Перейти к содержимому






Фотография

Будо и будзюцу

Написано clover , 29 Март 2017 · 2 510 Просмотров

Изображение

 

Будо и будзюцу
Wayne Muromoto

 

(перевод clover)

 

«Будо» в Японии определяется как «боевые искусства». Термин, означающий буквально «Путь воина», применяется ко всему, что связано с БИ, независимо от того, получили ли они свое развитие от классического воинского сословия или от какого-либо человека.

 

Термин, который используется более ограничено и структурировано это то, что японцы называют «гендай будо» или «современное будо». Гендай будо исходит из будо, которое получило свое окончательное оформление после реставрации Мейдзи (1868), т.е. от формы будо, которая установилась более одного или, самое большее, трех поколений назад. Это означает, что системы БИ, которые получили свое развитие до 1868 г., относятся к будзюцу (боевые методы или искусства).

 

Но понятие будзюцу не так конкретно, по крайней мере, в Японии. Некоторые учителя будзюцу предпочитают называть свои искусства «будо», ради удобства или по некоторым иным причинам. БИ будо предполагают наличие духовных аспектов и, следовательно, медитативных техник, поскольку «До», происходит от китайского понятия Дао - «Путь». Практика «Пути воина» означает важность духовного аспекта (бу) как одного из методов умственного и физического обучения БИ.

 

Другие термины, применяемые к будо и будзюцу, более конкретны - это гендай будо и корю будо/будзюцу. Как говорилось выше, гендай будо, означает «современные БИ», и используется обычно для широкой публики, для определения понятия, как в «настоящее» (гендай) время, а корю («старые традиции»), как школы БИ, созданные до 1868 г. Чтобы показать различия между этими двумя понятиями категорий искусств приведу пример:

 

Изображение

 

Гендай будо:

 

Каратэдо: Годзю-рю, Сито-рю, Кёкусинкай, Сётокан, Уэти-рю, Сёрин-рю, Вадо-рю и т.д.

 

Кендо иайдо: форма Сэйтэй иай.

 

Дзюдо: Кодокан.

 

Айкидо: хомбу/Aикикай, Ёсинкан, Томики-рю.

 

А также: Сёриндзи кэмпо, Дзюкендо, Дзёдо, Нагинатадо, Кюдо.

 

Изображение

 

Корю (будзюцу):

 

Кендзюцу, Иайдзюцу, Дзюдзюцу (торитэ, торидэ, тайдзюцу, хадэ, хакудэ, куми-ути и т.д.), Бодзюцу (длинный шест), Дзёдзюцу (короткий шест), Кюдзюцу (лук), Бадзюцу (верховая езда), Суиэидзюцу (плавание в доспехах и с конем), Ходзёдзюцу (захват и связывание врага), Сюрикендзюцу (метание холодного оружия), Хейхо (стратегия), Синоби-но-вадза (шпионаж), Тикуёдзюцу (фортификация), Киайдзюцу (крик), Когусоку (короткое холодное оружие), Кусаригамадзюцу (серп с цепью), Сёдзюцу (дротик), Нагинатадзюцу (алебарда), Тэссендзюцу (веер), Онмёдзюцу (китайские методы гаданий о результатах боя), Дзюттэдзюцу (жезл), Тэмбундзюцу (прогноз погоды), Ходзюцу (артиллерия) и т.д.

 

Рю корю и несколько направлений гендай будо относятся к типу школоподобных, т.к. здесь для удобства понятие «стиль» подразумевается как «школа».

 

Каратэдо, относящееся к гендай будо, имеет множество направлений, которые имеют существенные различия в ката и методах обучения. Например, Сётокан отличается, скажем, от стилей Годзю-рю и Уэти-рю, т.е., несмотря на то, что все они относятся к каратэдо, их техники существенно различаются.

