Перейти к содержимому






Фотография

Сёген Окабаяси (Дайто-рю): что такое Айки дзю-дзюцу?

Написано clover , 14 Январь 2017 · 2 472 Просмотров

Изображение

 

(Sokaku Takeda, примерно 1930 гг. Демо в редакции "Асахи Симбун")

 

What Is Aiki Jujutsu?

 

Сихан Okabayashi Shogen, основатель Hakuho-ryu Aiki Budo
Перевод с яп. Russel Haskin

 

(перевод clover)

 

Примечание: далее приводится речь, произнесенная сенсеем Окабаяси на ежегодном семинаре его организации, состоявшемся в Фукуока несколько лет назад. Сенсей Окабаяси рассказывает о Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, которое он изучал у двух наиболее известных мастеров - Такеда Токимуне – 36 соке (сын Такеда Сокаку, который был 35 преемником (соке), и который открыл Дайто-рю для широкой общественности), а также Хиса Такума, который имел Менкё Кайдэн Дайто-рю (один из двух людей, которым Сокаку выдал такие свитки). Дайто-рю достаточно фундаментальное искусство, его принцип Айки был принят многими более поздними стилями БИ в Японии.

 

Концепцию «Айки» чрезвычайно сложно выразить словами, но я все же попытаюсь. Вполне понятно, что многие из вас мечтают стать великими мастерами. Но что ознает «великий мастер»? Быть самым известным в своем районе, городе, префектуре либо даже во всей стране? Подобное мерило мастерства можно назвать «относительным», поскольку такие мастера обладают своим статусом «великого мастера» среди определенного круга людей – уйдут эти «подпевалы» – развалится и имидж «великого мастера».

 

Фото: Сенсей Окабаяси бросает противников без всякого напряжения.

 

В нашей организации состоят люди в возрасте от 5 до 89 лет. Я думаю, что среди организаций, в которых проводятся различные возрастные соревнования, наш бы человек 89-летнего возраста определенно попал бы в топ-50 лучших всей страны. И точно определенно он был бы № 1 в нашей префектуре. Однако, оставим шутки в сторону, это не тот критерий мастерства и не та цель нашей практики. Мы должны быть сосредоточены на своей вершине мастерства - согласно ключевой концепции Айки-дзюдзюцу - заключающейся в том, как научиться «ухватывать» один абсолютный момент во времени и пространстве, который существует лишь доли секунды. Вероятно многие из присутствующих могли убедиться в некоторых ситуациях, произошедших с ними в этой (или в другой) жизни, насколько распространены эти понятия в отношении всего того, что мы делаем.

 

Айки-дзюдзюцу (* оно же – Gotenjutsu) отличается от некоторых других школ БИ тем, что в нем не только преподаются «наборы техник», но и изучаются принципы, которые обеспечивают эффективность выполнения техник. Практикам надо научиться «схватывать» абсолютный момент времени и пространства, который возникает в первое же мгновение контакта с соперником. Главное отличие Айки от Дзю-дзюцу заключается в том, что мастерством в Дзю-Дзюцу является умение быстро реагировать на атаки, а мастерством в Айки является умение упреждать атаки.

 

Философия Айки-дзюдзюцу заключается также и в том, как обращать «потенциальные» возможности в реальные. Т.е., каким бы ни был ваш оппонент знатоком техник, пока он не умеет использовать факторы, обуславливающие ее эффективность - вы, так или иначе, будете преобладать. Факторы, способствующие эффективности выполнения техник, требуют очень кропотливого изучения с не менее долгим путем их освоения, но без понимания сути, делающей техники эффективными, невозможно постичь Айки-дзюдзюцу. Вообщем, можно просто сказать, что самая главная концепция Айки заключается в применении техник эффективным образом. Главным фактором, обуславливающим эффективность выполнения техник, согласно стратегии Айки-дзюдзюцу, является «захват» или попытка «захвата» абсолютного интервала времени и пространства, которые оба возникают в одно мгновение. В результате такого «захвата» противник может быть брошен или опрокинут, при этом выполнение броска или иного приведения соперника в беспомощное состояние силовым образом, как это, например, делается в Дзюдзюцу, в Айки-дзюдзюцу не приветствуется. (1)

