Получилось много, и я хотел подсократить перед публикацией, но решил, что стоит выложить именно сегодня.
Синто мусо-рю: современное положение
Чтобы говорить о современном состоянии Синто мусо-рю, надо начать с истории, охватить технические аспекты, разобраться с организациями, продвигающими дзёдо, и рассмотреть их системы аттестации и сертификации. Я постараюсь сделать этот обзор максимально кратким, но всё равно он вынужденно будет довольно пространным.
Синто (или Синдо) мусо-рю (далее – СМР) берёт своё начало в 17-м веке и обязана своим появлением одному человеку – Мусо Гонносукэ Кацуёси. Он обучался Катори синто-рю (далее – КСР) и как минимум ещё одной школе, насчёт которой мнения расходятся. Следует, однако, иметь в виду, что в генеалогии СМР предшественники Мусо Гонносукэ в КСР не совпадают с генеалогией «ортодоксальной» КСР до первого поколения (Иидзаса Тёисай Иэнао), так что не факт, что его техника в это время была похожа на современную ему технику КСР. Тем не менее, он имел полное посвящение в своей школе и был достаточно сильным мечником, чтобы позволить себе носить жилетку с надписью «Первый под солнцем». В таком виде, не побежденный в множестве поединков, он бросил вызов Миямото Мусаси.
Мусаси вызов принял, хоть и сопроводил его словами, что если Мусо Гонносукэ встречался на дуэли с его (Мусаси) отцом, то ничего нового он не увидит. После чего Мусаси легко выиграл поединок, который, к счастью для нас, не был насмерть. Мусо Гонносукэ, впервые потерпевший поражение, удалился на остров Кюсю, где на горе Хоман в провинции Тикудзэн (современная префектура Фукуока) предался тренировкам и медитациям. Спустя какое-то время ему было божественное видение, после чего он укоротил свое оружие и, используя относительно короткий (около 130 см) посох, вернулся к Миямото Мусаси и победил его во второй дуэли. Конечно, за пределами традиции СМР свидетельств этого второго поединка нет, но внутри неё мы все верим, что именно так всё и было.
Позднее Мусо Гонносукэ вернулся на остров Кюсю и поступил на службу к семье Курода, которая управляла провинцией Тикудзэн. Его наследники в СМР продолжили обучение молодых самураев на службе в этой провинции, и СМР стала официальной школой с запретом на преподавание за пределами провинции. В это время преподавание велось в нескольких залах, и в каждом был свой инструктор. Иногда говорят о двух ветках, но неясно насколько они были обособлены друг от друга на самом деле. Я сам подозреваю, что кто-то из этих инструкторов официально числился старшим и, когда говорят о поколениях «патриархов», их число сходится, только если считать представителей обеих ветвей.
В это время постепенно складывается программа преподавания СМР. Считается, что исходная техника, открытая Мусо Гонносукэ на горе Хоман, сейчас образует секретный раздел Хидэн (другое название – Гомусо-но дзё), а остальные разделы возникли в разное время для целей обучения. В порядке от начала это Омотэ, Тюдан, Ранъай (часто рассматривается как дополнительная часть Тюдан; довольно позднее добавление), Кагэ («обратная сторона» Омотэ), Самидарэ и Оку/Окудэн (другое название – Сиайгути). В 20-м веке был ещё добавлен раздел Гохон-но мидарэ между Самидарэ и Оку, но не все ветви его активно практикуют.
Помимо чисто техники дзё СМР со временем вобрала в себя школы другого оружия, которые тоже практиковались на территории, подвластной семье Курода. В свитках СМР техника кэндзюцу (меч против меча) числится как часть Оку, но сейчас её чаще практикуют отдельно как кэндзюцу Синто-рю. Иккаку-рю дзюттэ (в отдельных ветках очень похожая техника используется с другим оружием и называется Тюва-рю танкэндзюцу) была включена довольно рано, а Иссин-рю кусаригама гораздо позже. Иттацу-рю ходзёдзюцу (искусство связывания) все упоминают в составе этих дополнительных школ, но на самом деле её практикуют очень немногие ветви СМР. Последней по времени стала созданная в начале 20-го века Утида-рю сутэккидзюцу (сейчас её обычно называют тандзёдзюцу), адаптировавшая технику СМР к модной в то время европейской одежде с обязательным аксессуаром – тростью. Её создатель Утида Рёгоро стал первой ласточкой распространения СМР за пределы Фукуоки.
