В рамках подготовки материалов для грядущего сайта нашел интересные воспоминания Марка Бишопа о тренировках у Матаёси Синпо. Это фрагмент его книги "Дзэн-одиссея: Путешествие за боевыми искусствами и окинавским каратэ", но он выложил его комментарием в фейсбуке, так что с чистой совестью публикую перевод.
[В начале 1970-х] Синпо Матаёси преподавал в принадлежащей, по-видимому, известному специалисту по Годзю-рю Ко Уэхаре тускло освещенной коробке додзё на задворках Наха, неподалеку от Согэндзи. Несомненно, основным его оружием был рокусяку-бо, четырем интереснейшим ката, с которым он обучал: Сюси-но-кон, Сиси (или Суэёси)-но-кон, Тикин (Цукэн)-но-кон и Тёун-но-кон (кон, также, кун – окинавское название бо). Поначалу я тренировался, используя один из шестов, что стояли вертикально в стойках внутри додзё Матаёси Кобудо, но вскоре стало очевидно, что для домашних занятий мне необходим свой рокусяку-бо. Я обратился за советом к Матаёси Синпо и ответ последовал незамедлительно – поскольку его действия предшествовали его словам, он, не сказав ничего, взял шест со стойки за один конец, положив второй на пол.
Только тогда он заговорил, проводя указательным пальцем вдоль рокусяку-бо: «Сначала смотри на волокна, они должны идти непрерывно с одного конца к другому. Если волокна уходят вбок, это дефект, в этом месте шест легко сломать. Смотри! [я смотрел, куда он показывал] То же самое касается и любого деревянного оружия». Затем он повернул голову так, чтобы смотреть по длине оружия и, прищурившись и осторожно вращая рокусяку-бо пальцами, показал, как проверять шест на деформацию. Наконец, пришел черед проверки на прочность – он положил свободную руку на центр шеста и, приложив весь свой вес, заставил довольно сомнительно прогнуться почти до предела.
Покупать свой собственный рокусяку-бо я пошел в оружейный магазин «Сюрэйдо», где был уже постоянным клиентом. Вооруженный новыми знаниями, я с авторитетным видом довольно демонстративно стал перебирать все шесты по очереди, но был разочарован общим их качеством. Поэтому я решил, что мне больше подойдет шест, который я видел в другом магазине под названием «Окинава Сэйбудо», находящимся на полпути от Наха в Сюри. Я купил увесистый рокусяку-бо с сужающимися концами, сделанный вручную на производстве в центральной Японии. Он был сделан из прямого ствола японского белого дуба и по фактуре напоминал ценный английский дуб…
Я принес свой новый шест в додзё кобудо, где Матаёси бегло осмотрел его на изгиб, сделал пару произвольных ударов по воздуху и заявил, что это действительно хорошее приобретение. Опытный кобудока Такэси Киндзё, один из талантливейших учеников Матаёси и мой сэмпай в то время, тоже, после нескольких отточенных движений с мощными вращениями бедрами, напоминавшими Морио Хигаонну и, очевидно, восходящими к динамике Тёдзуна Мияги, одобрил покупку. Еще один ученик Матаёси. Кэнъю Тинэн, также одобрил мой новый рокусяку-бо, но посоветовал зашлифовать дурацкий слой синтетического лака: «Естественный жир собственных рук должен впитаться в дерево чтобы наделить посох душой», - сказал он в несвойственной философской манере. Я это сделал, липкая глянцевая отделка была удалена дома и шест был готов принять жир моего локтя…
В целом, школа Матаёси Синпо была увлекательной попыткой воссоздать то, как кобудо должно было выглядеть в начале XX века. Это были относительно жестокие времена, когда любое оружие, оказавшееся под рукой, могло буквально спасти жизнь. По окинавским стандартам того времени Матаёси не был простым инструктором, он хотел натаскать нас в основах работы с оружием, гоняя, казалось (и, скорее всего, так и было) часами по душному додзё, бесконечно отрабатывая удары и блоки шестом. Было много ситуационных отработок. Во время одной из тренировок он упрекнул нас в том, что мы, заслушавшись его объяснения техники, далеко отошли от наших рокусяку-бо, прислоненных к стене додзё. «Никогда не оставляйте свое оружие вне пределов досягаемости», - строго ругал он нас смертельно-серьезным голосом. Затем, после короткой задумчивой паузы, действуя как отец, защищающий сына от неминуемой опасности, он продолжил: «Это может стоить вам жизни». Предупреждение было таким реальным, что, я думаю, он сам в него верил, или же это было воспоминание о былых временах.