Также некоторые другие ученики обладают превосходной техникой».

 

Сигакукан: Момои Сундзо (Кюсин меити-рю); 5 февраля. «Сразился со всеми учениками. Хотел бросить вызов Сундзо тоже, но он отказался из-за плохого здоровья. Победил его главного ученика Веда Уманосуке».

 

Додзё при резиденции Татебаяси-хана в Эдо: Сугие Тецусуке (Дзикисинкаге-рю, сихан в Татебаяси-хане); 20 марта. «Не смотря на высокую репутацию очень разочарован».

 

Додзё Отани: Отани Сеиитиро (Дзикисинкаге-рю); 25 марта. «Выдающихся учеников нет, но сразился с Отани Сеиитиро и очень впечатлен».

 

Додзё Наганума: Наганума Сёби (Дзикисинкаге-рю); 1 апреля. «Во время боя поспорили и поединок прервали».

 

Додзё в Сакура-хане: Нацуми Матаби (Мутеитаисин-рю, сихан в Сакура-хане), Хаттори Сиродзаэмон (Накати-рю, сихан в Сакура-хане), Исикава Санаи (Асаяма итиден-рю, сихан в Сакура-хане), Хенми Тюдзо (Тацуми-рю, сихан в Сакура-хане); 17 апреля. «Сразился с представителями всех четырех школ. Много детей».

 

Додзё в Цутиура-хане: Саса Хаята (Дзикисинкаге-рю, сихан в Цутиура-хане), Хаякава Тацуто (Дзикисин-рю, сихан в Цутиура-хане); 24 апреля. «Тояма Кунидзо (который стал сиханом в Цутиура-хане с недавнего времени) и еще один ученик - достаточно опытные, но все остальные - ничего особенного. Хотел бросить вызов знаменитому Саса Хаята, но он отказался из-за плохого здоровья. За моими поединками наблюдали многие чиновники и самураи из Цутиура-хана».

 

Додзё в Касама-хане: Мураками Дзендзаэмон (Дзиген-рю, сихан в Касама-хане); 28 и 29 апреля. «Несмотря на высокую репутацию в районе Канто, особно квалифицированных мастеров нет. Тренеровки очень интенсивные».

 

Кодокан энбудзо в Мито-хане: Ватанабэ Кюодзаэмон (Хокусин итто-рю, сихан в Мито-хане), Сайто Гинсиро (Синдо мунен-рю, сихан в Мито-хане), Нагао Рихейда (сихан в Мито-хане), Хасуми Ясутаро (школа неизвестна, сихан в Мито-хане); со 2 по 4 мая. «Учеников много, но их уровень не соответствует репутации. На третий день было очень интересно, так как они начали понимать, как действовать против моего двухмечевого стиля. Посмотреть на наши поединки собралось множество народу, были даже некоторые чиновники из Мито-хана».

 

Додзё Ямада: Ямада Дзундзаэмон (школа неизвестна, сихан в Танагура-хане); 12 мая. «За поединками наблюдали множество самураев и крестьян из Танагура-хана».

 

Додзё Мацумото: Мацумото Гондаю (школа неизвестна, сихан в Тайра-хане); 16 мая. «Все неумелые».

 

Додзё Касама Дзин'я: глава додзё и название школы неизвестны; 18 мая. «Присутствовали два окружных судьи».

 

Додзё Сакурада: Сакурада Рюсуке (Хокусин итто-рю, сихан в Сендай-хане); 27 мая. «Несмотря на то, что сын Сакурада Рюсуке обучался в Генбукан в Эдо, он был ничем особенным. Другие ученики еще хуже. Сакурада Рюсуке очень высокомерный человек».

 

Додзё Сибуе: Сибуе Наидзен (школа неизвестна); 13 июня. «Поскольку в Акита-хане тарюдзиаи запрещен с самураями из других ханов, мы сражались тайно».