 

Если вы научитесь «захватывать время и пространство» - вам не будет в бою равных. Это чрезвычайно важно понять. Соден (118 основных техник) (2) в нашем Айки Будо представляет собою «набор» техник дзю-дзюцу, он основывается на том, что очень ценят люди из мира спорта – физическую силу, т.е. овладеть только этим «ассортиментом техник» - это еще весьма относительное владение мастерством.

 

(Daito-ryu Aiki Jujutsu Takumakai Soden)
Изображение

 

Примечание: здесь Окабаяси использовал термин «Айки Будо», а не «Дайто-рю». Этим он подчеркивает, что философские и исторические основы стиля, практикуемые во многих современных организациях, отличаются от их оригинала. Взяв за основу новый термин «Айки Будо», Окабаяси также хотел избежать этим путаницы с другими группами Айки-дзюдзюцу, которые используют методы на основе современных телодвижений (* под термином «современные телодвижения» Окабаяси подразумевает современный способ генерации усилий. «Старый» способ генерации усилий на Окинаве называется «Тинкути», в Японии – «Хаккей», в Китае – «Фа-цзынь»), а также от тех групп, которые не являются наследниками линий мастеров Дайто-рю, а лишь эксплуатируют его имя.

 

Уровень Тюден (следующий за Соден) (3) в Айки-но-дзюцу является тем, что уже выходит за рамки простого изучения «набора техник дзю-дзюцу». Объяснить принцип Айки детям и подросткам, у которых ум еще недостаточно развит до состояния взрослых, а телодвижения еще недостаточно скоординированы, занятие просто архисложное. Для детей и подростков, как не вполне «разумных» людей, достаточным будет изучение «набора техник дзю-дзюцу», а также технического метода контроля баланса себя и своего оппонента. Людям, находящимся в состоянии очаровательной молодости, обычно очень нравятся динамичные и увлекательные занятия дзю-дзюцу. Однако, это «детское увлечение» практикой дзю-дзюцу не должно превратиться в финал вашего обучения, оно оставит вас за бортом истинного мастерства. По прошествии определенного периода практики «набора техник» следует приступить к изучению истинных высот мастерства.

 

Фото: сенсей Окабаяси выполняет технику стиля Онно-ха Итто-рю Кен-дзюцу. В программу обучения Хакухо-рю также входит практика этого стиля, как «вспоможение» для освоения методов Айки дзю-дзюцу. И Айки дзю-дзюцу, и Онно-ха Итто-рю Кен-дзюцу основываются на одинаковых принципах телодвижений (* генерации усилия): сохранение естественной «расслабленности» тела до момента физического контакта с противником (генерация усилий не по типу современного «кручения» бедрами), использование гравитации, создание «внутренней петли» тела для генерации усилия при выполнении любых видов техник и пр. Такой способ генерации усилий, совершенное владение которым в старину считалось одним из ключевых признаков мастерства, совершенно отличается от способа генерации усилий, который теперь повсеместно преподается в большинстве школ БИ, в том числе и в школах Дзю-дзюцу.

 

Взрослые люди уже обладают определенным развитым состоянием ума для того, чтобы понять и освоить принцип Айки - этого «абсолютного момента пространства и времени», который позволяет выполнять техники дзю-дзюцу максимально эффективно. С этого уровня и начинается истинное изучение Айки дзю-дзюцу. Принцип Айки, обладающий огромной широтой применения в Айки Будо (Айки дзю-дзюцу), вещь во истину грандиозная в отношении эффективности применения техник в любых видах БИ. Несмотря на то, что наш Соден - это по сути «набор» техник дзю-дзюцу, но они подобраны таким образом, чтобы позволить практику двигаться дальше: сделать более эргономичным их применение, добиться возможности действовать быстрее, переходить к использованию Айки и пр. В Хакухо-рю преподаватели начинают новичкам объяснять идею Айки - по принципу «от простого к сложному» - с самых первых тренировок, поскольку осознание и освоение фундаментальных принципов Кобудо (*Корю), в т.ч. и Айки, требуют значительного периода времени. Требовать с практиков «не используйте физическую силу в техниках» - этого явно не достаточно, здесь есть еще и другие немаловажные элементы, такие как углы, тактильная чувствительность, дыхание и пр.

