Перейти к содержимому






Фотография

СётоканIСётокай

Написано clover , 11 Сентябрь 2017 · 995 Просмотров

СётоканIСётокай
L.S. Gray
Hanshi, 8th Dan

 

(перевод clover)

 

Истоки японского каратэ

 

Происхождение японского каратэ связано с Окинава-тэ - Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ - стилях, основанных на слиянии социально-культурных ценностей и методов ведения боевых действий, разработанных на Окинаве под влиянием китайской культуры и методов ведения боя, принятых в Китае. Окинава-тэ не было предназначено для массового обучения, как это стало с каратэ в последствии. В более поздние времена Тэ использовалось, в основном, в системе школьного образования, а методика его обучения ограничивалась исключительно практикой ката.

 

Сётокан (松濤館), или как его еще называют «Сётокан-рю» — это стиль каратэ, разработанный на основе различных БИ мастером Гитин Фунакоси (1868-1957) и его сыном, Гиго (Ёситака) Фунакоси (1906-1945).

 

Мастер Фунакоси родился на Окинаве, он добился общественного признания из-за популяризации каратэ-до посредством различных публичных выступлений, а также содействуя открытию сети клубов студенческого каратэ при таких университетах, как Кеио, Васэда, Хитоцубаси (Сёдаи), Такусёку, Тюуо, Гакусуин и Хосеи.

 

Однако, «Сётокан» не является стилем каратэ; на самом деле это имя первого додзё каратэ, построенного мастером Фунакоси, который впоследствии сгорел в 1945 г. - в результате бомбардировки Токио союзниками во время Второй мировой войны.

 

Сётокай (松濤會) — организация, учрежденная в 1930 г. мастером Фунакоси в целях преподавания и распространения искусства каратэ. Ассоциация пропагандирует стиль каратэ, который придерживается учений мастера Фунакоси, в частности, понятия о том, что соревнования противоречат сути каратэ.

 

Сётокай, Сётокан и JKA

 

В начале 20 в. мастер Гитин Фунакоси посещал «материковую» Японию, где выступал с демонстрациями каратэ. Первая из них состоялась в 1916 г. в Бутоку-ден в Киото. В 1924 г. он создал первый клуб каратэ в университете Кеио, после последовали клубы в университетах Васэда, Хитоцубаси (Сёдаи), Такусёку, Тюо, Гакусуин и Хосеи.

 

В 1938 г., в возрасте 70 лет, Фунакоси стал руководителем первого специализированного додзе каратэ, которое открылось в Токио. Некоторые люди используют словосочетание «Сётокан-рю («рю» - «школа»), хотя, мастер Фунакоси никогда не давал своему стилю имени, он просто назвал его – «каратэ». Однако, в честь своего учителя, его ученики дали название додзе «Сёто-кан», которое они разместили над входом в зал, где преподавал мастер Фунакоси. Имя «Сётокан» состоит из «Сёто», писательского псевдонима мастера Фунакоси, которое буквально переводится, как «звук, производимый ветром, когда он проходит через сосновые иглы» и «Кан», что означает «дом» или «место встречи».

 

Мастер Фунакоси также основал «Ассоциацию Сёто-Кай», где «Кай» означает «группу», «собрание» или метод». Изначальное (1930) полное имя организации было — «Дай Нихон каратэ-до Кенкюкай», но с 1936 она стала известна в Японии, как «Дай Нихон каратэ-до Сётокай». Не смотря на то, что Сётокай не является официальным стилем каратэ, мастера, прошедшие подготовку в зале «Сётокан», были членами этой ассоциации.

 

В 1949 г., ученик и друг мастера Фунакоси, Исао Обата, основал «Японскую ассоциацию каратэ» (Кёкай - JKA), назначив мастера Фунакоси на пост почетного главного инструктора, хотя, Фунакоси оставался руководителем додзе Сётокан, а также председателем Ассоциации Сётокай.