 

Но некоторые формы гендай будо не имеют системы школ. Например, кендо, объединяющее людей на отечественном или международном уровне, у которых хобби – это спорт в виде фехтования на бамбуковых палках. В кендо нет ни стилей, ни школ. Есть только кендо. Во всех клубах кендо применяются общие правила для соревнований и ката. Примерно то же самое и в дзюдо. И даже недавно образованные школы дзю-дзюцу, в глубине души, просто подмножества некоторых частей дзюдо, которые подчеркивают возможно более боевые аспекты дзюдо в противовес спортивным. Айкидо начиналось как одна единственная форма БИ, но далее оно стало развиваться по различным направлениям из-за различий в стилистических линиях, из-за столкновений индивидуальностей и иных видов политики. Теперь искусство айкидо распалось на различные школы, относящиеся к Айкикай, Ки Но Кенкюкай, Ёсинкан или к Томики-рю.

 

Различия между школами корю более четкие, чем между школами гендай. Например, практик Сито-рю, знает, что почти такие же ката и в Сётокан, а некоторые школы дзюдзюцу ничем не отличаются друг от друга, даже несмотря на то, что имеют различные названия.

 

С 1868 г. количество школ корю значительно уменьшилось вследствие процессов вестернизации Японии и консолидации различных военных сил, что выразилось в явном пренебрежении к развитию этих школ. Все же некоторые школы корю существуют и сейчас. Когда-то они исчислялись в тысячах, но теперь не насчитывается и пары сотен.

 

Следующий список не полон, но позволяет увидеть возможности, которые все еще предлагают школы корю. Некоторые из школ, возможно, не подходят под эту категорию, но я их определил сюда исходя из имеющейся их трактовки, поэтому прошу немного снисходительности, поскольку не могу сказать, что знаю их лично.

 

Композитивные школы (Сого - в основе разнообразные будзюцу):

 

Tenshin Shoden Katori Shinto-ryu
Kashima Shin-ryu
Kashima Shinto-ryu (Bokuden-ryu)
Takeuchi-ryu (Honke, Bunke и Bitchu-den).

 

Дзюдзюцу:

 

Daito-ryu
Araki-ryu
Seigo-ryu
Tenshin Shinyo-ryu
Sosuishitsu-ryu
Takagi Hontai Yoshin-ryu
Kito-ryu.

 

Иайдзюцу:

 

Muso Jikiden Eishin-ryu
Muso Shinden-ryu
Hoki-ryu
Mugai-ryu
Sekiguchi-ryu
Hayashizaki Muso-ryu
Tamiya-ryu
Mugai-ryu
Hasegawa Eishin-ryu.

 

Кендзюцу:

 

Yagyu Shinkage-ryu
Ono-ha Itto-ryu
Sekiguchi-hatto-ryu
Hokushin Itto-ryu
Hyoho Niten Ichi-ryu
Jikishinkage-ryu
Maniwa Nen-ryu
Shizen-ryu
Kyo Hachi-ryu
Tamiya-ryu
Jigen-ryu
Kage No-ryu.

 

Бодзюцу, Дзёдзюцу:

 

Chikubushima-ryu
Shinto (или Shindo) Muso-ryu
Kukishin-ryu
Imaeda-ryu.

 

Сюрикендзюцу:

 

Shirai-ryu
Negishi-ryu.

 

Сёдзюцу:

 

Owari Kan-ryu
Hozoin-ryu.

 

Кюдзюцу:

 

Ogasawara-ryu (включает школу этикета и искусство верховой езды)
Takeda-ryu
Heki-ryu.

 

Нагинатадзюцу:

 

Tendo-ryu
Jikishinkage-ryu.

 

Кусаригамадзюцу:

 

Jikiyuishin-ryu.

 

Классические школы японских боевых искусств
Список Рю-ха

 

BUDO
К. Токитсу

 

В принципе, результаты спортивных соревнований по турнирной системе всегда субъективны, что связано с ограничениями, установленными системой правил, высоким элементом случайности и зависимостью от уровня судейства, что становится причиной того, что один может случайно выиграть сейчас, а другой в другой раз. Хотя, вероятно, именно это и является привлекательной стороной спорта.

 

Хотя, спортивное каратэ и произошло от японского традиционного воинского искусства (Будо), по форме оно отличается. В первом случае – это подготовка к спортивным соревнованиям, а во втором – становление характера человека через практику воинских искусств, что является одним из принципов Будо (сэйсин танрэн).