 

Пытаться самостоятельно учиться техникам по видео – это сродни «Краже глазами» (4). Без знания глубинных принципов вам останется только наблюдать, как двигаются люди. Однако, даже если вы будете практиковаться только на этом начальном уровне, т.е., подражая внешним формам и используя грубую физическую силу, вы все равно сможете стать неплохим спортсменом. А будете тренироваться всего один час каждый день в течение 3 лет - сможете стать даже очень хорошим спортсменом. Если вы считаете, что различные «игры» являются вполне объективными для выявления мастеров, способных побеждать в смертельной схватке, то выступления на ринге могут, кроме всего прочего, стать еще неплохой возможностью, чтобы подзаработать себе на жизнь. Вы также можете поставить перед собой задачу накачать себе «горы мышц», чтобы применять техники Соден на людях с любым весом. Однако, для людей, которые умеют применять принцип Айки количество собственной мускульной силы не является сколько-нибудь важным для выполнения техник. Айки — это противоположность мускульной силе, оно дает возможность быть эффективным не прибегая к затратам собственной физической силы на технику. Это сложно понять и этому сложно научиться, поэтому в мире спорта так мало людей, владеющих Айки. Кроме того, применению Айки способствует и определенная философия (*жизнь или смерть), которая напрочь отсутствует в спортивных «играх».

 

Тем не менее, не смотря на очевидность этого, есть все же существует немало людей, которых чрезвычайно волнуют вопросы собственных побед. В действительности же, эта «забота» практически становится «тупиком» на пути их дальнейшего прогресса.

 

Я хочу донести до вашего сознания понимание того, что решение инфантильного вопроса – кем вы являетесь – первым, вторым, третим... или же 5001 в мире «игр», не сможет способствовать вашему изучению «абсолютного момента времени и пространства». «Мастер спорта» - это нечто весьма отдаленное от того, чем в сущности является «Мастер БИ». Главное в традиционных БИ - это навыки защиты (*в спорте вообще не оцениваются). Практика для возможностей выживания (защита) и практика для возможностей в спорте (атака) обуславливают два соврешенно противоположных подхода к обучению. Кроме того, в ТБИ принципы и соответствующая методика обучения построены так, чтобы даже самый слабый человек смог научиться защититься от людей (*в спорте – всегда один соперник), превосходящих его в физических кондициях (* в спорте - весовые категории).

 

И здесь возникает еще один вопрос, касающийся публичной демонстрации своих навыков. В стародавние времена учителя к вопросам демонстрации методов своей школы относились весьма настороженно, они не позволяли видеть никому постороннему даже отдельных техник. Это делалось для того, чтобы потенциальные противники не могли даже представить, какие техники могут против них использоваться в случае реального боя.

 

Если «излюбленные» техники противника известны, то вам будет проще защититься, поскольку оприори известно, что он предпочитает. Для того, чтобы иметь возможность защититься от любого противника, вы должны «захватить» абсолютный момент. При этом хочу подчеркнуть, что «абсолютный момент» это НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, что «Суки» (о «Суки»). Рушит атаку грамотный «момент» (*тайминг), а не правильная техника. Вот в чем - истинное мастерство, а не в количестве техник. Этот «момент» не вещественен, он как невидимая «вспышка», которая на доли секунды вспыхивает и тут же гаснет. Но именно от этого «момента» зависит будете ли вы продолжать жить или умрете. Все школы ТБИ придают навыкам в «ухвате» этого «момента» самое главное значение. А еще более высоким уровнем мастерства считается умение «подводить» противника под этот самый «абсолютный момент».

