Перейти к содержимому






Фотография

Формирование стиля Сётокан

Написано clover , 28 Июль 2017 · 1 162 Просмотров

(перевод clover)

 

Для формирования системы Сётокан, мастер Фунакоси основывался на двух стилях - Сёрин и Сёрей. Это считается почти исторической аксиомой, но это не совсем соответствует действительности.

 

Первое упоминание терминов «Сёрин» и «Сёрей» мы встречаем у мастера Анко Итосу в его рукописи «Десять наставлений» (1908 г.). Мастер Итосу писал: «В давние времена из Китая пришли два стиля - Сёрин и Сёрей».

 

Происхождение этих терминов точно не известно, но вероятнее всего термин «Сёрин» связан с монастырем Шао-лин. «Сё-рин» - это искаженное японское произношение Шао-лин. Шао-лин-куан был известен многие столетия, и без сомнений, его известность распространилась и на Окинаву, которая имела тесные связи с Китаем. Может быть Мастер Итосу вообще знал только о Шао-лин, и использовал искаженную японскую форму написания китайского названия (буквы «Л» в японском не существует, она заменяется «Р»).

 

Истоки происхождения термина «Сёрей» еще более запутаны. Некоторые историки считают, что этот термин заимствован от названия китайского храма, но это не подтверждается фактами. Насколько известно о китайском храме Сёрей нет никаких сведений. Я склонен придерживаться теории Кендзи Токицу о том, что «Сёрей» это другое искажение термина «Сёрин».

 

Мастер Анко Итосу не дал детального описания этих двух стилей каратэ, а лишь упоминал, что стиль Сёрин практиковался в городе Сюри (Сюри-тэ), а стиль Сёрей - в городе Наха (Наха-тэ). Сюри-тэ развился в современные окинавские Сёрин-рю стили, а Наха-тэ в Годзю-рю.

 

Примерно через 14 лет, после написания своей рукописи, мастер Итосу представил описание стилей Сёрин и Сёрей для книги мастера Гитина Фунакоси «Рюкю Кэмпо каратэ» (1922): «На Окинаве существует множество рюги (концепций школ), но все они основываются, в основном, на двух стилях - Сёрин-рю и Сёрей-рю. Сёрей-рю более специализирован для высокорослых и массивных людей, а Сёрин-рю - для низкорослых и легких. Каждый из этих стилей имеет свои сильные и слабые стороны. Главная проблема в Сёрей-рю - недостаточная подвижность, а в Сёрин-рю - недостаточная мощь. Каждый, кто изучает Каратэ, должен знать о достоинствах и недостатках каждого из этих двух стилей».

 

Некоторые специалисты каратэ сомневаются в правильности классификации ката по этим двум стилям мастером Фунакоси. Он их классифицировал так:

 

Сёрин:

 

Хейян 1-5,
Кусанку (Канку-Дай) и
Пассай.

 

Сёрей:

 

Текки 1-3 (Найханти),
Сейсан (Хангетсу),
Вансю (Эмпи),
Тинто (Ганкаку),
Дзитте и Дзион.

 

Его принцип классификации был таков - ката с преимущественно быстрыми жестами и широкой амплитудой, например, Кусанку, классифицировались, как стиль Сёрин. Ката с большим количеством медленных и силовых движений, например Сейсан и Дзитте, как стиль Сёрей.

 

Однако, согласно его принципа, можно заметить, что ката Пассай и Вансю должны быть переклассифицированы наоборот. Это говорит о том, что его классификация достаточно произвольна и, может быть, неточна.

 

Еще, один пример ошибочной классификации мастера Фунакоси - это ката Тинто. Этому ката характерна подвижность, поэтому в своей второй книге (1925) мастер Фунакоси исключил его из Сёрей и классифицировал, как Сёрин (возможно, в первой книге - это была опечатка).

 

Особо следует отметить, что классификация ката мастером Фунакоси не соответствовала классической трактовке, при которой стиль Сёрин-рю приравнивался Сюри-тэ, а Сёрей-рю - Наха-тэ. Мастер Фунакоси абсолютно не знал Наха-тэ, поэтому все 15 ката, которые он классифицировал, фактически связаны с Сюри-тэ.