 

Цель любого БИ - это эффективное ведение боя. Каратэ также боевое искусство, т.о., когда под рукой нет оружия именно эффективность тела становится важной в момент возникновения опасности. Печально видеть, что иногда каратэ изучается только для его использования в качестве инструмента потенциальной агрессии или нацелено только на состязания. При этом можно добавить, что спортивные каратэки достигнув возраста 30 лет, и войдя в регрессивную физиологическую фазу, к сожалению, часто отказываются от продолжения занятий. Совсем по-другому происходит в практике каратэ согласно Будо. Там период достижения эффективности дольше, т.к. изучение техники каратэ дополнено энергетическими аспектами, которые зачастую сопровождаются различными исследованиями. Эта практика проходит через переосмысление самого себя на основе самоанализа, который происходит параллельно по мере взросления человека. Если спорт нацелен на быстрейшее достижение результатов согласно какой-либо установленной системы спортивных правил, то Будо – на исследование методик эффективности с перспективой своего развития на протяжении всего остатка жизни. Поэтому каратэ согласно Будо позволяет постепенное гармоничное развитие.

 

Развитие методов боя согласно японской культуры БИ зачастую сталкивается с субъективными, произвольными решениями, игнорирующими объективно существующие условия и закономерности развития. Во многих странах установление целью достижение изображения интенсивности и игнорирование объективно существующих условий привело к исчезновению направленности на энергетические исследования, которые являются существенной частью каратэ.

 

В нашу эпоху, пытаться достичь эффективности в каратэ - следуя принципам прошлых эпох - невозможно, т.к. реальность уже другая - БИ уже не является основным занятием в жизни людей, которые его практикуют, но поиски эффективности актуальны всегда.

 

Обучение в японских БИ основывается на изучении жестикуляционных методов с учетом психологических факторов. В отличие от спортивных направлений каратэ и других систем физических упражнений, восточным БИ свойственна практика поиска гармонии тела и разума, что является большой проблемой при попытке описания этого метода простым понятным образом, поэтому этому зачастую придается религиозный или даже мистический оттенок, от которого, по моему мнению, необходимо избавляться.

 

В исторических записях о великих мастерах японского меча с XVII по XIX века выявляется применение взаимодополняемости жестикуляционной техники и энергетической. Это сочетание техник называется kimе. В изучении структуры боя разучивание определенных форм жестов является только первым этапом.

 

Изучение действий не по спортивным правилам связано с более сложными методами. Во-первых, это не только способность держать под контролем расстояние между собой и спонтанными перемещениями противников, но даже предполагать изменение их движений в любой момент времени. Во-вторых, это – не только момент своевременного реагирования на удары противников, т.е. контроль их ритма действий, но и одновременный контроль ритма происходящего в тот же момент в окружающей обстановке и возможных, в связи с этим, действий (hyoshi). В-третих, и это самое главное и сложное в японских БИ - это прогноз намерений противника (yomi). Изучение этих методик вместе с жестикуляционной техникой и практикой боя осуществляется постепенно. История японского меча показывает, что только к преклонному возрасту мастера меча могли в совершенстве применять все эти методы вместе, что позволяло им побеждать, будучи в возрасте 60-70 лет или даже старше. Например, Miyamoto Musashi (1584-1645) в конце жизни побеждал своих смертельных противников не нанося им ударов.

 

С тех пор многое изменилось, но такое мастерство до сих пор является одной из целей исследований в кендо. В кендо соперники в защитных доспехах сражаются бамбуковыми мечами (синай), которым стараются нанести решающий удар.

 

Понятие kizeme или энергия боя предполагает тонкий настрой на понимание между противниками и мастерство прогноза намерений (yomi). И сегодня, некоторые мастера кендо в возрасте 80 лет побеждают в бою своих более молодых коллег.