 

Вероятно, принцип Айки возник в период мира в Японии, который установился после периода бесчисленных войн. Именно в этот мирный период возникли многие школы БИ, которые теперь характеризуются, как Кобудо (* Корю). Могут ли некоторые группы величать себя «Дайто-рю Айки дзю-дзюцу», если в них преподаются уже современные методы телодвижений, например, генерация усилия «кручением бедер», как в спорте? По крайней мере мы не должны превращаться в людей, которые копируют только внешние формы техник.

 

Знать только «наборы техник» – этого недостаточно. Нужно изучить методы, которые обуславливают их эффективность применения. Я уже говорил, вы можете научиться какой-никакой самозащите, если просто разучите ката (5) с техниками дзю-дзюцу, но, если хотите стать мастерами, вам также необходимо будет обрести понимание всего того, что касается стратегий и методов разрушения атак. Если этого не сделать, вам никогда не овладеть Айки. А Айки позволит вам эффективно применять техники при минимуме затрат на это сил. А уменьшение количества использования силы позволит усилить некоторые другие свои способности, такие как, например, тактильная чувствительность, от глубины которой также зависит эффективность применения техник.

 

С древности существует очень расхожее мнение: «если кто-то постоянно побеждает, значит он владеет какими-то «тайными» знаниями». Когда вы побеждаете с помощью Айки, «захватив абсолютный момент времени и простанства», для несведующих в этом деле наблюдателей все это кажется просто каким-то «чудом». Для зрителей, которые видят, как слабый человек (Sagawa (1902-1998) в 1990; тренировка в возрасте 87 лет) одолевает более сильного, это представлятся либо «тайной», либо «игрой в поддавки». «Абсолютный момент», который позволяет на доли секунды получить преимущество над соперником во «времени и пространстве», столь мгновенен и столь неочевиден для глаз несведующих в этом вопросе людей, что его могут «увидеть» только мастера, способные это делать сами. (6)

 

Вообщем, для многих несведующих Айки представляется чем-то «неправдоподобным». И это понятно - Айки, возникающее и исчезающее не видимо для глаз прагматичных наблюдателей, вызывает у них недоверие, как призрак, который нельзя потрогать или пощупать, чтобы убедиться в его реальном существовании. Айки - это такое «абстрактное место» в пространстве и времени, которое можно только «ощутить» разумом, чтобы телом - отрегаировать. В Айки то же есть свои этапы мастерства, начиная от простых и бесхитростных - начального уровня, до чрезвычайно сложных - высшего. Скорость прогресса в Айки во многом зависит от степени решимости практика достичь более высокого уровня. Кроме того следует учитывать, что изучение Айки – это сугубо личный процесс, который основывается исключительно на опыте собственного ума и тела, ведь для изучения Айки нет готовых «рецептов», и даже рассказы об этом иных людей не смогут особо в этом помочь.

 

«Айки дзю-дзюцу» - это практика дзю-дзюцу по принципу Айки. Как я уже упоминал, существуют различные уровни мастерства в Айки. И каждый уровень требует определенного перида времени на овладение им. Размер этих периодов очень индивидуален, он зависит от степени информированности практика в этом деле, а также во многом от его готовности тренироваться. Но овладение принципом Айки под силу каждому старательному человеку. Постепенное овладение принципом Айки при практике дзю-дзюцу приведет вас к высотам Айки-дзюдзюцу. Кроме того, для мастерства в самообороне необходимо обладать также и умением «входить» в соответствующее состояние ума, и в т.ч. он также должен быть «непроницаем» для внешних психологических вздействий. Твердое намерение выжить также помогает и способствует «выхватыванию» «абсолютного момента» Айки. Возможно, для приобретения навыков в таком ментальном явлении, суть которого практически невозможно объяснить и, следовательно, весьма сложно понять, вам потребуется полностью пересмотреть весь свой набор представлений и идей, а также «перевести» ум с относительно медленной мыслительной деятельности к деятельности мгновенного осознавания. Попытки обдумывания техник, которые потенциально может применить к вам соперник – это «гадание на кофейной гуще», вместо этого противника надо воспринимать «всецело» осознавая его, но не думая о нем, только тогда можно будет надлежаще отреагировать на его действия или даже упредить их.