 

Т.о., можно придти к выводу, что несмотря на частое упоминание того, что мастер Фунакоси объединил два стиля каратэ при создании его собственного метода - это не является действительностью. Если кто мог ему в помочь в изучении обоих стилей, так это мастер Кэнва Мабуни, который знал ката как стиля Наха-тэ, так и Сюри-тэ, что нашло свое отражение в созданном им стиле Сито-рю.

 

Согласно классификации мастера Фунакоси - ката Сантин и Сейентин соответствовали стилю Сёрей, а ката Тинто и Кусанку - Сёрин, что не соответствует трактовке сегодняшнего дня.

 

Скорее всего, характеристики этих двух стилей – Сёрей и Сёрин - были необходимы мастеру Фунакоси только для описания двух главных принципов каратэ - генерирования мощи и скорости или подвижности. Мастер Фунакоси утверждал, что нельзя полагаться только на один из этих стилей, их следует сочетать.

 

 

Мастер Фунакоси, стыл человеком безупречных манер, поэтому не имел особых недоброжелателей, но все же имелось одно исключение - мастер Тёки Мотобу. Основная причина, в основном, была в том, что мастер Фунакоси и мастер Мотобу имели разные представления о том, что такое каратэ и как его практиковать. Мастер Фунакоси был приверженцем духовного и интеллектуального пути, много читал, занимался исследованиями. Мастер Мутобу, несмотря на свое высокое окинавское происхождение, был известен своей грубой натурой и (возможно) был недостаточно образован. Мастер Фунакоси стремился преобразовать каратэ по принципу «До», а каратэ мастера Мотобу по существу оставалось «Дзюцу». Семейство Мотобу было высокопоставленным на Окинаве, но вкусы мастера Мотобу были больше похожи на плебейские. В юности его заедали амбиции прослыть самым сильным человеком на острове, он был завсегдаем квартала красных фонарей, где проводил время с проститутками, если был не занят в очередной драке.

 

Мастер Мотобу получил передачу каратэ от трех учителей: Анко Итосу, Косаку Мацумора и Сакума. Его любимое ката было Найханти-Сё, которое он изучил у мастера Итосу, что предполагает, что мастер Мотобу был неглубоко посвящен мастером Итосу в стиль Сюри-тэ. Такую же неглубокую передачу он получил и от мастеров Мацумора и Сакума. Существует мнение, что мастер Мотобу был неспособен долгое время оставаться у одного мастера, чтобы, как целеустремленный ученик, в течение многих лет, последовательно изучить несколько ката. Его интересовали только самые эффективные приемы в каратэ, чтобы они могли послужить его вящей славе, завоеванной в бесчисленных потасовках. Но нельзя сказать, что все это было напрасным, потому что во многих отношениях, его каратэ было более простым и эффективным, чем у его современников. Он исследовал множество методов боя и ежедневно практиковался, и в значительной степени, его стиль каратэ был самодельным.

 

Изображение

 

Одна из знаменитых историй о мастере Тёки Мотобу повествует о том, как он принял вызов и победил боксера. История этого боя больше связана с проблемой F.A.I. (?), но не впадая особо в подробности «кто и кого», мастер Мотобу показал эффективность его стиля в возрасте 50 лет. Характерной особенностью его стиля была быстрая техника рук, прямые удары ногами в колено и в пах, «вязание» рук противника, а также сбивание баланса противника (кудзуси) при контратаке. Он же известен, как один из основоположников практики кумитэ. В 1920-х, мастер Фунакоси еще только размышлял о введении практики кумитэ в каратэ, когда мастер Мотобу, в 1926, издал книгу «Рюкю Кемпо Каратэ-дзюцу, Кумитэ-хен», посвященную практике кумитэ. В отличие от мастера Фунакоси он не был сторонником традиционного обучения каратэ с помощью ката, что и стало основой для его критики каратэ мастера Фунакоси.

 

В книге «Нихон Будо Тайкей» (Японская энциклопедия Будо) есть рассказ мастера Хиронори Оцука о встрече этих двух мастеров в дёдзе Ясухиро Кониси в 1929. Мастер Мотобу явился в додзе в сопровождении молодого дзюдоиста (4 дан), с целью явно оскорбить мастера Фунакоси. Провоцируя мастера Фунакоси дзюдоист схватил его за ворот и рукав. «Ну», сказал мастер Мотобу Фунакоси, «Вы так гордитесь вашими ката, покажите мне, как они действуют в реальной ситуации, что вы сможете сделать?».