К 20-му веку с упадком боевых искусств вообще после революции Мэйдзи история СМР достигла бутылочного горлышка, которое она ухитрилась пройти удивительно легко. Из известных мастеров, имеющих полное посвящение, в это время оставался только один – Сираиси Хандзиро. Среди его учеников до нашего времени дошли имена троих: Такаяма Кироку, Симидзу Такадзи и Отофудзи Итидзо. Такаяма умер в достаточно молодом возрасте в 1938 году, а двое других по сути распространили дзёдо СМР по всей Японии и за её границами.
Во время одного из выступлений в Киото технику СМР заметил создатель дзюдо Кано Дзигоро, который пригласил Сираиси в своё додзё Кодокан в Токио. Хотя тот и не приехал сам ввиду преклонного возраста, несколько лет спустя он прислал вместо себя Симидзу Такадзи, который и начал активно преподавать технику дзё полицейским, военным, бой-скаутам и т. д. Ещё некоторое время спустя Симидзу и его ученики начали преподавать в Манчжурии, что привело к огромному росту занимающихся. Иногда говорят, что общее число учеников Симидзу перевалило за миллион.
Одной из проблем массового преподавания стало то, что традиционные методы обучения один-на-один не годились для этого. В результате Симидзу выделил отдельные элементы техники в качестве базовых упражнений (кихон); до него это уже пытался сделать Накаяма Хакудо (ученик Утида Рёгоро, больше известный как мастер кэндо и иайдо), но как-то не преуспел в этом. Кроме того некоторые ката ещё в Фукуоке были изменены для более лёгкого распространения, эти изменения продолжились и дальше, чтобы технику дзё было проще преподавать людям, активно и много занимавшимся кэндо.
В это время в Фукуоке после смерти Такаяма Кироку главой додзё стал младший современник Симидзу Отофудзи Итидзо. Хотя число его учеников было, видимо, меньше, он прожил долгую жизнь (почти до 100 лет) и оставил после себя сильную школу. В отличие от Симидзу он не привнёс никаких нововведений, а наоборот, отменил внесённые ранее модификации, вернув более старые варианты исполнения техники.
После Второй мировой войны дзёдо, как я понимаю, избежало запрета на практику боевых искусств, и его продолжали изучать полицейские. Когда запрет был снят и была сформирована Всеяпонская федерация кэндо (далее – ВЯФК), Симидзу получил приглашение разработать технику дзёдо. Он взял 12 своих базовых упражнений и выбрал 12 ката из первых разделов (Омотэ, Тюдан и Ранъай), а также из специально созданных полицейских ката и создал дзёдо ВЯФК, которое многие по привычке называют «сэйтэй дзёдо» (это неправильно). Распространяемая через Международную федерацию кэндо, эта техника однозначно является самой широко распространенной в мире.
В это же время на сцене появился Донн Дрэгер – человек, открывший традиционные боевые искусства Японии для всего мира. Помимо КСР, о которой он писал больше всего, он активно изучал и СМР у Симидзу Такадзи. С его помощью учеником СМР стал швейцарец Паскаль Кригер, который в результате основал Европейскую федерацию дзёдо (далее – ЕФД). Вместе с другими учениками и коллегами Дрэгера по всему миру он участвует и в работе Международной федерации дзёдо. Она не имеет никаких связей с ВЯФК, однако изучает и дополнительные ката, которые входят в набор дзёдо ВЯФК.
Перед тем, как поговорить о других ветвях, надо рассказать о системе аттестации и лицензирования в СМР. В своем исходном виде эта школа была типичным представителем системы полной передачи. Это означает, что в её главе никогда не стоял один-единственный «патриарх», владевший всеми секретами школы, которые он передавал только своему непосредственному наследнику, и обладавший эксклюзивным правом вручать дипломы разного уровня посвящения. Вместо этого любой мастер, имевший полное посвящение, имел право преподавать и вручать дипломы любого уровня вплоть до полного посвящения. (Детали могли различаться между школами, но именно такая система была более типичной в школах боевых искусств. Разумеется, мастер мог ограничиться только одним наследником с полным посвящением, что стирало границу между двумя системами.) В случае СМР высший уровень посвящения назывался довольно типичным термином «мэнкё кайдэн».
Предшествующие степени, что уже не так типично, начинались на довольно высоком уровне. Первый диплом Окуирисё («свидетельство о допуске к Оку») вручался при начале изучения раздела Оку, что в наше время требует, наверно, лет 8-10 регулярных занятий. После окончания изучения Оку можно получить Сёмокуроку («начальный каталог») – документ в виде свитка, который является первым преподавательским дипломом и за которым идёт Гомокуроку («последующий каталог»). Наконец, с началом изучения секретного раздела Хидэн вручается Мэнкё, а через 5 лет (после окончания изучения всех ката по одной в год) – Мэнкё кайдэн.