 

Раскол

 

В отличие от других мастеров, разногласия между различными группами учеников Фунакоси начались еще при его жизни. Различия включали в себя не только технические аспекты, но и то, как должно было развиваться каратэ. В 1950 г. JKA начал разрабатывать правила для соревнований, а с 1951 г. начал практику дзиу-кумитэ (свободных спаррингов). Мастер Фунакоши, который выступал за практику ката и парную работу (якусоку-кумитэ, кихон-кумитэ) выступал против этого нового подхода. Cвободные спарринги JKA предназначались для дальнейшей популяризации каратэ за границей Японии и для создания конкурентоспособного (спортивного) элемента в каратэ.

 

Во время похорон мастера Фунакоси, который скончался 26 апреля 1957 г., его ученики разделились на две основные фракции: Нихон каратэ Кёкай (Японская ассоциация каратэ, JKA — во главе с Масатоси Накаяма) и Дай Нихон каратэ-до Сётокай (во главе с Сигэру Эгами). Хотя существовали и другие факторы, которые способствовали, по-видимому, расколу, например, одной из основных причин этого разделения было то, что мастера Сётокай, в соответствии с философией мастера Фунакоси, придерживались мнения, что спорт противоречит сути каратэ.

 

В 1957 г., после смерти мастера Фунакоси, был проведен первый японский чемпионат по каратэ. Учитель Фунакоши, который выступал против соревнований, также отвергал дробление каратэ на школы. Он говорил: «Каратэ не должно дробится на разные школы. Я знаю, что есть инструкторы, которые претендуют на право называть себя основателями «школ». Я сам слышал, как люди говорят о нашем каратэ, как о школе Сётокан, но я решительно выступаю против такого рода дифференциации».

 

Различие

 

Сётокай продолжает воздерживаться от спорта, потому что его основатель, учитель Фунакоси, также был конфуцианским учёным, который учил, что в каратэ нет места для философии атаки.

 

«Сётокан» (хомбу-додзе Сётокай) унаследовал стиль каратэ мастера Фунакоси, который теперь представляет собою более пластичные и текучие телодвижения, с использованием низких перемещений, а также работу на дистанции с контратакующими входами (ирими и каваси – заходы за спину). Преувеличенная позиционная дистанция предназначена для аккумулирования максимальной энергии.

 

Каратэ Сётокай также сильно отличается от других направлений Сётокан (JKA, SKI, ITKF, SКА) в том, что уделяет больше внимание духовной практике (Симбу), чем спортивной состязательности. 15 традиционных ката, преподанных мастером Фунакоси, практикуются так же, как и в других направлениях Сётокан, хотя Сётокай делает упор на мягкие и текучие телодвижения, а не на резкие и жесткие, как в других стилях. Это не означает, что стиль является мягким, он основывается на методе «непротивления» (кудзуси\айки) в целях эффективного применения техник. Мастер Эгами обнаружил, что телодвижения в раскрепощенном состоянии тела и пустотного ума, превосходят подход, который основывается на напряженности для формирования силы.

 

Не смотря на то, что Сётокай отвергает соревнования по каратэ (спортивную сторону каратэ), практика кумитэ в нем, безусловно, присутствует, хотя, она не является основой для изучения базы каратэ. Кумитэ в Сётокай зачастую проводится в полную силу и в полный контакт; действия контролируются («черный\коричневый» не должен бить «белого»), с тем чтобы уменьшить вероятность причинения вреда.

 

Однако, суть Сётокай состоит в стратегии «Сен-но-Сен» – «Ирими» – способности предсказывать намерения противника. Опытный мастер должен уметь прогнозировать, предвидеть и, в случае необходимости, реагировать на угрозу зачастую до того, как будет достигнуто какое-либо заметное движение. Такая стратегия полностью соответствует философии каратэ мастера Фунакоси: «в каратэ не инициируют атаку первым».



  • Samuke, Firestar и alextamir это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
22232425 26 2728
2930     

Поиск по блогу