 

Эта история взята мной у Кендзи Токицу (его статья для французского журнала «Бусидо»).

 

Ситуация была несколько комичной – хлипкий и старый 60-летний учитель каратэ против большего, сильного, хоть и младшего дана дзюдоиста. Кроме того, мастер Фунакоси был поставлен в неудобное положение внезапностью бесцеремонной атаки дзюдоиста. Мастер Фунакоси пробовал расцепить захват за ворот с помощью сото-уке и за рукав - ути-уке, но это было бесполезно, он был приподнят и отброшен к стене.

 

Тогда мастер Мотобу предложил попробовать мастеру Оцука. Мастер Оцука в юности обучался дзю-дзюцу, поэтому сбросить дзюдоиста ему не представляло большой трудности.

 

Это - история, и, что в ней правда, я не знаю, но это не показывает мастера Мотобу в хорошем свете, но, возможно, мы не должны, также, жалеть мастера Фунакоси. Он сформировал методы одного из самых главных стилей каратэ, и его ученики теперь исчисляются десятками тысяч по всему миру. В качестве контраста - когда мастер Мотобу, в 1939, возвратился на Окинаву, его школа развалилась. Когда, через несколько лет, он умер, после него почти ничего не осталось. Но одна из идей мастера Мотобу была правильной, стиль мастера Фунакоси (в 1920 гг.), с его акцентом на ката, был устаревшим, хотя, вероятнее всего, это было характерно для большинства методов обучения каратэ того времени.

 

Но уже через десять лет, с приходом новой волны мастеров и пересмотром методов обучение этот недостаток был устранен. Несмотря на собственные, настоятельно аргументированные представления о каратэ, мастер Мотобу недооценил количества сторонников каратэ стиля мастера Фунакоси и его все возрастающего авторитета. Как и мастер Фунакоси, мастер Мотобу имел свой клуб каратэ при университете Васеда. Но его ученики сочли, что его методы обучения, базирующиеся на практике кумитэ и повторах ката Найханти, слишком ограниченны, и клуб просуществовал всего 2 или 3 года.

 

Современный Сётокан основывается на 3-х элементах обучения - сбалансированной практике из кихон, ката и кумитэ, но я думаю, что и в «устаревших» методах обучения мастера Фунакоси было нечто такое, что привело к увеличению популярности каратэ по всему миру. Несмотря на чрезвычайно консервативные методы, его каратэ представляло из себя искусство, а каратэ мастера Мотобу, хоть и включало множество ценных понятий, все-таки было ограничено несколькими своими методами и заимствованиями из других стилей. По моему мнению, стиль Тёки Мотобу был, по существу, только его личным, основанным на его уникальном опыте многих лет практики каратэ и сугубо деловом подходе к этому искусству.

 

Изображение

 

(...)

 

Вслед за демонстрацией в Кодокане, состоялись публичные демонстрации каратэ Фунакоси в додзе Хэккистукан (Ягю-рю), в додзе Нэихаидо (Taисодзюку), а также в окинавском доме в Токио бывших правителей Окинавы. Фунакоси посещал дом профессора университета Кейё г-на Синдзё Томари, который также стремился больше узнать о каратэ. Среди тех, кто его поддерживал, были: сенсей Кано, мастер кендо Хиромати Накаяма, вице-адмирал Якуро Ясиро и барон Симпей. Все это происходило в Токио».

 

Когда Хиронори Оцука, преподаватель дзю-дзюцу (Синто-Ёсин-рю), пришел в окинавское общежитие Meйсейдзюку, чтобы узнать побольше о каратэ, он увидел, что Фунакоси проживает в маленькой темной комнате, расположенной у входной двери в здание. Все это было сразу после того, как Фунакоси обосновался Япония и еще не имел учеников. За эту комнату, он с трудом мог уплачивать арендную плату в 10 иен. Чтобы заработать, он выполнял случайные работы в общежитии - сортировал и разносил почту по комнатам, иногда помогал на кухне или в саду. Но вскоре, с июля 1922, у Фунакоси появилась небольшая группа учеников из студентов, которые слышали о нем, как о мастере каратэ. Под додзе ему разрешили использовать лекционный зал общежития Meйсейдзюку, который был размером в 20 татами. Арендная плата составляла 15 иен, поэтому ему приходилось, по крайней мере какое-то время, продолжать выполнять случайные работы по дому.