 

Додзё Тода: Тода Буннаи (школа неизвестна, сихан в Хондзё-хане); 16 июня. «За поединками наблюдало множество самураев из Хондзё-хана. С Буннаи сразился тоже».

 

Додзё Обути: Обути Рюносуке (Дзикисинкаге-рю, сихан в Сёнаи-хане); 24 июня. «Сразился с Обути Рюносуке тоже, но он вел себя как насекомое, с его высокомерием и издевательствами. Его ученики похожи на него. За поединками наблюдало множество самураев и крестьян из Сёнаи-хана».

 

Додзё в Мураками-хане: Миягава Тадаэмон (Дзитю-рю, сихан в Мураками-хане), Сугита Син'эмон (Дзикисинкаге-рю, сихан в Мураками-хане); с 28 июня по 18 июля. «Сразился с представителями обеих школ. Получил менкё-кайден Дзитю-рю (29)».

 

Додзё в Сибата-хане: Мидзогути Сута (Сеиган-ха дзикисинкаге-рю, сихан в Сибата-хане), Кубота Рюдзабуро (Сеиган-ха дзикисинкаге-рю, сихан в Сибата-хане), Симамура Онари (Дзикисинкаге-рю, сихан в Сибата-хане); с 24 по 26 июля. «Поскольку они попросили показать им техники нашей школы, то показал им ката с бокуто (деревянным мечом) из Тецудзин-рю и Дзитю-рю. Хотел бросить вызов Симамура Онари, но он отказался».

 

Тренировочный зал даймё в Мурамацу-хане: Хори Танба но ками Наохиде (Синден-рю, даймё Мурамацу-хана); 28 июля. «Даймё и его подчиненные пришли посмотреть на бой. Они используют очень длинные синаи, прямо как копья, стиль фехтования довольно странный».

 

Додзё Моримото: Моримото Ёдаию (школа неизвестна, сихан в Сиракава-хане); 9 августа. «Поскольку мой двухмечевой стиль был очень необычным для них, они попросили преподать им урок. Тренировались весь день».

 

Додзё Мита: Мита Таироку (школа неизвестна, сихан в Сиракава-хане); 10 и 11 августа. «Среди самураев Сендай-хана, с которыми я фехтовал, был известный Сасаки Гунго из Рюго-рю. Несмотря на то, что он 5 или 6 лет обучался в Эдо, его уровень был ничем особенным. Я победил его 8 раз в 10 поединках. Наши поединки вызвали большой интерес, собралось очень много народу. Было также много самураев из Сиракава-хана».

 

Додзё в Уцуномия-хане: Ватанабэ Рюхеи (школа неизвестна, сихан в Уцуномия-хане); 14 августа. «Сразился с Ватанабэ Рюхеи и его учениками. Уровень ниже, чем в Сиракава-хане».

 

Додзё в Татебаяси-хане: Игуса Каиэмон (Хокусин итто-рю, сихан в Татебаяси-хане), Иидзука Гоитиро (Дзикисинкаге-рю, сихан в Татебаяси-хане); 20 августа. «Уровень намного ниже, чем в их додзё при резиденции в Эдо. Они впервый раз увидели двухмечевой стиль. Много народу собралось, чтобы посмотреть».

 

Додзё Катаяма: Катаяма Юдзиро (Тогун-рю, сихан в Кога-хане); 22 августа. «Грязный пол и нет потолка. Так как в течение нескольких дней шел дождь, то было очень грязно, поединки были чрезвычайно сложными».

 

Генбукан: Тиба Сюсаку (Хокусин итто-рю, сихан в Мито-хане); 2 ноября. «Пришел, как и обещал, но Тиба Эидзиро (второй сын Сюсаку) отказался со мной драться из-за «неудобства». Договорились назавтра. Учитывая знаменитость этого додзё, его отговорка очень смешна».