Однако большинство организаций ввели свои дополнительные системы аттестации, обычно опирающиеся на систему кю и данов. ВЯФК для все трёх своих дисциплин использует уровни с 1-го кю (национальные федерации могут вводить и более низкие степени; в Российской федерации кендо (далее – РФК) аттестации начинаются с 4-го кю) до 8-го дана, плюс преподавательские степени рэнси, кёси и ханси. В ЕФД сдают с 5-го кю и где-то до 4-го или 5-го дана, после чего как раз подходит время получать Окуирисё. В других организациях есть свои системы, потому что в наше время обучаться 8-10 лет без получения каких-либо степеней мало кто захочет.
В связи с тем, что среди обладателей мэнкё кайдэн нет никого более старшего по отношению к другим, СМР не представляет собой единую школу с единым центром, а разделена на множество относительно независимых ветвей. ВЯФК выполняет объединяющую функцию для довольно значительного их количества: в ней состоят или состояли Намитомэ Сигэнори (один из старейших ныне живущих мастеров, который был первым японцем, с кем я познакомился в дзёдо), Мацуи Кэндзи (автор нескольких книг по СМР и дзёдо ВЯФК), покойные Каминода Цунэмори (на видео с Донном Дрэгером почти везде выступает именно он), Хирои Цунэцугу, Ёнэно Котаро (они демонстрируют технику дзюттэ и кусаригамы на видео от Нихон Будокан) и Нисиока Цунэо (технический советник ЕФД до своей смерти). В дзёдо ВЯФК они все преподают стандартную, общую технику, но в корю их преподавание может заметно различаться. Если же мастер не входит в ВЯФК, он в принципе не имеет никаких обязательств по стандартизации с другими. Один такой известный мастер – Сиокава Хосё, направление которого (Хосёкай) представлено и в России. Кстати, в Хосёкай также существует система аттестации с кю и данами (
http://hoshokai.ru/h...uso-ryu-dzyodo/).
Собственно, я назвал все три направления, которые так или иначе практикуются в России.
Алексей Горбылёв, как я понимаю, является официальным представителем Хосёкай, хотя его ранг на сайте не указан.
Президентом российского представительства ЕФД, если посмотреть на его сайт (
http://jodo-smr.ru/?cat=3), является Валерий Скрылёв. Он, действительно, занимается гораздо дольше, чем другие (я с ним пересекался во время своего первого знакомства с ЕФД в 2005-м), но формулировка на сайте странная, я не думаю, что «4 Дан Дзёдзюцу» имеет отношение к ЕФД. У Дмитрия Потехина (технического директора) и Андрея Марьенкова (административного директора) у обоих указан 1-й дан.
ВЯФК не предполагает индивидуального представительства, так что все инструктора дзёдо внутри РФК «лицензированы» тем, что состоят в РФК (
http://kendo-russia.ru/) и имеют степень, достаточную для преподавания. Самый высокий уровень в России – рэнси 6-й дан (в Новосибирске), также есть два 5-х дана (в Нижнем Новгороде и Москве) и несколько 4-х данов. Все старшие даны, кто достаточно активно взаимодействует с японцами и/или европейцами, также изучают и СМР. Как минимум у нас есть люди, занимающиеся у двух токийских мастеров и двух фукуокских (один из них при этом с Хоккайдо). От одного из них я слышал, что у него есть Сёмокуроку, но такие вещи не имеют единого центра учёта, поэтому ничего точнее сказать не могу.
Последнее добавление, почему именно сегодня: сообщили, что сегодня в Фукуоке на 87-м году жизни скончался Намитомэ Сигэнори-сэнсэй (мэнкё кайдэн СМР, ханси 8-й дан дзёдо, кёси 8-й дан иайдо, кажется, кёси 7-й дан кэндо). На видео СМР от Нихон Будокан он демонстрировал технику вместе с Отофудзи-сэнсэем. В свое время он был председателем комитета дзёдо в ВЯФК, несколько раз приезжал на Чемпионаты Европы по дзёдо и вообще активно распространял дзёдо ВЯФК и СМР за пределами Японии. Я с ним познакомился на своем первом выездном семинаре по дзёдо в 2002-м году. На недавних фотографиях было видно, как сильно он постарел, но даже на последних видео с ним, которые я видел, он демонстрировал технику.
На фотографии японская и российская (да, такая маленькая) делегации на ЧЕ по дзёдо (Болонья, 2005 год). Тогда мой первый ученик сдал на 1 дан по иайдо и дзёдо, а я получил приз за боевой дух среди 2-х данов. Намитомэ-сэнсэй сидит по центру в кэйкоги (по центру в костюмэ Уэно-сэнсэй, глава делегации на ЧЕ по иайдо).