 

Синкен Гима, который был из числа самых первых учеников мастера Фунакоси в Meйсейдзюку, вспоминал как все начиналось. Например, не было никаких белоснежных кимоно, ученики занимались в том, в чем были одеты. Ясухиро Кониси, который стал учеником в Meйсейдзюку, в 1923, писал, что Фунакоси преподавал ежедневно, с 15.00 до 17.00. «Классы были маленькие, 3-8 учеников. Обучение состояло только из повторов ката, что в то время являлось обычным методом».

 

Через несколько лет, Фунакоси начал преподавать в других местах, были открыты клубы каратэ при нескольких университетах. Это был важный этап, так как, именно университетские клубы стали решающим фактором в развитии каратэ в Японии. Молодой студенческий задор, стал новым импульсом в развитии каратэ и многие выдающиеся японские мастера каратэ вышли из этих клубов. Окинавское каратэ стало распространяться по Японии, имевшую свою собственную традицию боевых искусств, которая была намного глубже и обширней, чем окинавская.

 

Под влиянием японских идей Будо, диапазон искусства каратэ начал расширяться. Это влияние, вызвало модификации и изменения в основах каратэ, и к середине 1930-х некоторые из старых окинавских мастеров стали поговаривать, что каратэ, в его исконном виде, в Японии больше не существует. Однако, чтобы ввести каратэ в Будо, эти изменения были необходимы. И в этом деле, Фунакоси был более дальновиден, чем большинство его окинавских коллег, но все же, не могу не высказать свое мнение, что некоторые изменения были чрезмерно быстрыми и радикальными, и поэтому их плохо понимали. В конце своей жизни, он напишет в предисловии ко 2 изданию «Karate-do Kyohan» о своем разочаровании в том состоянии каратэ, которое оказалось после войны.

 

Мастер Фунакоси продолжил свое преподавание в течение 1930-х годов, несмотря на то, что к тому времени им уже было подготовлено несколько помощников, которые руководили университетскими и прочими клубами. Фактически, только ученики 1930-х годов имели непосредственное обучение у мастера Фунакоси; его обучение после войны было только номинальным.

 

Тосио Камата (Ватанабэ), изучавший каратэ у мастера Фунакоси в течение 30-х годов, рассказывал: «Когда я начал учиться у сенсея Фунакоси, ему уже было за 70. Поэтому, он не мог уже делать стремительных движений при демонстрации техники ученикам. Его движения были не особенно четки или быстры, но он был в состоянии выразить то, что требовалось. Именно поэтому мы могли ясно понимать, что мастер показывал».

 

К середине 1930-х годов, мастер Фунакоси стал постепенно отходить от личного преподавания и начал передавать свои обучающие обязанности своим помощникам, а в додзе Сётокан - своему сыну Ёситака. Иногда он приходил понаблюдать за занятиями, и, возможно, признавал, что его дело - японское каратэ, которое к этому времени уже заметно отличалось от его исконной окинавской формы, пора было передавать в более молодые руки.

 

Во время войны, система передачи и обучения каратэ была разрушена, так как многих учеников призвали в армию. Многих прекрасных и перспективных учеников убили, а затем вскоре после капитуляции Японии, умер и главный его помощник - Ёситака.

 

Изображение

 

Потребовалось несколько лет после войны, прежде, чем практика каратэ возобновилась. Мастеру Фунакоси, которому к этому времени было уже 80 лет, пришлось опять принять на себя обязанности по обучению. Однако, к этому моменту, он уже стал легендарной личностью для своих учеников, которые сплотились вокруг него, как руководителя в возрождении искусства... и он действительно делал все, что было в его силах, например, он опять стал лично преподавать по субботам в университете Васеда.

 

В послевоенные годы, различные направления стиля Сётокан попытались объединиться, но это не удалось. Каждое направление пошло по своему пути, но все они ссылались на мастера Фунакоси, как основателя. В своей книге о Будо, мастер Нанго пишет: «Мастер Фунакоси основал Сётокан, но странная вещь - никто в этом стиле не следует его методам, реально - никто... Уже к концу жизни мастера Фунакоси, его же ученики изменили его методы. Его каратэ настолько изменили, что его собственный след исчез. Все, что осталось - это название Сётокан и названия, которые он дал старым ката... Можно только представить степень трагедии, которую он пережил в конце его жизни, понимая, что почти все методы, которые он пробовал передать так долго, были утрачены».