 

Генбукан: Тиба Сюсаку (Хокусин итто-рю, сихан в Мито-хане); 3 ноября. «Сегодня Тиба Эидзиро отказался драться из-за плохого здоровья. Теперь ясно, что он трус. Сразился с 12 его учениками, но только двое из них были умелыми. Выиграл 70-80%. Если это реальный уровень Генбукан, то мне очень смешно».

 

2-й год эпохи Aнсеи (1855)

 

Додзё Иба: Иба Гунби (Сингюто-рю); 24 февраля. «Сразился с 16 якобы выдающимися учениками, из них только 2 или 3 умелые (хотя, даже их назвать мастерами можно с большой натяжкой). Уровень ниже, чем в Генбукане и Сигакукане. Мое превосходство было подавляющим».

 

Додзё при резиденции Дзедзен-хана в Эдо: Оно Гентадзиро (Дзикисинкаге-рю, сихан в Дзедзен-хане); 25 февраля. «Додзё действительно красиво, но среди учеников много детей».

 

Додзё при резиденции Огаки-хана в Эдо: Симамура Исао (Тамия-рю, сихан в Огаки-хане); 26 февраля. «Сразился с 16 или 17 учениками, но только один был особенно умелым».

 

Додзё Окада: Окада Дзунаи (Рюго-рю); 21 марта. «Хотел бросить вызов Окада Дзунаи, но он отказался, сказав, что это было невозможно в те дни. Думаю, что он хотел избежать поединка со мной».

 

Додзё в Коморо-хане: Кумабе Сибаносуке (школа неизвестна, сихан в Коморо-хане); 17 апреля. «Сразился примерно с 20 учениками. Начальники хана приходили тоже посмотреть».

 

Додзё в Уэда-хане: Амаго Кандзо (школа неизвестна, сихан в Уэда-хане), Хори Кандаю (Дзикисинкаге-рю, сихан в Уэда-хане); с 22 по 29 апреля. «Сразился с Амаго Кандзо и с "учениками" обеих школ».

 

Додзё Яно: Яно Сигэру (Тогун-рю, сихан в Мацусиро-хане); 9 мая. «Учеников мало, все неопытные».

 

Додзё Хасимура: Хасимура Дзендаю (Тода-рю, сихан в Мацумото-хане); с 13 по 17 мая. Самурай Симидзу Канато из Окабэ-хана выразил желание сразиться со мной. Я принял его вызов и победил. Было много зрителей».
Додзё Эндо: Эндо Гохеита (Оно-ха итто-рю); с 21 по 23 мая. «Было много зрителей».

 

Додзё Хара: Хара Хикодзиро (Тендзи-рю); 28 мая. «Ученики совершенно неопытны, хотя некоторые из них учились в Генбукане».

 

Додзё в Цу-хане: Цуда Магосити (Синдо мунен-рю, сихан в Цу-хане); с 5 по 7 июня. «По сравнению с первым визитом, ученики стали более умелыми. За поединками наблюдало начальство Цу-хана».

 

Додзё в Мидзогути-хане: Ёсида Хеидаюдзаэмон (школа неизвестна, сихан в Мидзогути-хане); 9 июня. «Некоторые ученики обучались в Наганума додзё в Эдо, но многие из них были неопытными».

 

Додзё Оно: Оно Оносуке (Нисиока Дзенсин-рю, Киото сёсидаи ёрики); с 11 по 16 июня. «Провел несколько поединков с самураем из Нисио-хана. Победил его почти каждый раз. Практика была чрезвычайно интересной. Сразился со множеством самураев из разных ханов. Было много зрителей».

 

Додзё Кавада: Кавада Гондзиро (Итто-рю, ханси в Тоттори); 18 и 19 июня. «Сразился со множеством самураев из разных ханов».

 

Додзё Итиен: Итиен Сунносуке (школа неизвестна); 21 июня. «Кроме Итиен Сунносуке, все его ученики совершенно неопытные».