 

Если момент самого начала атаки уже упущен, то реализовывать идею «захвата момента» уже поздно. Своевременный тайминг - это также является сердцем самообороны. Впечатляющая по красоте победа исключительно зависит от навыка в создании и «гашении» Айки при парировании атаки соперника, как минимум, в первые же доли секунды ее начала. Естественно, что Айки, как «призрак», это не то, что может быть легко объяснено словами, но я надеюсь, что вам, по крайней мере, удалось получить примерное представление о том, что я пытался донести до вашего понимания. Я также был бы очень рад, если вы поняли каким увлекательным и ценным представляется наше искусство, которое должно бережно наследоваться и сохраняться. Наименование базовых техник соответствуют тому, чем они являются. Каждый базовый принцип, метод и технику можно образно сравнить со словами, из которых потом складываются различные предложения.

 

Базовые принципы являются основой основ любой школы БИ, и я хочу сказать вам, что я очень рад, что вы решили разделить со мной это удовольствие идти по пути этого древнего традиционного японского боевого искусства Айки дзю-дзюцу.

 

Примечания редактора:

 

Все редакторские комментарии (EN) в этой статье были написаны не официальным представителем сенсея Окабаяси или кем-то еще из Хакухо-рю Айки Будо, а Christopher Caile в трактовке, как он понимает это сам.

 

(1)-EN Говоря о «физической силе», которая подразумевает использование силы мышц (рук, плеч, ног и т.д.), сенсей Окабаяси говорит об иной «силе», которую обычно называют «внутренняя энергия». Эта «внутренняя энергия» не есть нечто абстрактное (как, «самогипноз», связанный с использованием Ки), она является результатом определенного состояния тела, таким, как надлежащая эффективному выполнению техники опора из «костяка», объединенная с соответствующим правильным дыханием и телодвижениями. Например, определенное взаимодействие бедер/стоп с плечами/лопатками могут создавать внутреннюю «волну энергии», выпускаемую через конечности (которые для проведения этой «волны» должны быть «расслабленными» - *«relax»). Когда правильное движение тела («роняние» веса) объединено с надлежащим вектором движения и использованием центра тела, это дает чувство единства между техникой и телом, что способствует повышению эффективности техники. Попытка описать все эти аспекты - чрезвычайно трудная задача, так как компоненты часто меняются в зависимости от обстоятельств. Сюда же относятся и такие вещи, как умение распознавать физические намерения и психологическое состояние соперника – т.е., сложные комбинаторные реакции, основанные на тончайших нюансах. Этот принцип использования тела (генерация мощи вместо применения простой физической силы), который исповедует и преподает сенсей Окабаяси, соответствует Гокуи (методы высшего уровня) в японском Кобудо (* Корю), например, методам руба и реза в Кен-дзюцу. Каждый сустав, вплоть до «удлинения» и «укорочения» костей, продолжают сохранять «расслабленное» состояние тела вплоть до того мгновения, когда сгенерированная телом мощь не передается через точку контакта в тело противника. В ходе своего углубленного изучения Дайто-рю сенсей Окабаяси также исследовал старинные японские трактаты о культуре и методах БИ, из которых выяснил, что методы выполнения техник современных людей (использование силы) не соответствуют методам прошлого. Поэтому он решил восстановить методы телодвижений буси давних времен, чтобы устранить «искажение», наметившееся в методах Дайто-рю. Т.о., обратившись к опыту прошлого, Окабаяси сосредоточился на преподавании Дайто-рю на этих прежних принципах, соответствующих также методам высшего уровня в Кен-дзюцу. Здесь также любопытно отметить, что на таких же методах генерации «внутренней энергии», как и в Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, базируются некоторые стили каратэ (* в т.ч. Сётокай), а также многие направления ТКБИ. Например, в Kishaba Juku Shorin Ryu (мастер Сидзато показывает, как производит «хлесткость» «расслабленное» тело) George Donahue преподает методы «внутренней энергии». В каратэ, однако, эта «волна» генерированной энергии обычно используется только для выполнения ударов (* в Сётокай для любых техник). В отличие от этого в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу такая генерация усилий применяется к выполнению всей техники. Обсуждение этого можно найти на различных форумах.