 

Я привел эту цитату дословно, она этого стоит. Заключение мастера Нанго веско, так как опирается на его личное знание методов Фунакоси. То есть, можно с уверенностью сказать, что сегодняшний Сётокан - это не тот стиль, который показан в первом издании мастера Фунакоси «Karate-do Kyohan» (1935). Конечно, мир БИ не может стоять на месте, но используя свидетельства старых книг и фотографий поучительно рассмотреть, как все это происходило.

 

Самый первый додзе, специализированный для занятий каратэ, был построен в Токио, в 1939, рядом с домом мастера Фанакоси в Мейдзиро. На воротах додзе было написано «Сёто». Пройдя через ворота, можно было увидеть дорожку, ведущую к додзе, справа от которой располагался ряд макивар, а слева был дом мастера Фанакоси. Прежде, чем войти в додзе для занятий, семпаи требовали, чтобы ученики нанесли определенное количество ударов по макиварам. Около дома мастера Фанакоси располагался небольшой водоем, в котором ученики иногда остужали руки после работы на макивара. После выполнения заданий на макивара, ученикам разрешалось войти в дёдзе.

 

Площадь додзе равнялась приблизительно 99 кв. м (325 кв. футов). С левой стороны от входа в зал, у дальней стены, можно было увидеть место Старого учителя, отделявшееся от зала фусуми и немного приподнятое над уровнем пола, из которого он мог наблюдать за тренеровками. Рядом с местом Старого у чителя располагалось отделение для гостей, которые могли наблюдать практику каратэ. Справой стороны от входа, находилось место для переодевания и хранения одежды.

 

В Сётокан было два класса, один из которых занимался днем под руководством Старого учителя, а другой - вечерний, под руководством Ёситаки. Занятия в классах сильно различались. Класс Старого учителя занимался по традиционной окинавской методике, а класс Ёситаки занимался по инновационным методикам, разработанным Ёситакой на основе отцовского каратэ. Днем он работал техником-рентгенологом в Момбусо Тайику Идзи Сёдан Сицу. Ходили слухи, что Ёситака, пользуясь возможностями своей работы, посещал патолого-анатомическую лабораторию, чтобы на мертвых телах практиковать удары, с целью изучения эффективности своих методов.

 

Главный принцип обучения Старого учителя мог быть выражен одним словом - Сидзентай (естественность), что соответствовало фразе «Каратэ ни Камаэ наси» – в каратэ нет вычурных поз. Стиль Ёситаки мог быть выражен, как яркое проявление крепости духа, который примерно соответствует тому, что существует в современном Сётокан.

 

Изображение

 

Методики обучения Старого и Молодого мастера также весьма отличались. Старый мастер объяснял тихо и неторопливо, был очень внимателен и терпелив к ученикам. Ёситака, был энергичный преподаватель, который исповедовал метод обучения, как «Старайся, тогда получится, как у меня!», а умел он многое, за что его очень уважали ученики. Техника с молчащим разумом становится эффективной.

 

Но все же, главный принцип обучения каратэ в Сётокан был основан на ката. Первыми ката, которые изучали ученики были Хейян 1-5. На практике Хейянов, семпаи ставили ученикам основы правильных ударов и блоков, а также перемещений. Одним из наиважнейших достижений в практике Хейян являлось то, что уже к уровню Хейян-3, ученик уже должен был освоить навык в «Остановке ума». Именно с этого умения Не думать начинала слагаться и выкристализовываться истинная техника мастерства. Мастер не может – сначала подумать, а потом выполнить, мастер применяет не думая. Как говорил Ёситака: «Разум настоящего мастера никогда не допускает мыслей обсуждения про себя чего-либо». В додзё Сётокан преподавалось немного ката. Обучение было сосредоточено, в основном, вокруг Хейян, Текки, Дзютэ и Бассай.



  • yamidako, Samuke, Firestar и еще 1 это нравится



Июль 2022

П В С Ч П С В
    123
456 7 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск по блогу