 

Додзё Ямаока: Ямаока Мидзуносуке (Осака дзёдаи (30), на службе у Цутия Унеме но ками); 22 июня. «Самого Ямаока Мидзуносуке не было. Вместо него сразился с его учениками».

 

Додзё в Сайдзо-хане: Хата Кацусабуро (Санкаге-рю, сихан в Сайдзо-хане), Ёкои Генсиро (Тамия-рю, сихан в Сайдзо-хане); 8 и 9 июля. «Так как додзё открылось недавно, то много начинающих».

 

Додзё в Имабари-хане: Норо Канносуке (Токусо-рю, сихан в Имабари-хане), Танге Киэмон (школа неизвестна, сихан в Имабари-хане), Миёси Иорои (Мусан дзиген-рю, сихан в Имабари-хане), Томита Юдзи (Имаити-рю, сихан в Имабари-хане); с 11 по 13 июля. «Собралось много людей, чтобы посмотреть поединки. Один самурай из Токусо-рю владеет двухмечевым стилем. В Мусан дзиген-рю есть такой же асиути (удар ногой), как в Рюго-рю. Томита Юдзи отказался от поединка. Сразился с Норо Канносуке, а также с Танге Киэмоном; последний оказался слабее».

 

Додзё в Мацуяма-хане: Хасимото Ядендзи (Синто хасимото-рю, сихан в Мацуяма-хане); 18 июля. «За поединками наблюдало все начальство хана. Говорят, что Синто хасимото-рю лучшая школа в Мацуяма-хане, но мне так не показалось».

 

Додзё в Усуки-хане: Кавасаки Фудзинодзо (Дзикисинкаге-рю, сихан в Усуки-хане); 25 и 26 июля. «Сразился с двумя самураями из Нобеока-хана, которые были там тоже с муса сугё. Оба довольно умелые. Также сразился с учениками Синпен-рю и Дзикисинкаге-рю; последние оказались сильнее».

 

Додзё в Ока-хане: глава додзё и название школы неизвестны; 6 августа. «Ожидал хорошего уровня, так как говорили, что Тиба Эидзиро преподавал здесь недавно, но все оказалось не так. Я обнаружил только одного опытного ученика».

 

Додзё Тадзири: Тадзири Фудзита (Кагава нен-рю, сихан в Янагава-хане); 12 и 13 августа. «Сделал вызовы ученикам Кагава нен-рю, Синкаге-рю и Нукиути-рю. Было много зрителей. Наверное их лучшие ученики отсутствовали, а остальные сражаться не очень хотели - опасались моего двухмечевого стиля?».

 

Додзё Катода: Катода Хеиатиро (Синкаге-рю, сихан в Куруме-хане); 15 и 16 августа. «Лучшие ученики здесь очень умелые. Сразился с двумя, выиграл 70%».

 

Додзё Имаи: Имаи Сеидзаэмон (Дзикисинкаге-рю, сихан в Куруме-хане); 16 августа. «Как и предполагал, опытных не оказалось».

 

Додзё Цуда ден: Цуда Итидзаэмон (Цуда итиден-рю, сихан в Куруме-хане);17 августа. «Сразился с Цуда Итидзаэмоном, его младшим братом Цуда Ивао и его лучшим учеником Ямаваки Торадзиро. Их действия действительно мягкие, и, хотя я победил братьев Цуда, я понял какой я жесткий все время. Это было очень интересно. Я также победил Ямаваки на 70%».

 

Додзё Сайто: Сайто Канносуке (Синдо мунен-рю, сихан в Омура-хане); 1 и 2 сентября. «Сразился с Сайто Канносуке тоже, но он очень «грязный боец» - использовал много подловатых приемов. За поединками наблюдало начальство хана».

 

(окончание...)



  • Hapkido Lab., hippy и андатр это нравится



Август 2022

П В С Ч П С В
1234567
89101112 13 14
15161718192021
22232425262728
293031    

Поиск по блогу