Каратэ -Три категории ката: ринто, хёйен и рентан
К. Токитсу
(перевод clover)
Одна из проблем практики ката - это непонятость их значимости. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе нужно знать, что ката подразделяются на 3 типа:
ринто-ката (тайдзюцу\техники\генерация мощи),
хёйен-ката (hyоen-gata) (техники) и
рентан-ката (rentan-gata) (генерация мощи).
Ринто-ката - это оригиналы (мастеров-родоначальников школ) ката. Они были созданы в стародавние времена для тайной передачи знаний. Хёйен и рентан ката - это подготовительные, позволяющие ученикам приобрести необходимые предварительные навыки для перехода к практике ринто-ката. Почти все современные ката принадлежат к категориям хёйен и рентан, в то время как ринто-ката практически утрачены, т.к., они основывались на «наследственной» системе передачи знаний.
Вы можете сказать, что знаете ката, потому что знаете его бункай, но это не то, что определяет понятие ринто-ката. Например, ката Сантин - это типичное рентан-ката, так же как ката Найфанти (Текки) или Сейсан (Хангетсу). Но большинство современных ката представляют собой смесь из элементов хёйен-ката и рентан-ката.
Согласно этой классификации, рентан-ката – это ката генерации мощи, они могут иметь множество различных элементов включая, например, киконг. Т.е.методы генерации мощи могут быть очень различными.
Хёйен-ката - это движения в упрощенной, частичной форме, с подчеркиванием стандартных положений, чтобы сделать их более доступными для запоминания учениками, именно поэтому они часто используются для различных демонстраций. Эта демонстрационность в ката подчеркнута в выполнении действий. Хёйен-ката – это то, что мы наиболее часто видим на турнирах и соревнованиях по каратэ.
В современных версиях ката элементы хёйен и рентан более или менее смешаны, но зачастую эти ката уже не содержат никаких элементов, которые были в ринто-ката - старых версиях (исходниках) этих ката.
Как известно, у каждого ката есть свой бункай, но большинство современных бункаев – это просто техники, выполняемые в определенном порядке, в отчетливо выраженных жестах, без всяких внутренних методов тела (тайдзюцу). Ринто-ката не имеют такой четкой и очевидной наглядности жестов по сравнению с двумя другими категориями ката, поскольку они сосредоточены, прежде всего, на отработке эффективного применения техник.
Большинство движений рентан-ката и хёйен-ката не являются удовлетворительными ни с точки зрения выбора скорости, ни времени, ни дистанции. Посмотрите сколько неэффективных приемов техник процветает на нелепых бункаях ката. Кроме того, следует учитывать, что только знание расшифровок техник (бункаев) ката – без понимания того, на каких методах тела они работают - это еще не достаточная гарантия того, что в реальном бою все эти техники будут эффективно работать.
Ринто-ката – первоначальные (старые) варианты ката
В первые годы после войны на мастера своей семейной школы Кайсин-рю Ясуги Курода напали четыре якудза, вооруженные короткими мечами. Курода был безоружен. После боя он рассказывал: «Между ката, которые я практикую каждый день, и тем боем не было никакой разницы. Поэтому эта схватка была для меня не опасна и не интересна». Курода говорил о ринто-ката. Он не расписывал, как он против такой или сякой атаки якудза применял ту или иную технику; нет, вместо этого он сказал, что сделал то, что обычно тренирует в ката. Вы можете победить в реальном бою, основываясь на навыках, приобретенных исключительно на основе практики ката? Лично, я - нет.
Вы можете, конечно, возразить, что сами или какой-либо иной мастер способен вести бой, словно выполняя ката, но я скажу, что тут несколько иное. Чтобы понять, насколько серьезен такой бой, особенно с ножом или мечом, приведу следующий пример.
К. Куросаки - мастер каратэ, который первым победил тайского боксера, приезжавшего в Японию продемонстрировать свое БИ. Сегодня, Куросаки, будучи в возрасте 60 лет, имеет репутацию признанного бойца, которую он бесспорно заработал на турнирах по боям без правил. Так вот, что он говорил о бое с вооруженным противником в своем фильме «Подготовка воина-демона»: «Что делать, если на вас напал противник с ножом? Ответ прост. Вы должны иметь оружие длиннее, чем у него. Если у вас его нет, то развернитесь и бегите. Некоторые люди настолько глупы, что вступают в бой с вооруженным противником, предполагая, что смогут победить, как герои из комикса, не осознавая опасности острого лезвия. Слепой человек не боится змеи. Это, по крайней мере, из моего опыта».
Из этих двух примеров мы можем увидеть разницу в уровне мастерства между этими двумя людьми. Можно сделать более точное представление об степени мастерства Курода, а также об уровне эффективности техник в его школе, применяемых даже против меча, причем отрабатываемых исключительно с помощью практики ката. Ката в его школе были созданы в стародавние времена, они передавались поколениями мастеров в неизменном виде и навыки, получаемые из практики этих ката, позволяют достигать высочайшего уровня мастерства.
Ничего подобного я не слышал о ката в современном каратэ. Я полагаю, что причина в том, что начиная с начала 20 столетия ката в каратэ стали модернизироваться по типу рентан и хёйен, поскольку они более просты, а стало быть доступны в обучении. До этого времени ката в каратэ передавались из поколения в поколение мастеров в неизменном виде. После того, как каратэ стало доступным для всех и вся в нем начались мутации, которые отразились на его содержании и эффективности.
Я считаю, что современным практикам необходимо обратиться к поиску утраченных ценностей каратэ для возможности реставрации ринто-ката - ката чрезвычайной глубины, которые содержат самые сложные, но и самые эффективные методы применения техник. Напомню, что именно из-за этой сложности, связанной с пониманием глубинных методов ринто-ката и стали развиваться рентан- и хёйен-ката, чтобы упростить и популяризировать каратэ.
- Samuke это нравится