 

(2) «Соден» (первый уровень) включает 118 основных техник Дайто-рю Айки дзю-дзюцу. Состоит из 5 разделов: ikkajyo, nikajyo, sankajyo, yonkajyo (или shikajyo) и gokajyo.

 

(3) «Тюден» состоит из 3 разделов: Aiki no Jutsu (53 техники), Hidenougi (36 техник) и Goshinyo no te (88 техник).

 

(4)-EN: В стародавние времена обучение происходило «молча» - ученики должны были только смотреть, повторять и осмысливать движения учителя. Т.о., ученики становились опытными в наблюдении, поэтому подсматривание за чужой техникой приравнивалось к краже. Тогда же и возникло выражение - «Кража глазами». В те времена никаких «программ обучения» не существовало (за исключением редких свитков с перечнями названий техник), а учители либо вообще никак не комментировали, либо очень немногословно объясняли техники. Ученикам фактически приходилось обучаться на основе опыта, интуиции и своей сообразительности.

 

(5)-EN: В школе сенсея Окабаяси, также как и в других школах Дайто-рю, Айки дзю-дзюцу, Дзю-дзюцу и Айкидо техника изучается посредством только парных ката, в отличие от Каратэ и оружейных искусств, где есть одиночные ката. В основном, в ката ученики учатся применять различные методы и техники в ответ на заранее обусловленные атаки. Ката зачастую представляют собою лишь несколько движений, которые обычно строго определены в части движения, углов и направлений. Т.о., ката обычно очень короткие (* по сравнению к примеру с ката Каратэ).

 

(6)-EN: Я попробовал на себе мастерство в Айки сенсея Окабаяси. Он предложил мне схватить его за запястья и стискивать их настолько сильно, насколько я смогу. Не смотря на то, что я вешу больше примерно на 60 фунтов, выше и физически сильнее его, все равно он меня бросил. Я пролетел вверх ногами в воздухе с разворотом на 360 градусов и плюхнулся набок. Я даже не успел понять, как он это сделал. Я не почувствовал с его стороны никакого особо телодвижения, и когда я спросил своих учеников, что они смогли заметить, то они ответили, что ничего. Его телодвижения были столь незначительны, что были незаметны, и все же достаточны, чтобы бросить без всяких видимых усилий человека весом 220 фунтов.

 

(1933 г.)
Изображение

 

Сёген Окабаяси: о Дайто-рю, Будо, Бусидо, пользе отдыха и пр.
О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Юкиёси Сагава о Будзюцу и Ки-рёку
Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)
Беседа о Дайто-рю на форуме E-Budo (перевод на русский)
Айки-агэ и Айки-сагэ в Дайто-рю
Асагао-но-Хана: один из древних кудэнов Дайто-рю
Kempo No Ritsudo To Nagare: Ритмичность и Текучесть в БИ
Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю
Индивидуальные вспомогательные практики для Кокю-рёку и Ки в Дайто-рю Айки Будо
Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу
Одори в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Распространение Айки в Рюкю и Японии
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»
Айки (Дзю) – «Заимствование силы у противника»
Shimbu - искусство прекращать насилие
Kan Wa Kokoro
Интервью с Сейкити Иха (Okinawa Shorin-ryu)
Беседы с сенсеем Kajitsuka Yasushi (Ягю Синкагэ-рю)

Интервью с Сэйкити Уэхара (Motobu Udun-Di)



  • ВиШень и Firestar это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
2223242526 27 28
2930     

Поиск по блогу