 

Путь к мастерству в кендо намного длиннее и эффективней, чем в спортивном каратэ и, я считаю, что практики каратэ должны вдохновляться этим примером, устанавливая цели и этапы роста, которые приспосабливаются к возможностям, открывающимся при достижении определенных возрастов в жизни. Речь идет о том, чтобы разрешить противоречия между исследованием достижений и сохранением на протяжении жизненного пути физического равновесия и технической эффективности.

 

Некоторые методы спортивного обучения могут провоцировать возникновение различных проблем со здоровьем суставов и поясничной областью после 30 лет, в то время как развитие возможностей человеческого тела может быть продолжено, засчет замены простой мышечной силы на технику, основанную на лучшей концентрации и мобилизации энергии. Методы практикуемые в БИ должны быть направлена на сохранение хорошего физического состояния и технической эффективности в различном возрасте. Поэтому я считаю, что каратэ необходимо обогащать различными методиками дыхания, выявления и развития энергии, а также достижения собственной гармонии между самим собой и миром.

 

До

 

Путь воинов всех японских БИ это Путь осознавания цели в жизни человека на основе своего жизненного опыта через этику, религию и философию. По существу – это особая форма познавания своего «Я» через окружающий мир: Кто - я? Что является мной?

 

В Японии «До» означает «Дорога», «Путь». Что значит следовать этим Путем? Что будет в конце этого Пути? Такие искусства Будо как кендо, дзюдо, айкидо и кюдо в своем названии имеют идеограмму «Бу», которая также имеет понятие «Умиротворение», потому что одна из целей Будо – это не только битва, но и приобретение своего мастерства через гармонию своего Духа с Миром («Растворение» или «Слияние» с Миром).

 

До (Путь) – это методы, через практику которых мы можем осознать свою сущность и развить свои скрытые возможности. Это – Путь, который показал людям будда «Бутсудо» (butsudo), чтобы они могли жить в согласии с природой, пробуждаться от нечувствительности своего эго, достигать уровня более высокой и разносторонней личности, чтобы жить в гармонии с миром.

 

В Азии До является высшей этикой и сущностью всех религий и философий. Например, «Инь» и «Ян» (I Ching) «Существование – это Пустота» Лао-Цзы.

 

Не конфликтуйте. Будьте в гармонии с небом и землей. Откажитесь от ублажения своего тела и от незыблемости мнений своего ума (догмы, ограниченность видения) и вы достигните состояния духа, которое покажет вам истинную картину мира. Догмы «захламляют» разум массой совершенно ненужных вам мыслей. Эти мысли, в свою очередь, порождают ненужные ни вам, ни окружающим эмоции. Эмоции «пожирают» энергию, и как результат - слабое состояние духа.

 

Все в мире двойственно – без понятия «белый», нет понятия «черный», без понятия «женщина» нет понятия «мужчина». Если в одном месте энергия убывает, значит в другом месте она прибывает. Дух и Тело, Внутри и Снаружи, Вещество и Явления: эти пары ни едины, но и ни противоположны, т.к. они формируют одно неразделимое целое понятие. Все взаимосвязано, любое изменение в одном из компонентов этих «пар» тут же влияет на другой.

 

Удовлетворение или неудовлетворенность одного человека отражается на каждом другом человеке - все наши движения и действия являются взаимозависимыми. «Ваше счастье - это и мое счастье и, если вы плачете, то я тоже плачу с вами». Все во вселенной связано, все - постижение. Вы не можете отделить часть от целого: взаимозависимость управляется законами вселенной. Нельзя ничто делать безответственно – все это имеет последствия.

 

В одной из древних китайских книг «Shin Jin Mei» написано: «Самый длинный путь не труден, когда просто нет иного выбора». Вы должны следовать Пути без фанатизма, но и без отвращения к нему. Медитация – полная остановка потока мыслей, которая приводит к тонкому, умиротворенному настрою духа, позволяющему осознавать мир с кристальной чистотой. Такое состояние может быть достигаться через практику Дзадзен и Бусидо.

 

Хартия Будо (Будо кенсё)
Благородство Будо
Что такое До (Путь)?



  • Hapkido Lab. и Samuke это нравится



Май 2024

П В С Ч П С В
  12345
6789 10 1112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Поиск по блогу